Математика стала неотъемлемым инструментом для решения задач, анализа и оптимизации процессов в разнообразных областях деятельности человека в современном мире. Поскольку математика продолжает проникать во все сферы жизни, проблема качественного обучения математике действительно приобретает все большую актуальность на всех ступенях образования, включая дошкольное.
Разнообразная перцептивная и продуктивная деятельность детей дошкольного возраста является источником формирования представлений об окружающем мире: признаках и свойствах предметов (цвете, форме, величине, пространственном расположении, количестве), а также об отношениях людей (к ребенку, друг к другу, к окружающим вещам и т. д.).
Накопленный сенсорный опыт будет являться основой для формирования элементарных математических представлений и первичных понятий.
«Е. И Щербакова говорит о том, что исходным содержанием понятия «форма» будут служить реальные предметы окружающей действительности.
Форма – это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.
Известные отечественные и зарубежные исследователи, такие как, О. Декроли, М. Монтессори, Н. П. Сакулина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Ф. Фребель и др. подтверждали, что в период дошкольного детства важно формировать у дошкольников представления о форме, цвете, размере, материале. Первые представления о форме закладываются в дошкольном возрасте в следующей последовательности: различение самих форм, различение названий форм и лишь затем – самостоятельное называние.
Формирование представлений о форме у ребенка дошкольного возраста – это первоначальная ступень сенсорного воспитания, на которой закладываются употребляемые в дальнейшей жизни эталоны. Ученые педагоги утверждают, что развитие представлений о форме и геометрических фигурах у дошкольников выступает одной из основных проблем при формировании математических знаний у детей данного возраста. Наиболее значительными исследованиями в этой сфере являются работы отечественных исследователей Венгер Л. А, Михайловой З. А., Столяр А. А. Вопрос лишь в том, как наиболее эффективно формировать эти представления.
Развитие восприятия активно происходит в дошкольном возрасте и проходит в обозначенный возрастной период несколько этапов. На начальном этапе осуществляется становление адекватного образа предмета в процессе манипуляции им – это происходит в раннем возрасте, когда предметная деятельность выступает ведущей у детей. Далее при помощи движений глаз и рук дошкольники усваивают пространственные свойства предметов. Постепенно, на дальнейших ступенях психического развития, у детей вырабатывается способность узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов быстро и без каких-либо внешних движений, что позволяет им на основе этих свойств отличать их друг от друга.
Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы.
Усвоенные детьми представления о форме закрепляются на прогулках во время наблюдений за живой и неживой природой, рассматривания предметов ближайшего окружения (дома, игрушки, веранды, деревья, клумбы, цветы и т. д.), экспериментирования с песком, водой, снегом. Во время выполнения режимных моментов ознакомление и закрепление проходит через сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение литературы с математическим содержанием, математические сказки и др.
Для формирования представлений о форме талантливым педагогом В. В. Воскобовичем было разработано большое количество развивающих игр.
В. В. Воскобович является авторов универсальных и креативных дидактических пособий, которые в форме игры развивают созидательные возможности детей, формируют его познавательный потенциал и психологические процессы, а также предлагают дошкольникам занимательное путешествие с событиями в сказочный обучающий мир.
Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.
Вторым принципом методики является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны: в игровой форме можно обучаться счету или чтению, развивать такие познавательные процессы, как память, мышление и логику. Таким образом, ценность игр Воскобовича заключается в их способности всестороннее развивать и обучать малыша.
Третий принцип методики Воскобовича заключается в развитии у ребенка творческого начала: игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал детей.
С целью формирования представлений дошкольников о форме предметов в групповом помещении создается предметно – развивающая среда, наполненная играми В. В. Воскобовича. Внешнее оформление образа Фиолетового леса целиком зависит от творческой идеи воспитателя и от материального обеспечения группы. Важное условие организации предметно – развивающей среды - свободный доступ к играм, что позволяет детям в самостоятельной игровой деятельности продолжить ту игру, в которую играли вовремя образовательной деятельности.
С целью выявления сформированности представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование на базе БДОУ «Детский сад № 8 г. Тары». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5–6 лет) в количестве 20 человек.
С опорой на исследования Е. И. Щербаковой, были определены показатели сформированности у детей 5–6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов, осуществлён отбор и разработка диагностических заданий. На констатирующем этапе эксперимента каждому ребенку предлагались задания и по результатам их выполнения выставлялись баллы, которые соответствовали уровню сформированности представлений о геометрических фигурах и формах предметов:
- Диагностическое задание 1 «Назови фигуру» (Е. И. Щербакова).
- Диагностическое задание 2 «Геометрическое лото» (Е. И. Щербакова).
- Диагностическое задание 3 «Найди по форме» (Е. И. Щербакова).
- Диагностическое задание 4 «Копировальщик».
Представим результаты анализа: преимущественно у обследуемых дошкольников средний уровень сформированности представлений о форме – 10 детей (50%); при этом достаточно высоки показатели низкого уровня – 8 детей (40%). Только у 2 дошкольников (10%), был определен высокий уровень сформированности представлений о форме.
Результаты проведенной диагностики на констатирующем этапе показали, что большинство детей имеют низкий и средний уровень сформированности представлений о геометрических фигурах и формах предметов. Это подтверждает необходимость целенаправленной работы по формированию представлений о геометрических фигурах и формах предметов.
В соответствии с основной образовательной программой и рабочей программой старшей группы, на формирующем этапе исследования, нами были определены темы для разработки и апробации занятий образовательной деятельности с использованием развивающих игр В. Воскобовича.
После окончания формирующего эксперимента нами была проведена повторная диагностика дошкольников, с целью выявления динамики уровня сформированности представлений о геометрических фигурах и формах объектов. Использовалась методика аналогичная констатирующему эксперту. В ходе контрольного эксперимента нами были получены следующие результаты.
Полученные в ходе контрольного эксперимента у дошкольников результаты значительно отличаются от данных стартовой диагностики: высокий уровень увеличился на 40%; средний уменьшился на 10%, а низкий – на 30%.
Проведенная работа, с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича, помогла детям легко освоить новые знания, повысила интерес и мотив познавательной деятельности. Целенаправленная и систематическая работа формированию представлений о форме у старших дошкольников при помощи игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» является эффективной и помогает достигать высоких результатов.