Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Договор коммерческой концессии: понятие, содержание, особенности

Договор коммерческой концессии: понятие, содержание, особенности

Автор(-ы):

Кокорина Вероника Андреевна

20 мая 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

правообладатель
пользователь
паушальный платеж
роялти
субконцессия

Аннотация статьи

Договор коммерческой концессии является одним из самых сложных и недостаточно исследованных договоров в гражданском праве. Стороны данного договора сталкиваются с достаточно существенными трудностями, как на этапе заключения договора, так и в ходе исполнения взятых на себя обязательств. Некоторые положения гл. 54 ГК РФ, регулирующей коммерческую концессию, не в полной мере сбалансированы с другими законодательными нормами. В статье рассматриваются правовые основы понятия договор коммерческой концессии, включая вопросы его заключения, исполнения, изменения и расторжения. Раскрываются права и обязанности сторон, рассматриваются правовые последствия нарушения условий договора коммерческой концессии.

Текст статьи

Целью статьи состоит в комплексном исследовании договора коммерческой концессии на основе анализа действующего российского законодательства и правоприменительной практики.

Соответственно, в рамках реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

  • определить понятие договора коммерческой концессии;
  • рассмотреть требования к форме договора коммерческой концессии;
  • проанализировать содержание (условия) договора;
  • рассмотреть обязанности и права участников;
  • определить основания расторжение договора.

Понятие договора коммерческой концессии определено в ст. 1027 ГК РФ – договор, в соответствии с которым одна из сторон (правообладатель) берет на себя обязательство предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав.

Договор коммерческой концессии обладает тремя ключевыми признаками. Во-первых, он является консенсуальным, во-вторых, возмездным, в-третьих, двусторонне обязывающим.

Договор коммерческой концессии может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. Большое значение, имеет лишь то, что договор может применяться исключительно в сфере предпринимательской деятельности.

Необходимыми предпосылками для заключения такого договора (существенными условиями) будут:

  • Определение комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав.
  • Установление объема использования исключительных прав.
  • Определение территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.
  • Цена договора.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен исключительно в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным. Объявление договора ничтожным жесткая мера, но вполне оправданная характером предполагаемых договорных отношений. Договор подлежит государственной регистрации правообладателем, соответственно Договором такая обязанность может быть возложена и на пользователя.

Государственной регистрации подлежат:

  • изменение Договора (п. 2 ст. 1036 ГК).
  • досрочное расторжение Договора, заключенного с указанием срока, а также расторжение Договора, заключенного без указания его срока действия (п. 2 ст. 1037 ГК).

Государственную регистрацию Договора осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), услуга облагается государственной пошлиной.

В предмет договора коммерческой концессии входит комплекс исключительных прав, которые принадлежат правообладателю и которые передаются в распоряжение пользователя в соответствии с договором. В указанный комплекс помимо всего прочего, обычно всегда входят средства индивидуализации товара (услуг) либо предприятий: право на товарный знак, коммерческое обозначение, знак обслуживания (известный логотип, привычная вывеска и т. п.) [5].

Они позволяют индивидуализировать предприятие и выделить его среди других себе подобных. В комплекс исключительных прав также могут входить и права на секреты производства (ноу-хау). Дело в том, что потребителей, как правило, в первую очередь, привлекают уникальный товар (услуга), чья технология получения известна только собственнику ноу-хау.

В договоре коммерческой концессии стороны также могут установить использование других прав (например, коммерческого опыта правообладателя, деловой репутации). Необходимо отметить, что фирменное наименование либо право на его использование не может являться объектом передачи по договору коммерческой концессии.

В договоре коммерческой концессии должен быть установлен объем использования передаваемых прав и иных объектов, кроме того, по договоренности сторон может быть определена и территория их использования.

Сторонами по Договору могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом важно подчеркнуть, что если на момент государственной регистрации Договора, например, физическое лицо утратит статус индивидуального предпринимателя, то будет нарушено требование п. 3 ст. 1027 ГК в части субъектного состава участников Договора, что повлечет ничтожность Договора.

В соответствии со ст. 1029 ГК РФ, участниками договора коммерческой концессии могут являться и дополнительные субъекты – «вторичные пользователи».

Они включаются в соответствующие отношения в случае заключения договора коммерческой субконцессии, в котором устанавливается право либо обязанность пользователя разрешить использовать предоставленный ему комплекс исключительных прав вторичным пользователям на условиях субконцессии.

Законодатель возложил ряд обязанностей и на правообладателя. Правообладатель, во-первых, обязан передать пользователю необходимую документацию и информацию, а во-вторых, как уже упоминалось, осуществить государственную регистрацию договора коммерческой концессии [6].

Помимо этого, правообладатель также должен:

  • дать подробные инструкции пользователю и его работникам по вопросам, касающимся реализации прав, которые были переданы пользователю;
  • оказывать пользователю непрерывную помощь и содействие (консультативное, техническое) в обучении и повышении квалификации его работников;
  • осуществлять контроль качества товаров (работ, услуг), которые производит, оказывает либо выполняет пользователь в соответствии с договором коммерческой концессии.

Необходимо отметить, что осуществление контроля является не просто правом правообладателя, а его прямой обязанностью. Если последний этой обязанностью пренебрегает, то это чревато наступлением для него негативных последствий, поскольку правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых, выполняемых или оказываемых им по договору коммерческой концессии.

В том случае если правообладатель не просто разрешил пользователю распространять свою продукцию, но и доверил ее изготовление, то тогда он еще больше заинтересован в осуществлении жесткого контроля над ее качеством. Правообладатель несет солидарную с пользователем ответственность по требованиям, которые предъявляются к пользователю как к изготовителю продукции (товаров) правообладателя.

Договором коммерческой концессии могут устанавливаться особые положения, которые ограничивают права сторон. Эти ограничения будут иметь силу, поскольку они непосредственно разрешены законом. В ст. 1033 ГК РФ перечень возможных ограничений не установлен, но в данной норме приведено нескольких их примеров.

Данные обязательства в основном преследуют цель обеспечить исключительность положения пользователя на какой-либо конкретной территории и исключить конкуренцию между ним и правообладателем на этой территории. К примеру, договором могут быть предусмотрены ограничения, согласно которым лишь пользователю позволяется работать в каком-либо городе под коммерческим обозначением правообладателя [7].

Более того, в договоре даже может быть прописано условие о том, что правообладателю запрещается заниматься в этом же городе той же самой деятельностью. В договоре коммерческой концессии стороны могут установить ограничение о том, что правообладатель не будет предоставлять иным лицам такие же комплексы исключительных прав для их использования на территории, которая закрепляется за пользователем. В договоре коммерческой концессии стороны могут согласовать условия о месторасположении коммерческих помещений пользователя, которые будут использоваться последним при реализации предоставленных ему по договору исключительных прав. Стороны также могут согласовать вопросы, связанные с их внутренним и внешним оформлением (как правило, все помещения оформляются в фирменном стиле правообладателя). Необходимо отметить, что возможности сторон по установлению ограничений отнюдь не являются безграничными.

Вознаграждение по Договору может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной Договором (ст. 1030 ГК).

В договорной практике можно встретить такие аналоговые понятия как:

  • паушальный платеж – четко зафиксированная в тексте Договора сумма, не зависящая от объема реализации продукции, выплачиваемая как в один, так и в несколько этапов либо периодически,
  • роялти – платежи, непосредственно зависящие от фактических результатов коммерческого использования франшизы, выплачиваемые в течение всего срока действия Договора, по окончании каждого отчетного периода, начиная с даты вступления Договора в силу,
  • комбинированный платеж – гибкая и наиболее приемлемая для обеих сторон комбинация, включающая авансовый платеж (в виде твердой суммы) и последующих роялти.

При заключении Договора Стороны могут:

  • указать определенный срок его действия (с учетом срока действия исключительного права);
  • не указывать срок – в результате будут применимы положения ст. 1235 ГК о том, что в случае, когда в Договоре срок его действия не определен, то Договор считается заключенным на пять лет.

Если в период действия Договора истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому

Договору, либо такое право прекратилось по иному основанию, Договор продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором, вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения. В случае прекращения принадлежащего правообладателю исключительного права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение наступают последствия, предусмотренные п. 3 ст. 1037 и ст. 1039 ГК.

Условия и порядок расторжения договора коммерческой концессии – один из важнейших пунктов. Происходит в случае наступления одного из следующих обстоятельств:

  1. Истечение срока действия договора: Если договор коммерческой концессии заключен на определенный срок, то он автоматически прекращается по истечении этого срока.
  2. Досрочное расторжение договора: Стороны могут достигнуть соглашения о досрочном прекращении договора. В этом случае обычно требуется уведомление другой стороны о намерении расторгнуть договор с определенным сроком предупреждения.
  3. Смерть или банкротство одной из сторон: Если одна из сторон умирает или объявляется банкротом, то договор коммерческой концессии автоматически прекращается.
  4. Нарушение условий договора: Если одна из сторон систематически нарушает условия договора и не исправляет своих действий после предупреждения, другая сторона может потребовать прекращения договора.
  5. Форс-мажор: В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, которые препятствуют выполнению договора, стороны могут прекратить его.

При прекращении договора коммерческой концессии могут возникать различные юридические последствия, включая обязанность возврата имущества концессионера и компенсации убытков.

Подводя некоторый итог, стоит отметить, что положения ГК РФ, рамки расторжения договоров коммерческих концессий, являются довольно противоречивыми. С одной стороны, право на односторонний отказ от исполнения договора принадлежит только правообладателю, в силу чего пользователь достаточно механически досудебной защиты своих прав, если имеет место их нарушение.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 27 февраля 2024).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023 с изм. от 12.09.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14. – ст. 1027.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 24.07.2023, с изм. от 04.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 4 ст. 1113.
  4. Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 № 3520-1 // Российская газета. 23.09.1992 г. № 3520-1. Ст. 47 с изм. и допол. в ред. от 24.12.2002.
  5. Антончик М.Г. Общее учение о хозяйственных договорах. – 2 изд. – Москва: Юридическая литература, 2020. – 120 с.
  6. Евсеев М.А. Договорное право России. – 1 изд. – Москва: Спарк, 2021. – 100 с.
  7. Рожков М.А. Концепция «исключительных прав» и понятие «интеллектуальной собственности» в гражданском праве. – 2 изд. – Москва: Юридические исследования, 2021. – 150 с.
  8. Рыбкин А.А. Проблемы развития договора коммерческой концессии. – Санкт-Петербург: Юрист, 2022. – 90 с.
  9. Старов К.М. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания. – 1 изд. – Москва: Спарк, 2022. – 50 с.

Поделиться

263

Кокорина В. А. Договор коммерческой концессии: понятие, содержание, особенности // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.III.С. 37-40. URL: https://apni.ru/article/9355-dogovor-kommercheskoj-koncessii-ponyatie-soderzhanie-osobennosti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля