Результаты научных исследований Н.Б. Стамбуловой [5], а затем М.П. Бандакова [4] показали, что развитие физических качеств оказывает положительное влияние на функционирование отдельных психических процессов школьников 8-12 лет. В то же время Ю.Ф. Курамшин отмечал, что «природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми, в том числе понимают типологические свойства нервной системы – сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов» [3].
В существующих научно-методических литературных источниках отсутствуют методики развития баскетболистов групп начальной спортивной подготовки с учетом типологических свойств нервной системы. В ряде работ типологические различия между спортсменами определяются без указания возраста и спортивной специализации.
Занятия баскетболом оказывают влияние на рост и развитие мозга ребенка, за счет стимулирования созревание нервных клеток. Разнообразные воздействия и взаимосвязи между ними, способствуют проявлению наследственных возможностей нервной системы [9].
У детей младшего школьного возраста мышцы все еще остаются слабыми. С помощью мышечной работы и правильным количеством движений, происходит увеличение объема мышц, так и мышечной силы. В период младшего возраста ребенок становится физически более сильным и работоспособным, но не способным длительное время удерживать внимание и высокую работоспособность. Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. А та же создание у юных спортсменов положительное отношение к их деятельности, вызывая активные мотивы и желание тренироваться, достигая новых высот.
90% общего объема двигательных навыков, ребенок осваивает в период первого и второго детства. В 7 лет двигательные навыки усваиваются быстро, так как происходит интенсивное развития двигательного анализатора в коре мозга. Чем большим объемом движений ребенок овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы технического мастерства в избранной специализации.
В процессе разучивания новых движений весьма важно уделять внимание таким аспектам, как:
- переменная мощность работы;
- разнообразные интервалы отдыха и передвижений;
- выполнение точных действий в разных условиях и при разной скорости движения.
Нервная система начинает адаптироваться к постоянному переключению мощностей совместно с изменением скорости, а также направлений действий, и даже в процессе разучивания стандартных движений.
Так, занятия игрой баскетбол помогают в формировании:
- настойчивости;
- уверенности в себе;
- чувства коллективизма.
В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Ход событий на площадке не предсказуем [9]. Действовать приходится в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является:
- творческая деятельность;
- мгновенная оценка ситуации;
- решение тактической задачи;
- выбор ответных действий.
Игрок, находящийся на площадке, должен:
- оценивать расположение товарищей по команде и соперников;
- анализировать особенности возникающих комбинаций;
- предвидеть направление передач мяча.
В условиях недостатка времени успешность действий игрока определяется не только правильностью выбранных решений, но и скоростью осуществления нервных процессов. В крайне малые отрезки времени мозг спортсмена воспринимает и обрабатывает информацию от различных систем организма.
Способность мозга к обучению различна. Процессы переработки информации определяются врожденными способностями нервной системы. Но с помощью многолетней практики, можно изменить свои способности и улучшить переработку информации. Так на основе зрительной и другой информации в программу вносятся изменения, и уже при повторных попытках совершенствуется техника выполнения движений.
Большое значение в баскетболе имеет способность мозга к предвидению событий. Игроку приходится постоянно вычислять вероятность предстоящих изменений на площадке, угадывать возможные передвижения и действия других игроков на площадке [10]. Также он должен определять время и место появления мяча или соперника даже в том случае, если он видит только часть траектории их движения. Данная способность заметно растёт по мере повышения спортивного мастерства. Повышение силы и подвижности нервных процессов во время тренировочных и соревновательных нагрузок, зависит от:
- больших объёмов и высокой интенсивности;
- быстрых и точных дифференцировок.
Основной задачей начинающего игрока, является:
- научится применять в своей игре творческую деятельность;
- научится мгновенной опенке ситуации;
- научится решению тактических задач;
- научится выбору ответных действий.
На данном этапе важно следить за соразмерностью эмоциональных и физических нагрузок. Повышение данных нагрузок, может привести к апатии и травмам. Изучение методик развития юных баскетболистов с учетом типологических свойств нервной системы является важным аспектом спортивной подготовки.
Низкую работоспособность юных спортсменов со слабым типом нервной системы, может компенсировать:
- создание положительного отношения к деятельности;
- выявление активных мотивов и желание тренироваться;
- постановка краткосрочных планов;
- фиксирование динамики изученных действий.
Используя различные методы работы с учетом типологических свойств нервных систем спортсменов, можно работать на достижения высоких результатов и как со спортсменами с сильной и слабой нервной системой.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, на спортивно оздоровительном этапе, слабая нервная система не является противопоказание к спортивным занятиям и зачисления в группы спортивных школ. Постепенное увеличение разнообразных двигательных действий и регулярное посещений тренировок приводит к систематичной двигательной активности, тем самым подготавливая нервную систему к дальнейшему обучению.