Проблемы учета типа нервной системы в тренировке начинающих баскетболистов
научный журнал «Актуальные исследования» #12 (15), июнь '20

Проблемы учета типа нервной системы в тренировке начинающих баскетболистов

Баскетбол является массовым, представительным и зрелищным видом спорта. Практика последних европейских и мировых Чемпионатов, а также финальных стадий различных Национальных первенств по игровым видам спорта показывает, что в решающие моменты игры проявления личностных качеств и психических процессов спортсменов влияет на исход игры и командные достижения. В настоящее время, многие командные виды спорта значительно помолодели. В связи с этим фактом, идет активное изучение всех особенностей развития юных спортсменов. Особое внимание в данном случае уделяется не только физическим способностям, но и психическим особенностям юных игроков.

В статье анализируются и раскрываются проблемы учета типа нервной системы в тренировочном процессе начинающих баскетболистов.

Аннотация статьи
двигательная активность
баскетбол
нервная система детей
подвижность нервных процессов
Ключевые слова

Результаты научных исследований Н.Б. Стамбуловой [5], а затем М.П. Бандакова [4] показали, что развитие физических качеств оказывает положительное влияние на функционирование отдельных психических процессов школьников 8-12 лет. В то же время Ю.Ф. Курамшин отмечал, что «природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми, в том числе понимают типологические свойства нервной системы – сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов» [3].

В существующих научно-методических литературных источниках отсутствуют методики развития баскетболистов групп начальной спортивной подготовки с учетом типологических свойств нервной системы. В ряде работ типологические различия между спортсменами определяются без указания возраста и спортивной специализации.

Занятия баскетболом оказывают влияние на рост и развитие мозга ребенка, за счет стимулирования созревание нервных клеток. Разнообразные воздействия и взаимосвязи между ними, способствуют проявлению наследственных возможностей нервной системы [9].

У детей младшего школьного возраста мышцы все еще остаются слабыми. С помощью мышечной работы и правильным количеством движений, происходит увеличение объема мышц, так и мышечной силы. В период младшего возраста ребенок становится физически более сильным и работоспособным, но не способным длительное время удерживать внимание и высокую работоспособность. Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. А та же создание у юных спортсменов положительное отношение к их деятельности, вызывая активные мотивы и желание тренироваться, достигая новых высот.

90% общего объема двигательных навыков, ребенок осваивает в период первого и второго детства. В 7 лет двигательные навыки усваиваются быстро, так как происходит интенсивное развития двигательного анализатора в коре мозга. Чем большим объемом движений ребенок овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы технического мастерства в избранной специализации.

В процессе разучивания новых движений весьма важно уделять внимание таким аспектам, как:

  • переменная мощность работы;
  • разнообразные интервалы отдыха и передвижений;
  • выполнение точных действий в разных условиях и при разной скорости движения.

Нервная система начинает адаптироваться к постоянному переключению мощностей совместно с изменением скорости, а также направлений действий, и даже в процессе разучивания стандартных движений.

Так, занятия игрой баскетбол помогают в формировании:

  • настойчивости;
  • уверенности в себе;
  • чувства коллективизма.

В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Ход событий на площадке не предсказуем [9]. Действовать приходится в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является:

  • творческая деятельность;
  • мгновенная оценка ситуации;
  • решение тактической задачи;
  • выбор ответных действий.

Игрок, находящийся на площадке, должен:

  • оценивать расположение товарищей по команде и соперников;
  • анализировать особенности возникающих комбинаций;
  • предвидеть направление передач мяча.

В условиях недостатка времени успешность действий игрока определяется не только правильностью выбранных решений, но и скоростью осуществления нервных процессов. В крайне малые отрезки времени мозг спортсмена воспринимает и обрабатывает информацию от различных систем организма.

Способность мозга к обучению различна. Процессы переработки информации определяются врожденными способностями нервной системы. Но с помощью многолетней практики, можно изменить свои способности и улучшить переработку информации. Так на основе зрительной и другой информации в программу вносятся изменения, и уже при повторных попытках совершенствуется техника выполнения движений.

Большое значение в баскетболе имеет способность мозга к предвидению событий. Игроку приходится постоянно вычислять вероятность предстоящих изменений на площадке, угадывать возможные передвижения и действия других игроков на площадке [10]. Также он должен определять время и место появления мяча или соперника даже в том случае, если он видит только часть траектории их движения. Данная способность заметно растёт по мере повышения спортивного мастерства. Повышение силы и подвижности нервных процессов во время тренировочных и соревновательных нагрузок, зависит от:

  • больших объёмов и высокой интенсивности;
  • быстрых и точных дифференцировок.

Основной задачей начинающего игрока, является:

  • научится применять в своей игре творческую деятельность;
  • научится мгновенной опенке ситуации;
  • научится решению тактических задач;
  • научится выбору ответных действий.

На данном этапе важно следить за соразмерностью эмоциональных и физических нагрузок. Повышение данных нагрузок, может привести к апатии и травмам. Изучение методик развития юных баскетболистов с учетом типологических свойств нервной системы является важным аспектом спортивной подготовки.

Низкую работоспособность юных спортсменов со слабым типом нервной системы, может компенсировать:

  • создание положительного отношения к деятельности;
  • выявление активных мотивов и желание тренироваться;
  • постановка краткосрочных планов;
  • фиксирование динамики изученных действий.

Используя различные методы работы с учетом типологических свойств нервных систем спортсменов, можно работать на достижения высоких результатов и как со спортсменами с сильной и слабой нервной системой.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, на спортивно оздоровительном этапе, слабая нервная система не является противопоказание к спортивным занятиям и зачисления в группы спортивных школ. Постепенное увеличение разнообразных двигательных действий и регулярное посещений тренировок приводит к систематичной двигательной активности, тем самым подготавливая нервную систему к дальнейшему обучению.

Текст статьи
  1. Эффективность действий баскетболистов различного игрового амплуа в связи с типологическими особенностями свойств нервной системы : дис. канд. психол. наук : 13.00.04. СПб., 2004. С. 44–54), И.С. Беленко (Влияние занятий спортом на функциональное состояние нервной и дыхательной систем юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет разных соматотипов : автореф. дис. … канд. биол. наук : 03.03.01. Майкоп, 2010. 25 с.
  2. Индивидуально-психологические особенности в развитии координационных способностей у девочек 6-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Омск, 1998. 24 с.
  3. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. [3-е изд., стер.]. М. : Сов. спорт, 2007. С. 146-165, 351-356.
  4. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры как условие эффективного развития физических качеств и психических процессов школьников (на материале исследования учащихся 4-5 классов) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04. Л., 1981. 19 с.
  5. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Л., 1978. 211 с.
  6. Макаров Ю.М., Хусейн Ал Тай Типологический профиль свойств личности баскетболистов 16-18 лет в зависимости от стиля игровой деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 3 (73). С. 122–124.
  7. Рыбчинский, В.П. Из опыта изучения индивидуально-типологических особенностей спортсменов / В.П. Рыбчинский // Валеология. – 2000. – № 2. – С. 79.
  8. Платонов, В.А. Программированная физическая подготовка юных баскетболистов 11-16 лет : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / В.А. Платонов ; [Рос. гос. акад. физ. культуры]. – Москва, 1998. – 26 с. – Библиогр.: с. 26 (6 назв.).
  9. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов : учебно-методическое пособие / авт.-сост. Б.Е. Лосин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2003. – 32 с.
  10. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – Москва : Астрель, 2004. – 863 с. – (Профессия – тренер).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября