Автор(-ы):
Капустин Александр Григорьевич
Валик Мария Георгиевна
Секция
Физическая культура и спорт
Ключевые слова
Аннотация статьи
Баскетбол является массовым, представительным и зрелищным видом спорта. Практика последних европейских и мировых Чемпионатов, а также финальных стадий различных Национальных первенств по игровым видам спорта показывает, что в решающие моменты игры проявления личностных качеств и психических процессов спортсменов влияет на исход игры и командные достижения. В настоящее время, многие командные виды спорта значительно помолодели. В связи с этим фактом, идет активное изучение всех особенностей развития юных спортсменов. Особое внимание в данном случае уделяется не только физическим способностям, но и психическим особенностям юных игроков.
В статье анализируются и раскрываются проблемы учета типа нервной системы в тренировочном процессе начинающих баскетболистов.
Текст статьи
Результаты научных исследований Н.Б. Стамбуловой [5], а затем М.П. Бандакова [4] показали, что развитие физических качеств оказывает положительное влияние на функционирование отдельных психических процессов школьников 8-12 лет. В то же время Ю.Ф. Курамшин отмечал, что «природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми, в том числе понимают типологические свойства нервной системы – сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов» [3].
В существующих научно-методических литературных источниках отсутствуют методики развития баскетболистов групп начальной спортивной подготовки с учетом типологических свойств нервной системы. В ряде работ типологические различия между спортсменами определяются без указания возраста и спортивной специализации.
Занятия баскетболом оказывают влияние на рост и развитие мозга ребенка, за счет стимулирования созревание нервных клеток. Разнообразные воздействия и взаимосвязи между ними, способствуют проявлению наследственных возможностей нервной системы [9].
У детей младшего школьного возраста мышцы все еще остаются слабыми. С помощью мышечной работы и правильным количеством движений, происходит увеличение объема мышц, так и мышечной силы. В период младшего возраста ребенок становится физически более сильным и работоспособным, но не способным длительное время удерживать внимание и высокую работоспособность. Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. А та же создание у юных спортсменов положительное отношение к их деятельности, вызывая активные мотивы и желание тренироваться, достигая новых высот.
90% общего объема двигательных навыков, ребенок осваивает в период первого и второго детства. В 7 лет двигательные навыки усваиваются быстро, так как происходит интенсивное развития двигательного анализатора в коре мозга. Чем большим объемом движений ребенок овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы технического мастерства в избранной специализации.
В процессе разучивания новых движений весьма важно уделять внимание таким аспектам, как:
Нервная система начинает адаптироваться к постоянному переключению мощностей совместно с изменением скорости, а также направлений действий, и даже в процессе разучивания стандартных движений.
Так, занятия игрой баскетбол помогают в формировании:
В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Ход событий на площадке не предсказуем [9]. Действовать приходится в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является:
Игрок, находящийся на площадке, должен:
В условиях недостатка времени успешность действий игрока определяется не только правильностью выбранных решений, но и скоростью осуществления нервных процессов. В крайне малые отрезки времени мозг спортсмена воспринимает и обрабатывает информацию от различных систем организма.
Способность мозга к обучению различна. Процессы переработки информации определяются врожденными способностями нервной системы. Но с помощью многолетней практики, можно изменить свои способности и улучшить переработку информации. Так на основе зрительной и другой информации в программу вносятся изменения, и уже при повторных попытках совершенствуется техника выполнения движений.
Большое значение в баскетболе имеет способность мозга к предвидению событий. Игроку приходится постоянно вычислять вероятность предстоящих изменений на площадке, угадывать возможные передвижения и действия других игроков на площадке [10]. Также он должен определять время и место появления мяча или соперника даже в том случае, если он видит только часть траектории их движения. Данная способность заметно растёт по мере повышения спортивного мастерства. Повышение силы и подвижности нервных процессов во время тренировочных и соревновательных нагрузок, зависит от:
Основной задачей начинающего игрока, является:
На данном этапе важно следить за соразмерностью эмоциональных и физических нагрузок. Повышение данных нагрузок, может привести к апатии и травмам. Изучение методик развития юных баскетболистов с учетом типологических свойств нервной системы является важным аспектом спортивной подготовки.
Низкую работоспособность юных спортсменов со слабым типом нервной системы, может компенсировать:
Используя различные методы работы с учетом типологических свойств нервных систем спортсменов, можно работать на достижения высоких результатов и как со спортсменами с сильной и слабой нервной системой.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, на спортивно оздоровительном этапе, слабая нервная система не является противопоказание к спортивным занятиям и зачисления в группы спортивных школ. Постепенное увеличение разнообразных двигательных действий и регулярное посещений тренировок приводит к систематичной двигательной активности, тем самым подготавливая нервную систему к дальнейшему обучению.
Список литературы
Поделиться
Капустин А. Г., Валик М. Г. Проблемы учета типа нервной системы в тренировке начинающих баскетболистов // Актуальные исследования. 2020. №12 (15). С. 102-105. URL: https://apni.ru/article/936-problemi-ucheta-tipa-nervnoj-sistemi-v-trenir