Автор(-ы):
Кузнецова Юлия Анатольевна
21 мая 2024
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается вопрос обеспечения региональной экономики кадрами со средним профессиональным образованием. Приведены меры региональной политики, обеспечивающие эффективность подготовки квалифицированных специалистов для рынка труда.
Текст статьи
Образование является одним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации. В развитии системы образования заинтересованность государства прослеживается не только в вопросах соблюдения прав и свобод человека [1].
Одним из факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития как страны в целом, так и каждого региона, является обеспеченность востребованными квалифицированными специалистами в различных сферах рынка труда.
В настоящее время российская экономика перестраивается к работе в условиях санкций. Активно развивается собственное производство и промышленность, открываются новые рабочие места, а значит, растет потребность в кадрах. Кроме того, трансформируется рынок труда в целом, растут требования работодателей к квалификации сотрудников, меняется спрос на ряд специальностей.
Система профессионального образования столкнулась с определенными вызовами по устранению дефицита квалифицированных кадров, который отмечается во всех отраслях, и отсутствием связи между профессиональным образованием и требованиям предприятий к квалификации рабочих кадров с учетом изменений на производстве.
В целях закрытия потребности экономики и бизнеса нужно совершенствовать саму систему подготовки.
Основой кадрового обеспечения становится система среднего профессионального образования.
В целях преодоления разрыва между кадровыми потребностями работодателей и подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации поставлена задача «подготовки миллиона квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для обеспечения ключевых с точки зрения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности страны отраслей экономики» [2].
В этой связи особую значимость приобретает проблема кардинального совершенствования системы среднего профессионального образования, особенно на региональном уровне.
Рассмотрим на примере Оренбургской области конкретные шаги по повышению эффективности подготовки рабочих кадров для отраслей экономики.
Оренбургская область является одним из ведущих индустриально-аграрных регионов европейской части России. Здесь осуществляют деятельность более 3000 промышленных предприятий. Промышленные производства региона основаны на обширной ресурсной базе, включающей уникальные месторождения цветных металлов, природного газа, нефти, асбеста, каменной соли, бурого угля и других полезных ископаемых.
Ведущими отраслями промышленности в Оренбургском регионе являются металлургический, машиностроительный, горнодобывающий, топливно-энергетический, агропромышленный комплекс, а также кластер транспорта и логистики. География предприятий охватывает ряд крупных населенных пунктов области: города Оренбург, Орск, Новотроицк, Гай, Медногорск, Кувандык, поселок Светлый [3].
Основными задачами развития экономики региона являются формирование механизмов обеспечения квалифицированными кадрами потребностей социально‐экономического развития и повышение эффективности производства, обеспечивающее конкурентоспособность отраслей.
Ключевыми задачами государственных органов власти и органов местного самоуправления Оренбургской области является создание в тесном сотрудничестве с бизнесом прозрачной системы институтов социального партнерства; обеспечение условий для конструктивного диалога социальных, профессиональных и этнических групп; формирование активных субъектов развития региона. Такая система позволяет установить прямую зависимость между экономическим ростом и социальным развитием области.
Поставленные задачи на федеральном уровне являются ключевыми в региональной политике по обеспечению кадрами предприятий Оренбургской области:
Указанные мероприятия являются основой подпрограммы «Развитие профессионального образования» государственной программы Оренбургской области «Развитие системы образования Оренбургской области» и ставит целью совершенствование системы среднего профессионального образования в соответствии с потребностями экономики Оренбуржья в квалифицированных кадрах [4].
В Оренбургской области для рассмотрения вопросов кадрового обеспечения создан координационный совет по профессиональному образованию, прогнозированию и координации подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена и высококвалифицированных кадров в Оренбургской области при Губернаторе Оренбургской области, включающий руководителей региональных органов исполнительной власти, руководителей крупных предприятий Оренбургской области и руководителей объединений работодателей [5].
В ходе заседаний Совета, проводимых не реже одного раза в год, на повестку выносятся вопросы, связанные с:
Ежегодно Правительством Оренбургской области корректируется перечень востребованных и перспективных профессий и специальностей, входящих в ТОП-Регион, с учетом Стратегии социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 года [3], списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, [6] и потребности Оренбургской области в профессиональных кадрах [7].
В рамках межведомственного взаимодействия, включающего руководителей региональных органов исполнительной власти, руководителей крупных предприятий Оренбургской области и руководителей объединений работодателей, на основе анализа рынка труда с учетом потребностей отраслей экономики Оренбургской области и стратегических ориентиров региона определяется общий объем контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Оренбургской области.
Общий объем контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований бюджета Оренбургской области (далее – КЦП) ежегодно корректируется, на 2024/2025 учебный год составил 9138 человек (на 2023/2024 – 8820 человек, на 2022/2023 – 8802 человека).
С учетом региональной потребности в подготовке кадров открываются новые направления подготовки по программам среднего профессионального образования.
Так, например, в 2023 году – 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке, 15.01.34 Фрезеровщик на станках с ЧПУ, 15.01.36 Дефектоскопист, 08.02.13 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям), 15.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства, 15.02.16 Технология машиностроения, 22.02.05 Обработка металлов давлением, 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК), 43.02.16 Туризм и гостеприимство, 55.02.02 Анимация и анимационное кино (по видам); в 2024 году – 15.01.38 Оператор - наладчик металлообрабатывающих станков, 22.01.11 Оператор металлургического производства, 23.01.01 Оператор транспортного терминала, 08.02.15 Информационное моделирование в строительстве, 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья, 19.02.13 Технология продуктов общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов, 20.02.20 Прикладная геодезия, 22.02.08 Металлургическое производство (по видам производства).
С учетом приоритетных направлений развития промышленности в Оренбургской области актуальным является увеличение потребности в подготовке специалистов для технических отраслей, а именно: доля КПЦ технических профессий и специальностей от общего объема КЦП в динамике по годам составляет: 2019 – 52,5%, 2020 – 54%, 2021 – 57,3%, 2022 – 61,1%.
Ежегодно растет объем КЦП по техническим профессиям и специальностям, в 2019-2020 составил 4625 человек, 2021 – 4750, 2022 – 4775, 2023 – 5050, 2024 – 5579 человек.
Устранение дефицита квалифицированных рабочих кадров происходит путем ежегодного перераспределения контрольных цифр приема профессий, специальностей и направлений подготовки, учитывая прогноз кадровой потребности с учетом инвестиционных проектов, развития новых рынков и производств, проектов и инициатив технологического развития, потребностей работодателей, предприятий-партнеров в подготовке заявленных специалистов.
Губернатором Оренбургской области принято решение о выделении дополнительных средств областного бюджета на подготовку квалифицированных кадров для предприятий восточной зоны Оренбуржья.
В целях обеспечения кадрами промышленных предприятий в 2024 году реализуется 4 проекта.
Одной из мер по обеспечению кадрами предприятий региона считаем активное присоединение Оренбургской области с 2022 года к реализации федерального проекта «Профессионалитет» по созданию кластеров по отраслям металлургии, машиностроения, информационных технологий, топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей отрасли, а также педагогики, сферы туризма и услуг, клинической и профилактической медицины.
Федеральный проект «Профессионалитет» включен в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года и ставит своей целью создание в системе СПО гибкой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики [8].
По итогам участия в шести конкурсных отборах по созданию в России образовательно-производственных центров и образовательных кластеров Оренбургская область занимает 1 место наравне с Республиками Татарстан, Башкортостан и Московской областью по количеству кластеров в регионе.
В 2022 году в регионе создано 3 образовательно-производственных центра на базе Горно-технологического техникума г. Ясного (машиностроение), Орского технического техникума имени А. И. Стеценко (металлургия) и Новотроицкого политехнического колледжа (металлургия), на программы Профессионалитета принято более 220 студентов.
В 2023 году – 6 кластеров открылись на базе колледжей г. Орска, Медногорска, Оренбурга (Орский машиностроительный колледж (машиностроение), Медногорский индустриальный колледж (металлургия), Орский индустриальный колледж (горнодобывающая), Оренбургский колледж экономики и информатики (информационные технологии), Гуманитарно-технический техникум (машиностроение), Педагогический колледж им. Н. К. Калугина (педагогика)).
В 2023 году приступили к обучению на базе данных организаций 2375 студентов по 48 профессиям и специальностям проекта «Профессионалитет».
В 2024 году продолжается работа по созданию еще 5 кластеров: 2 образовательно-производственных центра топливно-энергетической отрасли и 3 образовательных кластера среднего профессионального образования в области туризма, сферы услуг, клинической и профилактической медицины.
В сентябре 2024 года приступят к обучению 6090 студентов по программам Профессионалитета в обновленных лабораториях на современном высокотехнологическом оборудовании и смогут получить качественное образование и освоить выбранную профессию в кратчайшие сроки под руководством опытных наставников – представителей конкретных предприятий.
В структуру кластеров вошли и стали непосредственными участниками более 20 стратегических предприятий Оренбургской области:
За три года на реализацию ФП «Профессионалитет» привлечено более 1750 миллионов рублей: из которых: средств федерального бюджета – 1260,5 млн рублей, регионального бюджета – 276 млн рублей и средств предприятий-работодателей – 190,9 млн рублей.
С созданием образовательно-производственных кластеров произошла трансформация системы среднего профессионального образования, а именно:
Приоритетом обеспечения кадрами ведущих предприятий области является поддержка вопроса организации целевого обучения.
Участники федерального проекта «Профессионалитет» (АО «Уральская Сталь», АО «Орский машиностроительный завод», АО «Оренбургские минералы», АО «Механический завод», ООО «Медногорский медно-серный комбинат», ПАО «Гайский горно-обогатительный комбинат», ООО «Айтим», АО «Завод бурового оборудования», АО «ПО «Стрела») с целью расширения практики заключения договоров о целевом обучении осуществляют следующие меры поддержки для студентов СПО:
Так, ежемесячная стипендия для студентов Новотроицкого политехнического колледжа, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и заключивших целевой договор с АО «Уральская Сталь», предприятие выплачивает в размере до 1000 рублей, и поощрительная стипендия 2 раза в год студентам, обучающимся по программам подготовки специалистов среднего звена в объёме до 10000 рублей.
Например, АО «Орский машиностроительный завод» осуществляет индивидуальную и совместную проектную деятельность со студентами Орского технического техникума им. А. И. Стеценко, привлекает к участию в конкурсах молодых специалистов и развивающих мастер-классах, культурно-развлекательных и спортивных мероприятиях, творческих сессиях и дискуссиях. Центральным звеном является Молодежная научно-практическая конференция (МНПК) – интерактивная площадка для продвижения инновационных идей и проектов.
АО «Оренбургские минералы» предоставляет следующие меры поддержки обучающимся Горно-технологического техникума г. Ясного:
По программам федерального проекта «Профессионалитет» в 2024 году первый выпуск составит 25 человек по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) в ГАПОУ «Горно-технологический техникум» г. Ясного, из которых 24 человека будут трудоустроены в рамках заключенных договоров о целевом обучении с базовым предприятием образовательно-производственного центра (кластера): акционерное общество Киембаевский горно-обогатительный комбинат «Оренбургские минералы».
Одним из важных показателей эффективного взаимодействия системы среднего профессионального образования и предприятий области является трудоустройство выпускников.
Для организации эффективной маршрутизации выпускников учреждений СПО осуществляют деятельность базовые центры содействия трудоустройству выпускников по территориальным зонам Оренбургской области на базе профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Оренбургской области (центральная зона – ГАПОУ «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга, западная – ГАПОУ «Бугурусланский нефтяной колледж», восточная – ГАПОУ «Орский технический техникум им. А. И. Стеценко») и центр по содействию трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ на базе базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов в Оренбургской области.
На базе профессиональных образовательных организаций функционируют 44 кадровых агентства, центров по содействию трудоустройству выпускников, оказывающие помощь: при составлении резюме и подготовке портфолио, в подборе актуальных вакансий, соответствующих освоенной профессии, специальности, в проведении тестирования на выявление личностных и профессиональных качеств, по выявлению перспективных направлений профессионального развития, в предоставлении рекомендаций по продолжению образования, по навыкам и компетенциям, которые необходимо освоить для карьерного роста.
В Оренбургской области выпуск специалистов со средним профессиональным образованием в 2023 году составил 12449 человек, из которых: трудоустроены – 6695 человек (53,8%); продолжили обучение – 1405 чел. (11,3%); проходят службу в армии по призыву – 2792 чел. (22,4%); риск нетрудоустройства – 1557 чел. (12,5%).
Все вышеописанные меры региональной политики по обеспечению экономики кадрами со средним профессиональным образованием, несомненно, позволяют снижать кадровый дефицит в отраслях экономики Оренбургской области.
Однако, учитывая наличие дефицита кадров в регионе, слабую заинтересованность работодателей в определении прогнозных значений регионального рынка труда, на ближайшую перспективу одной из задач, считаем расширение диалога между региональными государственными структурами, системой профессионального образования и представителями бизнеса.
Таким образом, задача совершенствования системы среднего профессионального образования в Оренбургской области остается актуальной.
Список литературы
Поделиться
Кузнецова Ю. А. Государственная политика в сфере среднего профессионального образования: состояние и пути повышения эффективности подготовки рабочих кадров для отраслей региональной экономики (на примере Оренбургской области) // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.III.С. 49-55. URL: https://apni.ru/article/9367-gosudarstvennaya-politika-v-sfere-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-sostoyanie-i-puti-povysheniya-effektivnosti-podgotovki-rabochih-kadrov-dlya-otraslej-regionalnoj-ekonomiki-na-primere-orenburgskoj-oblasti