Действующим законодательством предусмотрена возможность эффективно взыскать возникшую задолженность в процедуре банкротства как юридическим, так и физическим лицам. При этом существует административная и уголовная ответственность за противоправные действия в сфере банкротства. В данной статье мы остановимся только на административной ответственности в сфере несостоятельности.
Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности за нарушения в сфере несостоятельности (банкротства) и наступает за совершение деяний, предусмотренных ст. 14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство» и 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [2]. При этом следует помнить, что Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) также содержит статью 65, которая регламентирует порядок банкротства юридических лиц и предпринимателей, но не распространяются на граждан [1]. Кроме указанной статей ГК и КоАП РФ законодательство содержит и другие законы, которые определяют действия суда при рассмотрении таких дел, в частности Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3].
Принцип наступления административной ответственности связан с тем, что, вступая в правовые отношения, юридические лица, как и физические, своими действиями могут реализовывать предоставленные им права и исполнять обязанности, то есть осуществлять правомерное поведение, но могут и нарушать их, то есть осуществлять неправомерное поведение. За отдельные проявления неправомерного поведения законодательством предусмотрено привлечение нарушителя, в нашем случае юридического лица, к правовой ответственности.
Должник признается банкротом, если средств и активов недостаточно для выплаты по задолженностям. Соответствие условиям должен выявить Арбитражный суд, однако нормы законодательства по делам о несостоятельности охватывает только взаимоотношения юридических лиц.
Основной признак несостоятельности – неспособность выполнить финансовые обязательства, которая признана судом. Наравне с этим свидетельством банкротства может быть объявление должником о невозможности исполнений условий перед кредиторами в установленном порядке. Простыми словами, несостоятельным признается субъект, у которого не хватает финансовых средств и материальных активов для погашения образовавшихся задолженностей. Государство является основным регулятором вопросов несостоятельности, гарантом защиты прав и интересов партнеров, клиентов и кредиторов субъекта.
В рассмотрении дел о несостоятельности уполномочены на участие следующие лица:
- должник;
- управляющий, назначенный арбитражным судом;
- кредиторы;
- государственные (уполномоченные) органы.
Целью процедуры банкротства для должника является возможность реализовать выплаты по долгам на основании закона. Правом на обращение в арбитражный суд согласно ст. 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (например, налоговая инспекция если должник не проводит отчисления по установленным государством платежам) и другие заинтересованные лица, в том числе сотрудники предприятия, которые не получили обусловленные законом выплаты. Данные лица имеют право на подачу ходатайств об обнаружении фиктивной несостоятельности, установление возможности оплаты задолженностей. При этом расходы на мероприятия обязан возмещать обратившемуся. Должник должен предусматривать отсутствие возможности выплаты по задолженностям и имеет право на подачу заявления о банкротстве в арбитраж заблаговременно.
В отличие от уголовного преступления административный состав правонарушения не содержит такого признака, как причинение крупного ущерба. Достаточно должностному лицу умышленно объявить организацию банкротом при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов и т. д., но при этом без нанесения крупного ущерба кредиторам, то эти действия повлекут административную ответственность согласно ст. 14.12 КоАП РФ. При этом ответственность возлагается на должностных лиц в форме штрафа или дисквалификации на определенный законом срок. То есть административная ответственность априори несет за собой более мягкие последствия. Тенденция прослеживается и в ст. 14.13 КоАП РФ.
П. 1 ст. 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе и т. д., а также сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов. В п. 2 данной статьи указано, что неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника хотя и не несет уголовно наказуемого деяния, но все же может привести к назначению административного штрафа. Кроме того это же наказание, а для должностных лиц еще и дисквалификацию на определенный срок, влечет за собой незаконное воспрепятствование деятельности управляющего (п. 4 ст. 14.13 КоАП РФ) и передачи управляющему необходимых документов (п. 7 ст. 14.13 КоАП РФ), в получении неисполнение юридическим лицом обязанности по подаче заявления о признании банкротом в арбитражный суд (п. 5 ст. 14.13 КоАП РФ), неисполнение юридическим лицом в установленный законодательством срок имущества должника (п. 6 ст. 14.13 КоАП РФ), штраф предусмотрен и рассматриваемом ранее п. 1. Согласно п. 3. ст. 14.13 КоАП РФ не исполнение обязанностей установленных законодательством о банкротстве, но при этом кроме штрафа может быть предусмотрено, в том числе и предупреждение, оно же может быть использовано при нарушении согласно п. 7. Интересно, что согласно п. 8 ст. 14.13 КоАП РФ неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, может караться только дисквалификацией [4].
Дела о несостоятельности рассматривает Арбитражный суд в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Дела о несостоятельности рассматриваются, публично ввиду того, что возможен большой круг заинтересованных и пострадавших лиц. Регламентированный срок на рассмотрение – не более 7-и месяцев.
В ходе рассмотрения за действиями субъекта осуществляется постоянный контроль, цель которого – выявить возможность погашения текущих задолженностей, осуществления мероприятий по оздоровлению. С целью улучшения финансового положения деятельность субъекта может быть перепрофилирована, или вынесено решение о продаже активов с целью полного или частичного удовлетворения интересов кредиторов.
В качестве выводов, следует напомнить, что при рассмотрении заявлений о несостоятельности тщательно проверяется законность оснований, в случае несоответствия принимается решение об отказе в проведении процедуры. Как правило, попытки мошенничества выявляются на стадии досудебного рассмотрения материалов, в отношении заявителей и круга заинтересованных лиц проводятся проверки на законность действий. В целом административная ответственность юридических лиц в сфере несостоятельности (банкротства) может включать в себя широкий спектр последствий и санкций, предусмотренных законодательством. Компании, столкнувшиеся с финансовыми трудностями и объявившие себя банкротами, обязаны соблюдать ряд закрепленных требований и процедур, чтобы избежать дополнительных штрафов и уголовной ответственности. В обязанности юридических лиц входит уплата долгов перед кредиторами, проведение собраний кредиторов, предоставление информации о финансовом положении компании. Нарушение этих обязанностей может повлечь за собой административные штрафы, а в некоторых случаях и уголовную ответственность для руководителей организации. В целом, административная ответственность юридических лиц в сфере банкротства играет важную роль в поддержании порядка и обеспечении законности в экономике.