В настоящее время усиление конкуренции между предприятиями на различных рынках заставляет производителей совершенствовать используемые и разрабатывать новые механизмы управления конкурентоспособностью. Учет различных факторов при выработке стратегии повышения конкурентоспособности промышленных предприятий актуален в текущих рыночных условиях. Необходимость разработки способов адаптации к изменяющимся экономическим условиям и оперативного реагирования на эти изменения, реализации идей на практике требуют от управленцев владения современными методами определения, обеспечения и удержания конкурентных преимуществ предприятия.
Несмотря на значительное количество работ, в экономической литературе отсутствует общепринятая трактовка понятия «конкурентоспособность». В ряде работ авторы концентрируются на частных аспектах данного понятия, что обусловливается целью приводимого в статье исследования. В других работах понятие конкурентоспособности трактуется в зависимости от предмета исследования: субъектов, объектов или предметов конкуренции.
В преобладающей части литературы основное внимание уделяется проблемам изучения конкурентоспособности товаров и услуг, при этом конкурентоспособность предприятия отождествляется с конкурентоспособностью производимого товара. Такой взгляд на проблему конкурентоспособности является не совсем некорректным. Конкурентоспособность товара – это только одна из составных компонент системы оценки уровня конкурентоспособности промышленного предприятия. Факторы, определяющие конкурентоспособность бизнеса, могут отличаться от факторов, определяющих конкурентоспособность его товара.
Конкурентоспособность отдельного товара определяется как способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара [1, с. 92], как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным по назначению или его заменителем) при решении потенциальным покупателем своих проблем [2]. М. Портер определяет конкурентоспособность товара как свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [3]. А. Ю. Юданов считает, что конкурентоспособность товара показывает степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку покупателя [4]. P. A. Фатхутдинов рассматривает данное понятие как свойство товара, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке [5, с. 106].
Исходя из приведенных определений, можно заключить, что конкурентоспособность товара характеризует совокупность его качественных и ценовых характеристик, удовлетворяющих потребности покупателей.
Уровень конкурентоспособности товара обусловливается его принципиальными конкурентными преимуществами, выявляющимися при сопоставлении его потребительских свойств с аналогичными потребительскими свойствами товаров, выпускаемых конкурентами. Причем оценку уровня конкурентоспособности продукции проводит потребитель, выбирая данный товар или услугу, и зависит этот выбор не только от свойств продукта, но и от ситуации на рынке: наличия товаров-заменителей, уровня цен, эффективности продвижения продукта и других факторов.
В современных условиях нестабильности экономической ситуации учет влияния предпринимательского климата региона является необходимым условием формирования успешной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия.
Предпринимательский климат территории – это совокупность институциональной среды и объективных условий, сложившихся на территории, где на постоянной основе предприятие осуществляет свою предпринимательскую деятельность [1, с. 308].
По мнению Градова, к объективным факторам относятся географические особенности региона: природные условия и природные ресурсы; состав и структура населения; специализация хозяйства региона; место региона в системе общественного разделения труда и др. Субъективные факторы (региональная политика) – целенаправленная деятельность властных структур и различных групп стратегического влияния республиканского и регионального уровней, направленная на регулирование экономической деятельности в рамках страны и региона [2, с. 308].
Предпринимательский климат является основой конкурентоспособности предприятия. Чем более он благоприятствует предпринимательской деятельности, тем более конкурентоспособным будет предприятие. Факторы предпринимательского климата региона оказывают существенное влияние на процесс формирования и сохранения конкурентных преимуществ предприятия.
В рамках реализации распоряжения Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2015 года № 1738, а также в целях совершенствования конкурентной политики Жамбылской области, повышения уровня удовлетворенности предпринимательского сообщества и населения региона состоянием и развитием конкурентной среды, качеством производимых товаров и услуг и сдерживания роста цен на товарных рынках областей с 2015 года осуществляется внедрение Стандарта развития конкуренции на территории Жамбылской области в соответствии с приказом Акима Жамбылской области от 07.10.2015 № 103 «О реализации мероприятий по внедрению стандарта развития конкуренции и о внесении изменений в приказ Акима Жамбылской области 25.09.2014 № 141». В соответствии с приказом Акима Жамбылской области от 07.10.2015 № 103 «О реализации мероприятий по внедрению стандарта развития конкуренции и о внесении изменений в приказ Акима Жамбылской области от 25.09.2014 № 141» (с изменениями и дополнениями) уполномоченным органом исполнительной власти по содействию развитию конкуренции в Жамбылской области определено Управлением экономики и бюджетного планирования Жамбылской области).
Ежегодно готовится доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Жамбылской области», который служит основой для обеспечения органов власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательства и граждан систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Жамбылской области, уточнения приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Жамбылской области по развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг региона.
В Жамбылской области сегодня делается особый акцент на кластерную политику как перспективное развитие и основной инструмент повышения конкурентоспособности региона [5]. Согласно Программе социально- экономического развития Жамбылской области до 2025 г., образование в регионе конкурентоспособных кластерных объединений входит в число первоочередных задач, решение которых призвано обеспечить достижение высоких показателей уровня и качества жизни населения – главной стратегической цели развития территории.
Создание условий для эффективного взаимодействия отдельных предприятий – участников кластерных объединений, а также территориально- производственных комплексов с учреждениями образования и науки, некоммерческими и общественными организациями, инвесторами, представление их интересов при коммуникации с органами власти, а также сопровождение инновационных проектов с момента их зарождения до выхода на проектные производственные мощности являются ключевыми направлениями деятельности краевого государственного бюджетного учреждения «Жамбылский центр кластерного развития».
На данный момент в Жамбылской области действует пять кластеров:
- Сельскохозяйственный кластер;
- Кластер агропромышленного производства;
- Кластер энергетической отрасли и энергоэффективных технологий;
- Полимерный композитный кластер;
- Промышленный химический кластер
Кластеры создаются в форме некоммерческого партнерства, при этом предприятия – участники остаются самостоятельными хозяйствующими субъектами.
Статус участника регионального кластера дает предприятию преимущества при получении государственной поддержки в крае и некоторых государственных конкурсах, в частности, конкурсе «Коммерциализация», проводимом Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере. Но главное преимущество не в возможности получения государственной поддержки, а в кооперации с другими предприятиями, научными и образовательными учреждениями, сервисными организациями при разработке и осуществлении инновационных проектов.
С 2016 года промышленные предприятия - участники кластеров получают государственную поддержку в виде субсидирования до 50% затрат на реализацию совместных проектов в целях импортозамещения. В бюджете на эти цели предусмотрено более 2,5 миллиарда тенге до 2020 года.
Можно выделить следующие направления государственной поддержки кластеров [6]:
- Финансовые меры поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитным ресурсам за счет средств государственного и регионального бюджетов.
- Налоговые меры поддержки в части предоставления льгот по налогу на имущество и иных местных налогов.
- Участие в создании необходимой инфраструктуры для развития кластеров.
- Меры институциональной поддержки создания кластеров. Например, создание и финансирование центров профессионального образования, поддержка научно-исследовательских работ по кластерной тематике и т.д.
Ключевой риск для участников кластера связан с недостаточно высоким спросом на продукцию химического комплекса на внутреннем рынке, а также жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей, в первую очередь, китайских. Реализация поставленных задач, а также реализация совместных проектов участников кластера позволит нивелировать риски развития промышленного химического кластера.
Основой для функционирования и залогом успешного развития кластерного объединения любого профиля является наличие в его составе конкурентоспособных предприятий, занимающих определенные ниши на внутреннем и мировом рынках. Конкурентные преимущества продукции, выпускаемой предприятиями кластера, определяют возможность завоевания значимых долей соответствующих рынков сбыта участниками кластерного объединения.
Из проведенного в данном разделе анализа, мы можем сделать вывод, что большая часть существующих в области кластеров на данный момент функционируют успешно. Ежегодно объем отгруженных товаров кластеров растет, к кластерам присоединяются новые участники.
Помимо этого, управление конкурентоспособностью осуществляется целым рядом органов, таких как Правительства РК, так и Акиматом Жамбылской области.
Таким образом, внешние конкурентные преимущества, обеспечивающиеся благоприятным предпринимательским климатом региона функционирования предприятия, и внутренние конкурентные преимущества, отражающие эффективность его деятельности, в совокупности обеспечивают конкурентоспособность предприятия. Каждый фактор конкурентоспособности способен формировать и поддерживать устойчивое конкурентное преимущество предприятия, поэтому столь важно проводить грамотное управление конкурентоспособностью предприятия с применением современных методов.