Сегодня активно развивается поддержка идеологии защиты прав животных в международном сообществе. Этот подход является ключевым показателем уровня развития цивилизации в современном мире, учитывая глобальные и другие изменения. Законодательство многих стран, помимо регулирования разнообразных социальных отношений, уделяет особое внимание вопросам ответственности за незаконное использование уникальных диких животных и биологических ресурсов в воде.
Развитие человечества сопровождается нарастанием проблем в экологической сфере, которые становятся все более негативными для общества. Со временем отношение общества к этим проблемам меняется, и законодательство, включая уголовное, соответственно развивается. Однако государство играет ключевую роль в регулировании общественных отношений. Оно устанавливает правила использования природных ресурсов, контролирует их соблюдение и определяет ответственность за нарушения, обеспечивая таким образом экологическую безопасность как важный аспект национальной безопасности.
В начале активного развития норм уголовного права в многих странах послужила Конференция ООН 1992 года, которая проходила в Рио-де-Жанейро. Это мероприятие завершилось принятием пакета документов, направленных на защиту окружающей среды. Экологические преступления были признаны одними из наиболее серьезных, и государства начали широко использовать нормы уголовного права для их пресечения. Таким образом, уголовное право стало эффективным инструментом воздействия со стороны государства на экологическую область.
В статье 341 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики устанавливается ответственность за незаконные действия в отношении животных. Нарушения, такие как незаконная охота, истребление редких видов животных, незаконная покупка и продажа продуктов из них, могут повлечь за собой лишение свободы до пяти лет, арест или наложение штрафа. Эти меры применяются как дополнительное наказание в Китае.
При совершении указанных незаконных действий их крайняя тяжесть ведет к применению наиболее строгих наказаний. Лишение свободы на длительный срок, начиная от десяти лет, предусмотрено в этих случаях. Кроме того, в качестве дополнительного варианта наказания может быть наложен штраф или конфискация имущества. Эти меры принимаются в соответствии с законом и направлены на обеспечение правопорядка.
Законодательство Японии, считается одним из самых строгих в области экологии. Промышленные и социальные проекты в стране восходящего солнца подвергаются экологическим экспертизам, оцениваются параметры загрязнения воздуха, воды и земли, а также воздействие на природу и культурные памятники. В 1967 году был принят Основной закон о контроле за загрязнением окружающей среды, который активно используется в Японии.
Введение жестких норм допустимого загрязнения воды, норм загрязнения воздуха и стандартов автомобильных выхлопов было одним из основных положений Закона о сохранении природы, принятого в 1972 году. В результате был установлен строгий контроль за соблюдением этих норм. В тот период также было вынесено несколько судебных решений о крупных штрафах за нарушение экологического законодательства. Кроме того, были установлены границы индивидуальной и коллективной ответственности. Все последующие акты в области охраны окружающей среды были разработаны с учетом данного закона.
После страшных событий, которые произошли в 2011 году и были самыми мощными за всю историю страны, были утверждены и введены в действие новые нормы по содержанию радиоактивных частиц в продуктах питания и новые правила обеспечения безопасности на предприятиях, связанных с обработкой ядерного топлива. В Японии активно применяются методы поощрения, а не только методы наказания. Так, компании, которые устанавливают очистительные сооружения, получают различные привилегии, а если предприятие решает приобрести передовое оборудование, то государство частично возмещает его стоимость.
Важное внимание придается обучению населения о важности охраны окружающей среды. Метод цикличного использования ресурсов активно применяется, что позволяет сокращать использование первичных материалов и находить новые способы переработки отходов. Большие предприятия переносятся за городские границы для снижения экологической нагрузки. Группа незаконных действий в испанском уголовном кодексе, направленных на борьбу с незаконной торговлей определенными видами животных, описана в четырех статьях. Эти противозаконные действия занимают важное место среди других экологических преступлений.
Законодательство Испании предусматривает наказание тюремным заключением или штрафом для лиц, применяющих запрещенные средства для охоты и рыбной ловли. Если причиненный ущерб имеет серьезное значение, наказание может быть более строгим. Международное сообщество стремится к установлению юридической ответственности за уничтожение ценных видов диких животных и водных ресурсов.
Законы всех развитых стран мира признают такие действия против животных преступными и содержат подробные правила для защиты животных. Однако универсальных подходов к предотвращению этих деяний не существует из-за различий в правовых системах разных стран. Первым фактором является разнообразие подходов к закону в разных странах. Второй фактор – различное понимание общественной опасности подобных противоправных действий.
В современном мире государства понимают, что они не могут существовать в изоляции, отрываясь от остального мирового сообщества. Межгосударственное взаимодействие происходит на всех уровнях и во всех областях жизни. Экологические проблемы, включая экстерриториальные, являются актуальными. Ведущие ученые призывают использовать опыт других стран при решении внутренних проблем и разработке законов. Это позволит улучшить национальное законодательство.
Важно учитывать, что можно извлечь полезные уроки из как хорошего опыта для достижения лучших результатов, так и из плохого опыта для предотвращения нежелательных последствий. Нельзя просто скопировать и применить выбранную модель из другой страны без изменений. Каждая модель должна быть адаптирована к уникальным особенностям конкретной страны. Например, использование опыта других государств в решении проблемы привлечения юридических лиц к уголовной ответственности за экологические преступления могло бы быть очень полезным.