Воображение дошкольников – это способность ребенка создавать образы, представления и ситуации, которые не существуют в реальности. Оно является одним из ключевых элементов развития ребенка и позволяет ему осваивать новые знания, умения и навыки. Данная способность имеет свои особенности, которые определяются возрастом, психологическими особенностями и социальным опытом ребенка.
Одной из основных характеристик является его образный характер. Ребенок создает образы и представления, основываясь на своем опыте и знаниях, а также на своих эмоциональных переживаниях. Воображение дошкольников также связано с их фантазией и способностью к абстрактному мышлению.
В процессе творческой деятельности, либо игры у детей происходит повышение уровня развития воображения. Ребенок использует игрушки, рисунки, конструкторы и другие материалы для создания своих собственных миров и сценариев. Он также может использовать воображение для решения задач и преодоления трудностей.
Важное значение для личностного развития детей имеет воображение. Оно помогает ребенку развивать свою индивидуальность, креативность и социальные навыки. Также происходит развитие эмоциональной и коммуникативной компетенции ребенка.
Таким образом, понимание особенностей воображения дошкольников – это важный шаг для разработки эффективных методов и средств развития ребенка.
Способность ребёнка создавать новые образы, ситуации и представления – является определением к понятию «воображение». Для того чтобы у ребёнка получалось создавать новые образы и представления, необходимо иметь собственный опыт и знания. Важная роль в развитии личности, так как позволяет нам представлять и создавать новые идеи и ситуации. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Оно помогает нам мысленно уйти за пределы реальности и представить ожидаемый результат до его достижения.
Многие исследователи, включая А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, считают, что для развития воображения детей дошкольного возраста необходимо развивать в первую очередь игровую деятельность, так как в течение игры дети учатся сотрудничать, общаться, решать проблемы и развивать свои социальные навыки. Они могут создавать совместные проекты и развивать свои творческие способности [22].
Исследования психологов и педагогов, таких как Л. С. Выготский, показали, что основы развития личности человека формируются с ранних лет жизни. С детства у ребенка активно развиваются все психические процессы, в том числе воображение, которое является важным инструментом для создания новых образов, идей и ситуаций на основе имеющихся знаний и опыта [8].
Следовательно, воображение – это важный психический процесс, благодаря которому происходит полноценное развитие личности и творческого мышления. Оно может быть развито через игру и другие формы совместной деятельности, а также через обучение и тренировку.
Описание понятия «воображение» и природы его отражательного опыта происходит уже больше ста лет. Благодаря каким процессам развивается воображение исследователи отмечают:
- Конкретные образы вещей, которые никогда не встречаются в действительном опыте (С. Серебрянников, 1911 г.);
- Новые представления (А. Дироф, 1911 г.);
- Единичные образы (Б. В. Лавров, 1912 г.);
- Новые представления (Л. М. Шварц, 1948 г.);
- Образы «новых предметов и явлений» (А. В. Запорожец, 1953 г.);
- Образы таких объектов, которые мы раньше не воспринимали (И. П. Иванов, 1967 г.);
- Образы объектов, каких человек «непосредственно не воспринимал» (Б. Н. Зальцман, 1968 г.);
- Образы, предметы, ситуации, обстоятельства «путем приведения имеющихся у человека знаний в новые сочетания» (А. В. Петровский, 1976 г.).
Учитывая все теории, которые мы рассмотрели выше, по теме развития воображения у детей дошкольного возраста, можно отметить схожесть суждений о том, что воображение является новыми образами.
Таким образом, проанализировав суждения следующих авторов: С. Серебрянникова, А. Дирофа, Б. В. Лаврова, Л. М. Шварца, А. В. Запорожца, И. П. Иванова, Б. Н. Зальцмана, А. В. Петровского, мы пришли к выводу, что определения авторов схожи, и сущностно-содержательной характеристикой понятия «воображение» является психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств, путем проведения имеющихся у человека знаний в новое. Кроме этого, воображение является важнейшим психическим процессом, благодаря которому происходит полноценное развитие личности и творческого мышления. Но для того, чтобы использовать воображение, необходимо уметь применять ранее полученный жизненный опыт.
В процессе индивидуальной, а также творческой деятельности, либо игры у ребёнка происходит повышение уровня развития воображения. Именно поэтому во втором параграфе мы рассмотрим средства организации совместной деятельности дошкольника со сверстниками, с помощью которых можно развить уровень воображения у дошкольников.
Организация совместной деятельности дошкольника со сверстниками является важным аспектом его развития и социализации. В процессе совместной деятельности дети учатся сотрудничать, общаться, решать проблемы и развивать свои социальные навыки. Существует несколько средств организации совместной деятельности дошкольника со сверстниками, которые могут способствовать его развитию.
Таким образом, мы раскрыли определение понятия «игрофикация» – это использование игр и игровых элементов для достижения образовательных или развивающих целей. Выявили, что игрофикация может стать эффективным средством развития воображения у дошкольников, так как стимулирует развитие воображения, фантазии и креативности. Определили структуру игрофикации: элементы (участники, персонажи, уровни, внутриигровые ресурсы), механика (сценарий и алгоритмы взаимодействия), а также динамика (интенсивность и последовательность событий в ходе реализации сценария). Учитывая, что игрофикация способствует развитию социальных навыков и может быть использована для обучения и развития различных навыков и знаний у детей, то данный вывод будет использован нами при разработке и управлении проектом по развитию уровня воображения у дошкольников.