Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Игрофикация процесса развития воображения дошкольников

Игрофикация процесса развития воображения дошкольников

Научный руководитель

Утёмов Вячеслав Викторович

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

педагогика
воображение
игрофикация

Аннотация статьи

В статье рассматривается понятие воображения у детей дошкольного возраста, его особенности и влияние на развитие личности. Описывается образный характер воображения, связь с фантазией и абстрактным мышлением. Указывается важность игровой деятельности для развития воображения, а также роль обучения и тренировки. Исследование основано на работах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского и других психологов и педагогов.

Текст статьи

Воображение дошкольников – это способность ребенка создавать образы, представления и ситуации, которые не существуют в реальности. Оно является одним из ключевых элементов развития ребенка и позволяет ему осваивать новые знания, умения и навыки. Данная способность имеет свои особенности, которые определяются возрастом, психологическими особенностями и социальным опытом ребенка.

Одной из основных характеристик является его образный характер. Ребенок создает образы и представления, основываясь на своем опыте и знаниях, а также на своих эмоциональных переживаниях. Воображение дошкольников также связано с их фантазией и способностью к абстрактному мышлению.

В процессе творческой деятельности, либо игры у детей происходит повышение уровня развития воображения. Ребенок использует игрушки, рисунки, конструкторы и другие материалы для создания своих собственных миров и сценариев. Он также может использовать воображение для решения задач и преодоления трудностей.

Важное значение для личностного развития детей имеет воображение. Оно помогает ребенку развивать свою индивидуальность, креативность и социальные навыки. Также происходит развитие эмоциональной и коммуникативной компетенции ребенка.

Таким образом, понимание особенностей воображения дошкольников – это важный шаг для разработки эффективных методов и средств развития ребенка.

Способность ребёнка создавать новые образы, ситуации и представления – является определением к понятию «воображение». Для того чтобы у ребёнка получалось создавать новые образы и представления, необходимо иметь собственный опыт и знания. Важная роль в развитии личности, так как позволяет нам представлять и создавать новые идеи и ситуации. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Оно помогает нам мысленно уйти за пределы реальности и представить ожидаемый результат до его достижения.

Многие исследователи, включая А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, считают, что для развития воображения детей дошкольного возраста необходимо развивать в первую очередь игровую деятельность, так как в течение игры дети учатся сотрудничать, общаться, решать проблемы и развивать свои социальные навыки. Они могут создавать совместные проекты и развивать свои творческие способности [22].

Исследования психологов и педагогов, таких как Л. С. Выготский, показали, что основы развития личности человека формируются с ранних лет жизни. С детства у ребенка активно развиваются все психические процессы, в том числе воображение, которое является важным инструментом для создания новых образов, идей и ситуаций на основе имеющихся знаний и опыта [8].

Следовательно, воображение – это важный психический процесс, благодаря которому происходит полноценное развитие личности и творческого мышления. Оно может быть развито через игру и другие формы совместной деятельности, а также через обучение и тренировку.

Описание понятия «воображение» и природы его отражательного опыта происходит уже больше ста лет. Благодаря каким процессам развивается воображение исследователи отмечают:

  • Конкретные образы вещей, которые никогда не встречаются в действительном опыте (С. Серебрянников, 1911 г.);
  • Новые представления (А. Дироф, 1911 г.);
  • Единичные образы (Б. В. Лавров, 1912 г.);
  • Новые представления (Л. М. Шварц, 1948 г.);
  • Образы «новых предметов и явлений» (А. В. Запорожец, 1953 г.);
  • Образы таких объектов, которые мы раньше не воспринимали (И. П. Иванов, 1967 г.);
  • Образы объектов, каких человек «непосредственно не воспринимал» (Б. Н. Зальцман, 1968 г.);
  • Образы, предметы, ситуации, обстоятельства «путем приведения имеющихся у человека знаний в новые сочетания» (А. В. Петровский, 1976 г.).

Учитывая все теории, которые мы рассмотрели выше, по теме развития воображения у детей дошкольного возраста, можно отметить схожесть суждений о том, что воображение является новыми образами.

Таким образом, проанализировав суждения следующих авторов: С. Серебрянникова, А. Дирофа, Б. В. Лаврова, Л. М. Шварца, А. В. Запорожца, И. П. Иванова, Б. Н. Зальцмана, А. В. Петровского, мы пришли к выводу, что определения авторов схожи, и сущностно-содержательной характеристикой понятия «воображение» является психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств, путем проведения имеющихся у человека знаний в новое. Кроме этого, воображение является важнейшим психическим процессом, благодаря которому происходит полноценное развитие личности и творческого мышления. Но для того, чтобы использовать воображение, необходимо уметь применять ранее полученный жизненный опыт.

В процессе индивидуальной, а также творческой деятельности, либо игры у ребёнка происходит повышение уровня развития воображения. Именно поэтому во втором параграфе мы рассмотрим средства организации совместной деятельности дошкольника со сверстниками, с помощью которых можно развить уровень воображения у дошкольников.

Организация совместной деятельности дошкольника со сверстниками является важным аспектом его развития и социализации. В процессе совместной деятельности дети учатся сотрудничать, общаться, решать проблемы и развивать свои социальные навыки. Существует несколько средств организации совместной деятельности дошкольника со сверстниками, которые могут способствовать его развитию.

Таким образом, мы раскрыли определение понятия «игрофикация» – это использование игр и игровых элементов для достижения образовательных или развивающих целей. Выявили, что игрофикация может стать эффективным средством развития воображения у дошкольников, так как стимулирует развитие воображения, фантазии и креативности. Определили структуру игрофикации: элементы (участники, персонажи, уровни, внутриигровые ресурсы), механика (сценарий и алгоритмы взаимодействия), а также динамика (интенсивность и последовательность событий в ходе реализации сценария). Учитывая, что игрофикация способствует развитию социальных навыков и может быть использована для обучения и развития различных навыков и знаний у детей, то данный вывод будет использован нами при разработке и управлении проектом по развитию уровня воображения у дошкольников.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64с.
  2. Веракса Александр Николаевич Воображение дошкольника // СДО. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-doshkolnika (дата обращения: 05.12.2023).
  3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – № 11.
  4. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // спецкурс: воспитание детей в игре. – М., 1996.
  5. Воронова В.Л. Творческие игры старших дошкольников. – М., 2011.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество. – М., 1967.
  8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1973.
  9. Горбатенко Т.И. Особенности подражания детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание – 2013. – № 3.
  10. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Центр педагогического образования, 2018. – 208 с.
  11. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12.
  12. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2009.
  13. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду – М., 1960.
  14. Заика Е. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии. – 2013. – № 2.
  15. 3аворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей – М., 2014.
  16. Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. – М.: Педагогика, 1980.
  17. Ивлева К.В. Особенности сотрудничества детей старшего дошкольного возраста // СДО. 2017. № 10 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotrudnichestva-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 05.12.2023).
  18. Сидорова А.А. Как организовать проект с дошкольниками / А.А. Сидорова. – Москва: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.
  19. Клименкова О. Игра как азбука общения. // Дошкольное воспитание. – № 4.
  20. Кошрхов Н.И. Толковый словарь – справочник практического психолога. – Воронеж: НПО «Модек», 2011.
  21. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 2013.
  22. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. / Избр. Психол. Произв.: в 2 т. – М., 1983.
  23. Лук А.И. Психология творчества. – М.: Наука, 1978.
  24. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя – М., 1983.
  25. Менджерицкая Д.В. Татищева Е.Д. Творческие игры в детском саду – М., Методическое пособие «Готовимся к аттестации» – СПб, 2011.
  26. Мухина В.С. Психология дошкольника – М., 2011.
  27. Назаренко С.Н. Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 6–7 лет // Инновационная наука. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voobrazheniya-posredstvom-igrovoy-deyatelnosti-detey-6-7-let (дата обращения: 05.12.2023).
  28. Панарина Э.Н. Игры-экспериментирование и их влияние на развитие познавательной активности дошкольников // Инновационная наука. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igry-eksperimentirovanie-i-ih-vliyanie-na-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov (дата обращения: 05.12.2023).
  29. Петровский А.В. Общая психология // А.В. Петровский. – Просвещение, 1976. 479 с.
  30. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов / авт.-сост. Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
  31. Проектная деятельность в практике обучения детей 3–7 лет / авт.-сост. Е.А. Румянцева. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 159 с.
  32. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, 
    В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – С. 107.
  33. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. Запорожца А.В., Усовой АЛ. – М., 2010.
  34. Пустовойтова О.В., Асылбакова К.И. Технология геймификации как инструмент повышения познавательной активности дошкольников // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-geymifikatsii-kak-instrument-povysheniya-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov (дата обращения: 05.12.2023).
  35. Савенкова Т.Д. Совместная деятельность дошкольников со сверстниками и взрослыми как средство позитивной социализации // Вестник ТГУ. 2020. №186. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnaya-deyatelnost-doshkolnikov-so-sverstnikami-i-vzroslymi-kak-sredstvo-pozitivnoy-sotsializatsii (дата обращения: 05.12.2023).
  36. Сердюк В.В., Маркова А.А., Масленникова И.А. Геймификация, как способ вовлечения дошкольников в образовательную деятельность// Вестник науки № 10 (43) том 3. С. 47-52. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4823 (дата обращения: 05.12.2023 г.)
  37. Усова А.П. Игра и организация жизни детей – М., 2012.
  38. Шинкарёва, Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарёва, А.В. Карманова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – 
    № 24 (104). – С. 1053-1055. – URL: https://moluch.ru/archive/104/24137/ (дата обращения: 05.12.2023).
  39. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1981.
  40. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. – 360 с.

Поделиться

1910

Савченко Е. А. Игрофикация процесса развития воображения дошкольников // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.IV.С. 82-85. URL: https://apni.ru/article/9387-igrofikaciya-processa-razvitiya-voobrazheniya-doshkolnikov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа