В настоящее время в среде образовательных учреждений СПО уделяется большое внимание освоению практических умений и навыков. Актуальность тенденции регламентирована приказом Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся». Под практической подготовкой понимается форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Такой подход нацелен на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. Таким образом, изменения необходимо вносить не только в программы профессионального цикла, но также и в учебную документацию общеобразовательного цикла. Преподавателям необходимо планировать проведение практических занятий и иных видов учебной деятельности посредством широкого спектра современных методов обучения для формирования общих и профессиональных знаний, а также приобретения необходимых умений и опыта практической работы по специальности [1, с. 3].
Обучение взаимодействию в сфере профессиональной деятельности на иностранном языке возможно на примере кейс-метода. Кейс-метод (case study) (от англ. сase – случай) – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся проводят анализ ситуаций, разбираются в сути проблем, предлагают возможные решения и выбирают лучшее из них. Данная технология относится к неигровым имитационным активным методам обучения. В качестве технологии коллективного обучения кейс объединяет и другие технологии. Прежде всего, к ним относятся развивающее, личностно-ориентированное обучение, включающие в себя процедуры индивидуального, группового и коллективного развития [4, с. 22-25].
Суть метода заключается в том, что слушателям предлагается готовая ситуация, имитирующая в той или иной степени реальную, жизненную. Чаще всего она излагается письменно в виде готовой «истории», причем финал остается «открытым». В качестве учебной задачи участникам необходимо ее проанализировать и предложить свое решение [5, с. 5].
Участники образовательного процесса осуществляют самостоятельную деятельность в искусственно созданной профессиональной среде на иностранном языке для решения задачи. Данная технология позволяет интегрировать применение теоретических знаний и практических умений, необходимых для профессиональной деятельности будущего специалиста. В связи с тем, что метод кейс-технологии направлен на активную работу, проявление инициативности и умение принимать коллективные решения, одновременно с правом на собственное мнение, его относят к интерактивным методам обучения.
Использование кейс-метода имеет следующие особенности:
- Метод предназначен для получения не единственной, а многих истин;
- Акцент обучения смещается с овладения готовыми знаниями на их разработку, на совместное творчество обучающегося и преподавателя;
- Результатом применения метода является формирование новых навыков профессиональной деятельности;
- Технология метода заключается в разработке на основе определенных правил модели конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни;
- Смоделированная ситуация отражает комплекс знаний и практических навыков, необходимых для усвоения;
- Достоинство метода характеризуется не только получением знаний и формированием практических навыков, но и развитием системы ценностей студентов, профессиональных позиций, а также жизненных установок;
- Преодоление классического дефекта традиционного обучения, связанного с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала [2, с. 3].
Как и любая технология, кейсы характеризуются наличием определенной структуры и алгоритма работы, которые обеспечивают корректный процесс и эффективный результат.
Структура кейса состоит из нескольких элементов, таких как:
- проблемная ситуация – история или случай из реальной жизни, который диктует сюжет задания;
- контекст – время, место и историческая значимость места, особенности поведения героев истории, дополнительные комментарии автора, которые имеют большое значение в правильном понимании контекста;
- вопросы и задания на основе контекста, соответствующие сюжету, уровню владения иностранным языком и возрасту участников;
- приложения – иллюстрации, схемы, картинки и прочее, что требуется для работы с кейсом [6, с. 197].
При подготовке кейса следует ориентироваться на такие особенности, как:
- цель создания кейса: все элементы заданной ситуации должны отвечать цели и согласовываться между собой;
- ориентированность на групповую работу: в случае работы в многочисленном классе, необходимо определить обязанности каждого участника учебного процесса;
- подходящий уровень сложности: учащиеся прошли грамматические темы и лексику, необходимую для обсуждения вопроса, но могут использовать и другие знания;
- возможность множества решений задачи;
- актуальный кейс: проблема должна быть понятна и интересна слушателям, в связи с этим важно учитывать возраст и интересы участников образовательного процесса.
Организуя предварительное обсуждение кейса, преподаватель делит группу на подгруппы и руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая обучающихся дополнительной информацией. В рамках решения кейса обучающиеся анализируют и обобщают различную информацию, формулируют проблемы и пути решения в соответствии с определёнными критериями. На заключительном этапе преподаватель привлекает студентов к коллективному оцениванию работы и анализу принятых решений, оставляя последнее слово за собой.
Суть кейс – метода в том, что усвоение знаний и формирование умений является результатом активной самостоятельной деятельности обучающихся по ликвидации противоречий, что в итоге приводит к творческому усвоению профессиональных знаний, умений, навыков и развитию мыслительных способностей. Хороший «кейс» способствует поиску не ординарных подходов, поскольку не имеет единственно правильного решения [3, с. 20-21].
Сущность практико-ориентированного обучения заключается не только в усвоении профессиональной лексики и терминологии, а в формировании умения осуществлять иноязычное взаимодействие в профессиональной среде. Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития обучающихся. Практико-ориентированное обучение способствует повышению качества преподавания общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» посредством интеграции знаний из смежных дисциплин и вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на примере реализации кейс-метода. Кейс-метод ориентирован на формирование практических умений и навыков, поэтому его применение наиболее уместно на этапе контроля знаний. Кроме того, данная технология обеспечивает рост учебной мотивации и формирование положительного представления о будущей специальности. Помимо всего вышеперечисленного применение кейс-метода дает преподавателю возможность раскрыть творческий потенциал, создать собственный стиль работы, достичь профессионализма. Внедрение данной технологии в учебный процесс обусловлено новыми требованиями к будущим специалистам как профессионалам в своей сфере деятельности.