Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Кейс-метод как средство реализации практической подготовки

Кейс-метод как средство реализации практической подготовки

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

практическая подготовка
профессиональная деятельность
кейс-метод
практико-ориентированное обучение
иностранный язык

Аннотация статьи

В статье рассматривается использование кейс-метода в рамках реализации практической подготовки на занятиях иностранного языка среди обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО).

Текст статьи

В настоящее время в среде образовательных учреждений СПО уделяется большое внимание освоению практических умений и навыков. Актуальность тенденции регламентирована приказом Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся». Под практической подготовкой понимается форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Такой подход нацелен на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. Таким образом, изменения необходимо вносить не только в программы профессионального цикла, но также и в учебную документацию общеобразовательного цикла. Преподавателям необходимо планировать проведение практических занятий и иных видов учебной деятельности посредством широкого спектра современных методов обучения для формирования общих и профессиональных знаний, а также приобретения необходимых умений и опыта практической работы по специальности [1, с. 3].

Обучение взаимодействию в сфере профессиональной деятельности на иностранном языке возможно на примере кейс-метода. Кейс-метод (case study) (от англ. сase – случай) – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся проводят анализ ситуаций, разбираются в сути проблем, предлагают возможные решения и выбирают лучшее из них. Данная технология относится к неигровым имитационным активным методам обучения. В качестве технологии коллективного обучения кейс объединяет и другие технологии. Прежде всего, к ним относятся развивающее, личностно-ориентированное обучение, включающие в себя процедуры индивидуального, группового и коллективного развития [4, с. 22-25].

Суть метода заключается в том, что слушателям предлагается готовая ситуация, имитирующая в той или иной степени реальную, жизненную. Чаще всего она излагается письменно в виде готовой «истории», причем финал остается «открытым». В качестве учебной задачи участникам необходимо ее проанализировать и предложить свое решение [5, с. 5].

Участники образовательного процесса осуществляют самостоятельную деятельность в искусственно созданной профессиональной среде на иностранном языке для решения задачи. Данная технология позволяет интегрировать применение теоретических знаний и практических умений, необходимых для профессиональной деятельности будущего специалиста. В связи с тем, что метод кейс-технологии направлен на активную работу, проявление инициативности и умение принимать коллективные решения, одновременно с правом на собственное мнение, его относят к интерактивным методам обучения.

Использование кейс-метода имеет следующие особенности:

  1. Метод предназначен для получения не единственной, а многих истин;
  2. Акцент обучения смещается с овладения готовыми знаниями на их разработку, на совместное творчество обучающегося и преподавателя;
  3. Результатом применения метода является формирование новых навыков профессиональной деятельности;
  4. Технология метода заключается в разработке на основе определенных правил модели конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни;
  5. Смоделированная ситуация отражает комплекс знаний и практических навыков, необходимых для усвоения;
  6. Достоинство метода характеризуется не только получением знаний и формированием практических навыков, но и развитием системы ценностей студентов, профессиональных позиций, а также жизненных установок;
  7. Преодоление классического дефекта традиционного обучения, связанного с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала [2, с. 3].

Как и любая технология, кейсы характеризуются наличием определенной структуры и алгоритма работы, которые обеспечивают корректный процесс и эффективный результат.

Структура кейса состоит из нескольких элементов, таких как:

  • проблемная ситуация – история или случай из реальной жизни, который диктует сюжет задания;
  • контекст – время, место и историческая значимость места, особенности поведения героев истории, дополнительные комментарии автора, которые имеют большое значение в правильном понимании контекста;
  • вопросы и задания на основе контекста, соответствующие сюжету, уровню владения иностранным языком и возрасту участников;
  • приложения – иллюстрации, схемы, картинки и прочее, что требуется для работы с кейсом [6, с. 197].

При подготовке кейса следует ориентироваться на такие особенности, как:

  • цель создания кейса: все элементы заданной ситуации должны отвечать цели и согласовываться между собой;
  • ориентированность на групповую работу: в случае работы в многочисленном классе, необходимо определить обязанности каждого участника учебного процесса;
  • подходящий уровень сложности: учащиеся прошли грамматические темы и лексику, необходимую для обсуждения вопроса, но могут использовать и другие знания;
  • возможность множества решений задачи;
  • актуальный кейс: проблема должна быть понятна и интересна слушателям, в связи с этим важно учитывать возраст и интересы участников образовательного процесса.

Организуя предварительное обсуждение кейса, преподаватель делит группу на подгруппы и руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая обучающихся дополнительной информацией. В рамках решения кейса обучающиеся анализируют и обобщают различную информацию, формулируют проблемы и пути решения в соответствии с определёнными критериями. На заключительном этапе преподаватель привлекает студентов к коллективному оцениванию работы и анализу принятых решений, оставляя последнее слово за собой.

Суть кейс – метода в том, что усвоение знаний и формирование умений является результатом активной самостоятельной деятельности обучающихся по ликвидации противоречий, что в итоге приводит к творческому усвоению профессиональных знаний, умений, навыков и развитию мыслительных способностей. Хороший «кейс» способствует поиску не ординарных подходов, поскольку не имеет единственно правильного решения [3, с. 20-21].

Сущность практико-ориентированного обучения заключается не только в усвоении профессиональной лексики и терминологии, а в формировании умения осуществлять иноязычное взаимодействие в профессиональной среде. Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития обучающихся. Практико-ориентированное обучение способствует повышению качества преподавания общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» посредством интеграции знаний из смежных дисциплин и вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на примере реализации кейс-метода. Кейс-метод ориентирован на формирование практических умений и навыков, поэтому его применение наиболее уместно на этапе контроля знаний. Кроме того, данная технология обеспечивает рост учебной мотивации и формирование положительного представления о будущей специальности. Помимо всего вышеперечисленного применение кейс-метода дает преподавателю возможность раскрыть творческий потенциал, создать собственный стиль работы, достичь профессионализма. Внедрение данной технологии в учебный процесс обусловлено новыми требованиями к будущим специалистам как профессионалам в своей сфере деятельности.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ, Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (с изменениями и дополнениями) URL: https://base.garant.ru/74626874/ (дата обращения 15.05.2024).
  2. Лобачева Н.А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. // [Электронный ресурс]. URL: https://родной-язык-литература.рф/storage/Materials/qxLONL3wpr.pdf.
  3. Обучение иностранному языку в образовательной организации. Теоретико-методологические основы: монография / под общ. ред. научного совета МИПИ им. Ломоносова. // [Электронный ресурс]. URL: https://spbipi.ru/monografii/.
  4. Попова (Смолик) С.Ю., Пронина Е.В. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. Тверь: «СКФ-офис», 2015. – 114 с.
  5. Сборник кейсов для вузов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла: учебно-методическое пособие. / Санкт-Петербургский университет управления и экономики; под ред. А.В. Блажко. СПб.: СПбУУиЭ, 2015. – 138 с.
  6. Cычева Д.В., Хотулёва О.В., Зыков И.Е. Структура кейс-технологии и ее преимущества как метода обучения в современной школе. // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-keys-tehnologii-i-ee-preimuschestva-kak-metoda-obucheniya-v-sovremennoy-shkole/viewer.

Поделиться

913

Абдулхаметова Н. Н. Кейс-метод как средство реализации практической подготовки // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.IV.С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/9390-kejs-metod-kak-sredstvo-realizacii-prakticheskoj-podgotovki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января