Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
«Разговоры о важном» – формирование патриотической позиции у детей младшего школ...

«Разговоры о важном» – формирование патриотической позиции у детей младшего школьного возраста

Научный руководитель

Сиволобова Нелли Александровна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотическое воспитание
младшие школьники
психологические аспекты
учебная программа
внеклассная деятельность
роль педагога
методы оценки

Аннотация статьи

Анализ эффективности методов и подходов к формированию патриотической позиции у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены психологические аспекты восприятия патриотических идей детьми, роль учебных программ, влияние внеклассной деятельности, вклад учителя и методы измерения эффективности патриотического воспитания. Внимание уделено анализу практических аспектов образовательного процесса и его влияния на формирование патриотического сознания.

Текст статьи

Введение

В условиях глобализации и многообразия информационных потоков важно обеспечить, чтобы молодое поколение осознавало свою национальную идентичность и развивало уважение к своей стране. Формирование базовых ценностей начинается именно в раннем возрасте, что делает младшие школьные годы критически важными для закладывания основ патриотизма. Важно учитывать психологические особенности восприятия детьми патриотических идей и искать баланс между национальной гордостью и открытостью к мировому сообществу. Споры вокруг методов и эффективности патриотического воспитания подчеркивают необходимость дополнительных исследований и экспериментов в данной области.

Психологические аспекты восприятия патриотических идей детьми младшего школьного возраста

Изучение психологических аспектов восприятия патриотических идей детьми младшего школьного возраста позволяет лучше понять, как формируется отношение к национальным символам и ценностям в ранние годы. В возрасте от 6 до 10 лет дети проходят важные фазы эмоционального и когнитивного развития, которые существенно влияют на их способность усваивать и интерпретировать социокультурные концепции. На этом этапе развития у детей развивается способность к сопереживанию, что может способствовать более глубокому пониманию патриотических чувств [6, c. 112].

С позиций когнитивной психологии младшие школьники начинают активно использовать символическое мышление, что позволяет более осознанно воспринимать национальные символы, такие как флаг, гимн и исторические сюжеты. Однако их понимание сложных социальных понятий, таких как патриотизм, все еще развивается, и дети часто полагаются на упрощенные и конкретные образы, передаваемые им взрослыми [3, c. 104].

Раннее привлечение детей к обсуждению патриотических тем должно осуществляться через игровые и интерактивные формы обучения, позволяющие детям активно участвовать в процессе и тем самым лучше усваивать патриотические идеи. Они могут включать театральные представления, праздники и школьные мероприятия, прославляющие национальную культуру и историю. Педагоги должны подходить к патриотическому воспитанию таким образом, чтобы дети не только воспринимали предлагаемые им патриотические понятия, но и понимали их, могли формировать собственное мнение на основе разнообразной информации и личных наблюдений.

Роль учебной программы в формировании патриотических ценностей

В Российской Федерации учебные программы, такие как «Школа России» или «Перспектива», включают в себя ряд учебников и материалов, направленных на формирование уважения к истории и культуре страны. Например, учебник «Окружающий мир» для начальной школы под редакцией Г. Г. Ивченковой и других содержит материалы, которые рассказывают о значимых исторических событиях, национальных героях, культурных символах и природных богатствах России [4, c. 33].

Интерактивные методы, такие как проектная деятельность, экскурсии и тематические мероприятия, позволяют школьникам не только пассивно усваивать информацию, но и активно участвовать в исследовании культурных и исторических аспектов своей страны. Эти методы способствуют более глубокому пониманию и личной связи с патриотическими ценностями.

Критики указывают на риск одностороннего представления информации, что может привести к формированию упрощенного и идеализированного восприятия истории и культуры.

Влияние внеклассной и внешкольной деятельности на патриотическое сознание младших школьников

Поездки, экскурсии праздники и участие в общественных проектах могут значительно повысить интерес и уважение детей к истории и культуре своей страны. Например, посещая исторические музеи, памятники и культурные мероприятия, дети могут наглядно увидеть и почувствовать связь с прошлым и настоящим своего народа, что способствует формированию глубоких патриотических чувств [1, c. 68].

Практика показывает, что особую эффективность в патриотическом воспитании имеют виды деятельности, предполагающие активное участие детей, такие как театрализованное представление исторических событий или участие в праздновании национальных праздников. Подобные мероприятия не только информируют, но и вызывают эмоциональный отклик, усиливающий патриотические чувства.

Кроме того, вовлечение детей в общественные проекты по улучшению жизни в их сообществе также помогает вызвать патриотизм. Дети, которые участвуют в экологических мероприятиях или благотворительных организациях, начинают лучше понимать ценность коллективных усилий и важность заботы о своем сообществе и окружающей среде [5].

Однако следует остерегаться излишней идеализации исторических фактов во внеклассной деятельности, которая может привести к формированию упрощенной картины истории страны. Важно обеспечить, чтобы информация, преподносимая детям, была достоверной и разнообразной, что способствует воспитанию не только патриотов, но и сознательных граждан, способных критически оценивать и уважать свою историю.

Роль педагога в стимулировании интереса к патриотическому воспитанию

Одним из важных аспектов является способность учителя вдохновлять учащихся через личный пример и уважение к культуре и истории страны. Педагог, который выражает глубокое уважение и знание исторических фактов, культурных особенностей и значимости национальных праздников, может значительно повысить интерес учащихся к изучению этих аспектов.

Проведение тематических уроков, организация школьных мероприятий на День Победы или другие значимые даты способствует развитию патриотических чувств и укреплению гражданской позиции.

Важно представлять исторические события в контексте различных точек зрения и подчеркивать важность критического мышления. Учителя, которые способствуют развитию навыков критического анализа у своих учеников, помогают им формировать обоснованную патриотическую позицию.

Подводя итог, можно сказать, что учителя могут значительно влиять на патриотическое воспитание, используя комбинацию личного примера, педагогических методов и развития критического мышления. Это требует от педагогов не только знания и уважения к национальной культуре, но и способности критически подходить к образовательному процессу, что в свою очередь помогает воспитать ответственных и осознанных граждан.

Измерение эффективности патриотического воспитания: методы и результаты

Распространенным методом является опрос, позволяющий собрать данные о чувствах и мнениях студентов о своей стране и ее истории. Этот метод полезен для получения количественных и качественных данных о восприятии учащимися уроков патриотизма.

Другой подход заключается в анализе образовательной деятельности в контексте курсов истории и обществознания, в которых особое внимание уделяется патриотическому содержанию. Результаты тестирования и оценки могут выявить глубокое понимание учащимися исторических событий и значения национальных достижений [2, c. 230].

Также используется метод проектной деятельности, когда учащиеся могут участвовать в деятельности, приносящей пользу обществу, например, организуя памятные мероприятия или участвуя в общественно полезных проектах. Эффективность такого подхода можно оценить путем мониторинга уровня участия и обратной связи со стороны учащихся и их родителей.

Результаты применения этих подходов в российских школах показывают, что патриотическое сознание младших школьников существенно возрастает при сочетании педагогических стратегий с четкими критериями оценки и их последовательным применением. Об этом свидетельствует повышенный интерес студентов к отечественной истории, участие в патриотических мероприятиях и выражение гордости за свою страну. Важно продолжать использовать эти методы и адаптировать их к меняющимся условиям и потребностям общества, чтобы поддерживать и развивать патриотическое воспитание на должном уровне.

Заключение

Одной из проблем является неоднородность методов патриотического воспитания, которая может привести к различиям в понимании и отношении к патриотизму среди учащихся разных регионов и образовательных учреждений. Предлагается разработать единые методические подходы, которые будут включать в себя использование интерактивных технологий и методов критического анализа в процессе обучения.

Список литературы

  1. Карачарова, Е.А. Сущность патриотического воспитания младших школьников и критерии его оценки в учебно-воспитательном процессе школы / Е.А. Карачарова // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: Сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции посвященной памяти доктора философских наук, профессора Андрея Александровича Гагаева, Пенза, 18–19 февраля 2022 года / Под научной редакцией П.А. Гагаева. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 65-71.
  2. Лушникова, Е.Н. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях внеклассных занятий, посвященных Великой Отечественной войне / Е.Н. Лушникова // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей: Сборник статей / Ответственный редактор Е.Н. Бородина. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 228-256.
  3. Мещерякова Т.Ю. Военно-патриотическое воспитание детей школьного возраста / Т.Ю. Мещерякова // Человек – культура – общество: сборник материалов международной научно-практической конференции, 4 апреля 2019 г. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2019. С. 102-105.
  4. Першина, З.С. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста: основные подходы и задачи / З.С. Першина // Academy. – 2021. – № 3(66). – С. 33-35.
  5. Сергеева, О.В. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы / О.В. Сергеева // Ratio et Natura. – 2020. – № 2(2).
  6. Шимова, В.С. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях библиотечной среды / В.С. Шимова // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: Сборник статей / Научная редакция Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. Том Выпуск 5. – Екатеринбург: [б.и.], 2022. – С. 111-114.

Поделиться

878

Стрижеусов М. О. «Разговоры о важном» – формирование патриотической позиции у детей младшего школьного возраста // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.IV.С. 86-89. URL: https://apni.ru/article/9404-razgovory-o-vazhnom-formirovanie-patrioticheskoj-pozicii-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря