Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
«Разговоры о важном» – формирование патриотической позиции у детей младшего школ...

«Разговоры о важном» – формирование патриотической позиции у детей младшего школьного возраста

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотическое воспитание
младшие школьники
психологические аспекты
учебная программа
внеклассная деятельность
роль педагога
методы оценки

Аннотация статьи

Анализ эффективности методов и подходов к формированию патриотической позиции у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены психологические аспекты восприятия патриотических идей детьми, роль учебных программ, влияние внеклассной деятельности, вклад учителя и методы измерения эффективности патриотического воспитания. Внимание уделено анализу практических аспектов образовательного процесса и его влияния на формирование патриотического сознания.

Текст статьи

Введение

В условиях глобализации и многообразия информационных потоков важно обеспечить, чтобы молодое поколение осознавало свою национальную идентичность и развивало уважение к своей стране. Формирование базовых ценностей начинается именно в раннем возрасте, что делает младшие школьные годы критически важными для закладывания основ патриотизма. Важно учитывать психологические особенности восприятия детьми патриотических идей и искать баланс между национальной гордостью и открытостью к мировому сообществу. Споры вокруг методов и эффективности патриотического воспитания подчеркивают необходимость дополнительных исследований и экспериментов в данной области.

Психологические аспекты восприятия патриотических идей детьми младшего школьного возраста

Изучение психологических аспектов восприятия патриотических идей детьми младшего школьного возраста позволяет лучше понять, как формируется отношение к национальным символам и ценностям в ранние годы. В возрасте от 6 до 10 лет дети проходят важные фазы эмоционального и когнитивного развития, которые существенно влияют на их способность усваивать и интерпретировать социокультурные концепции. На этом этапе развития у детей развивается способность к сопереживанию, что может способствовать более глубокому пониманию патриотических чувств [6, c. 112].

С позиций когнитивной психологии младшие школьники начинают активно использовать символическое мышление, что позволяет более осознанно воспринимать национальные символы, такие как флаг, гимн и исторические сюжеты. Однако их понимание сложных социальных понятий, таких как патриотизм, все еще развивается, и дети часто полагаются на упрощенные и конкретные образы, передаваемые им взрослыми [3, c. 104].

Раннее привлечение детей к обсуждению патриотических тем должно осуществляться через игровые и интерактивные формы обучения, позволяющие детям активно участвовать в процессе и тем самым лучше усваивать патриотические идеи. Они могут включать театральные представления, праздники и школьные мероприятия, прославляющие национальную культуру и историю. Педагоги должны подходить к патриотическому воспитанию таким образом, чтобы дети не только воспринимали предлагаемые им патриотические понятия, но и понимали их, могли формировать собственное мнение на основе разнообразной информации и личных наблюдений.

Роль учебной программы в формировании патриотических ценностей

В Российской Федерации учебные программы, такие как «Школа России» или «Перспектива», включают в себя ряд учебников и материалов, направленных на формирование уважения к истории и культуре страны. Например, учебник «Окружающий мир» для начальной школы под редакцией Г. Г. Ивченковой и других содержит материалы, которые рассказывают о значимых исторических событиях, национальных героях, культурных символах и природных богатствах России [4, c. 33].

Интерактивные методы, такие как проектная деятельность, экскурсии и тематические мероприятия, позволяют школьникам не только пассивно усваивать информацию, но и активно участвовать в исследовании культурных и исторических аспектов своей страны. Эти методы способствуют более глубокому пониманию и личной связи с патриотическими ценностями.

Критики указывают на риск одностороннего представления информации, что может привести к формированию упрощенного и идеализированного восприятия истории и культуры.

Влияние внеклассной и внешкольной деятельности на патриотическое сознание младших школьников

Поездки, экскурсии праздники и участие в общественных проектах могут значительно повысить интерес и уважение детей к истории и культуре своей страны. Например, посещая исторические музеи, памятники и культурные мероприятия, дети могут наглядно увидеть и почувствовать связь с прошлым и настоящим своего народа, что способствует формированию глубоких патриотических чувств [1, c. 68].

Практика показывает, что особую эффективность в патриотическом воспитании имеют виды деятельности, предполагающие активное участие детей, такие как театрализованное представление исторических событий или участие в праздновании национальных праздников. Подобные мероприятия не только информируют, но и вызывают эмоциональный отклик, усиливающий патриотические чувства.

Кроме того, вовлечение детей в общественные проекты по улучшению жизни в их сообществе также помогает вызвать патриотизм. Дети, которые участвуют в экологических мероприятиях или благотворительных организациях, начинают лучше понимать ценность коллективных усилий и важность заботы о своем сообществе и окружающей среде [5].

Однако следует остерегаться излишней идеализации исторических фактов во внеклассной деятельности, которая может привести к формированию упрощенной картины истории страны. Важно обеспечить, чтобы информация, преподносимая детям, была достоверной и разнообразной, что способствует воспитанию не только патриотов, но и сознательных граждан, способных критически оценивать и уважать свою историю.

Роль педагога в стимулировании интереса к патриотическому воспитанию

Одним из важных аспектов является способность учителя вдохновлять учащихся через личный пример и уважение к культуре и истории страны. Педагог, который выражает глубокое уважение и знание исторических фактов, культурных особенностей и значимости национальных праздников, может значительно повысить интерес учащихся к изучению этих аспектов.

Проведение тематических уроков, организация школьных мероприятий на День Победы или другие значимые даты способствует развитию патриотических чувств и укреплению гражданской позиции.

Важно представлять исторические события в контексте различных точек зрения и подчеркивать важность критического мышления. Учителя, которые способствуют развитию навыков критического анализа у своих учеников, помогают им формировать обоснованную патриотическую позицию.

Подводя итог, можно сказать, что учителя могут значительно влиять на патриотическое воспитание, используя комбинацию личного примера, педагогических методов и развития критического мышления. Это требует от педагогов не только знания и уважения к национальной культуре, но и способности критически подходить к образовательному процессу, что в свою очередь помогает воспитать ответственных и осознанных граждан.

Измерение эффективности патриотического воспитания: методы и результаты

Распространенным методом является опрос, позволяющий собрать данные о чувствах и мнениях студентов о своей стране и ее истории. Этот метод полезен для получения количественных и качественных данных о восприятии учащимися уроков патриотизма.

Другой подход заключается в анализе образовательной деятельности в контексте курсов истории и обществознания, в которых особое внимание уделяется патриотическому содержанию. Результаты тестирования и оценки могут выявить глубокое понимание учащимися исторических событий и значения национальных достижений [2, c. 230].

Также используется метод проектной деятельности, когда учащиеся могут участвовать в деятельности, приносящей пользу обществу, например, организуя памятные мероприятия или участвуя в общественно полезных проектах. Эффективность такого подхода можно оценить путем мониторинга уровня участия и обратной связи со стороны учащихся и их родителей.

Результаты применения этих подходов в российских школах показывают, что патриотическое сознание младших школьников существенно возрастает при сочетании педагогических стратегий с четкими критериями оценки и их последовательным применением. Об этом свидетельствует повышенный интерес студентов к отечественной истории, участие в патриотических мероприятиях и выражение гордости за свою страну. Важно продолжать использовать эти методы и адаптировать их к меняющимся условиям и потребностям общества, чтобы поддерживать и развивать патриотическое воспитание на должном уровне.

Заключение

Одной из проблем является неоднородность методов патриотического воспитания, которая может привести к различиям в понимании и отношении к патриотизму среди учащихся разных регионов и образовательных учреждений. Предлагается разработать единые методические подходы, которые будут включать в себя использование интерактивных технологий и методов критического анализа в процессе обучения.

Список литературы

  1. Карачарова, Е.А. Сущность патриотического воспитания младших школьников и критерии его оценки в учебно-воспитательном процессе школы / Е.А. Карачарова // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: Сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции посвященной памяти доктора философских наук, профессора Андрея Александровича Гагаева, Пенза, 18–19 февраля 2022 года / Под научной редакцией П.А. Гагаева. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 65-71.
  2. Лушникова, Е.Н. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях внеклассных занятий, посвященных Великой Отечественной войне / Е.Н. Лушникова // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей: Сборник статей / Ответственный редактор Е.Н. Бородина. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 228-256.
  3. Мещерякова Т.Ю. Военно-патриотическое воспитание детей школьного возраста / Т.Ю. Мещерякова // Человек – культура – общество: сборник материалов международной научно-практической конференции, 4 апреля 2019 г. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2019. С. 102-105.
  4. Першина, З.С. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста: основные подходы и задачи / З.С. Першина // Academy. – 2021. – № 3(66). – С. 33-35.
  5. Сергеева, О.В. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы / О.В. Сергеева // Ratio et Natura. – 2020. – № 2(2).
  6. Шимова, В.С. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях библиотечной среды / В.С. Шимова // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: Сборник статей / Научная редакция Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. Том Выпуск 5. – Екатеринбург: [б.и.], 2022. – С. 111-114.

Поделиться

970

Стрижеусов М. О. «Разговоры о важном» – формирование патриотической позиции у детей младшего школьного возраста // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.IV.С. 86-89. URL: https://apni.ru/article/9404-razgovory-o-vazhnom-formirovanie-patrioticheskoj-pozicii-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января