Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Теоретические и нормативно-правовые аспекты использования инфраструктурных бюдже...

Теоретические и нормативно-правовые аспекты использования инфраструктурных бюджетных кредитов

Научный руководитель

Баранова Ольга Александровна

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

бюджетный кредит
инфраструктурный бюджетный кредит
казначейский кредит
развитие региона
нормативно-правовые акты
условия отбора проектов

Аннотация статьи

В статье рассматривается сущность и механизм использования инфраструктурных бюджетных кредитов.

Текст статьи

Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах [1].

То есть бюджетным кредитом можно назвать форму финансирования, которую предоставляет государство или органы местного самоуправления. Он используется для получения финансовых ресурсов на реализацию бюджетной политики и выполнение государственных программ. Его сущность заключается в том, что государство или органы местного самоуправления активно привлекают кредитные ресурсы для дополнительного финансирования своих расходных обязательств. Бюджетные кредиты можно использовать для финансирования различных целей, включая инфраструктурные проекты, социальные программы, образование и здравоохранение.

Инфраструктурные бюджетные кредиты – один из инструментов развития регионов, который появился в 2021 г. Данный кредит предоставляется по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. Получить его можно с помощью участия в конкурсе проектов, а погашать с третьего года после получения [2].

Стоит отметить, что в настоящий момент нет ни одного определения «инфраструктурный бюджетный кредит», закрепленного законодательно. Более того, на настоящий момент большинство авторы научных статей, затрагивающих данную тематику, не формулируя собственного определения.

Так, Денисова И. П. и Рукина С. Н. в совместной научной статье «Инфраструктурные бюджетные кредиты – важный инструмент поддержки регионов» выразили мнение, что инфраструктурный бюджетный кредит – это «капиталоемкий бюджетный инструмент, позволяющий регионам привлекать заемные средства федерального бюджета на определенных условиях» [3].

Такая трактовка имеет место быть, но, по мнению автора данной статьи, в ней отсутствует конкретная информация о сущности и условиях получения данного кредита.

Основная цель инфраструктурных бюджетных кредитов состоит в обеспечении устойчивого экономического развития и повышении качества жизни населения. Такие кредиты могут быть предоставлены на реализацию государственных программ, которые, в свою очередь, могут быть направлены на строительство и ремонт дорог, мостов, аэропортов, железнодорожных станций, образовательных учреждений и многих других инфраструктурных объектов.

Инфраструктурные бюджетные кредиты играют важную роль в развитии страны, способствуя созданию новых рабочих мест, улучшению транспортной доступности, повышению энергетической эффективности и общему развитию экономики.

Основные параметры таких кредитов отражены на рисунке 1.

image.png

Рис. 1. Параметры федеральных инфраструктурных кредитов

Инфраструктурные бюджетные кредиты – один из семи ключевых инструментов федерального проекта «Инфраструктурное меню» (рис. 2).

image.png

Рис. 2. Финансовые параметры федерального проекта «Инфраструктурное меню»

«Инфраструктурное меню» содержит набор инструментов, позволяющих направить преимущественно возвратные средства на реализацию экономически эффективных и социально значимых проектов, способствующих социально-экономическому развитию регионов. За период 2022–2025 гг. на реализацию федерального проекта планируется выделить более 2 трлн рублей [4].

«Продолжением» программы инфраструктурных бюджетных кредитов является программа специальных казначейских кредитов. В Постановлении от 31 марта 2023 года № 525 указано, что российские регионы смогут получить специальные казначейские кредиты для реализации инфраструктурных проектов на срок до 15 лет под 3% годовых. При этом основной долг они начнут выплачивать только с третьего года пользования средствами. Постановление об утверждении правил предоставления таких займов подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Документом предусмотрено, что кредитные средства будут предоставляться регионам на проектирование, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, на закупку новых автобусов, троллейбусов и трамваев и другие цели [5].

В таблице отражены сходства и отличия между бюджетными кредитами, инфраструктурными бюджетными кредитами, а также казначейскими кредитами.

Таблица

Условия отбора для получения регионом инфраструктурного бюджетного кредита

Наименование показателяБюджетный кредитИнфраструктурный бюджетный кредитКазначейский кредит
Срок, на который предоставляется кредитБюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до 5 лет (с исключениями)Не менее 15 летДо 15 лет
Процентная ставка по кредитуЗависит от цели кредитования3% годовых3% годовых
Цель выдачи кредитаФинансирование различных целей (образование, здравоохранение и т. д.)Средства могут быть направлены на широкий спектр объектов инфраструктуры: транспортной, социальной, инженерно-коммунальной и инфраструктуры особой экономической зоны Обеспечение реализации инфраструктурных проектов, при этом источником финансового обеспечения расходов на реализацию являются бюджетные кредиты

Так, на основании приведенных данных можно сделать вывод, что «бюджетный кредит» – это понятие более общее; «инфраструктурный бюджетный кредит» и «казначейский кредит» - понятия схожие по целям, но синонимами их назвать нельзя, т. к. они имеют различные сроки предоставления.

 Инфраструктурные бюджетные кредиты регулируются следующими нормативными актами (рис. 3):

image.png

Рис. 3. Нормативные акты, регулирующие инфраструктурные бюджетные кредиты

В Послании Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года Президент РФ предложил дать регионам принципиально новый инструмент развития – федеральные инфраструктурные кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций.

В приоритете: автомобильные дороги, обходы городов, обновление систем ЖКХ и общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии [6].

В течение лета–осени 2021 года были внесены соответствующие изменения в БК РФ и приняты постановления Правительства РФ о порядке отбора инфраструктурных проектов, а также закрепляющие Единый план по достижению национальных целей развития и Перечень стратегических инициатив («42 инициативы»).

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее соответственно – Указ № 474, национальные цели развития) определены пять национальных целей развития (рис. 4).

image.png

Рис. 4. Национальные цели развития

В рамках каждой национальной цели развития Указом № 474 установлены целевые показатели, характеризующие ее достижение в 2030 году [7].

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (далее – Единый план) сформирован в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и определяет стратегические приоритеты Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей развития и целевых показателей, характеризующих их достижение, на ближайшие 10 лет [8].

Также в 2021 г. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил перечень из новых 42 стратегических инициатив социально-экономического развития до 2030 года (распоряжение от 06.10.2021 г. № 2816-р. № 2816-р). Инициативы реализуются в форме федеральных проектов. Они делятся по шести ключевым направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан. Для каждой прописаны конкретные результаты на периоды до 2024 и до 2030 годов [9].

Инфраструктурные бюджетные кредиты указаны в качестве одного из элементов так называемого «инфраструктурного меню» (п. 17 из 42 стратегических инициатив Правительства РФ).

Механизм использования бюджетных инфраструктурных кредитов может различаться в зависимости от условий кредитного договора.

Основные этапы использования бюджетных инфраструктурных кредитов отражены на рисунке 5.

image.png

Рис. 5. Основные этапы использования бюджетных инфраструктурных кредитов

У региона должен быть проект, прошедший тщательную экспертизу и одобренный комиссией, отсутствовать региональная задолженность выше 50% [10].

Далее рассмотрим условия отбора проектов для получения ИБК (рис. 6).

image.png

Рис. 6. Условия отбора для получения регионом инфраструктурного бюджетного кредита

После детальной экспертизы министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ проверяет, соответствует ли проект всем признакам, приложены ли все необходимые документы [11].

Если все в порядке, то запрос идет дальше, и через несколько дней министерство проводит оценку и подготавливает заключение. После чего проект отправляют в президиум комиссии по региональному развитию, где и решается его дальнейшая судьба.

Чтобы использовать бюджетные средства, нужно соблюдать некоторые правила (рис. 7).

image.png

Рис. 7. Правила использования бюджетных средств

Каждый кредитный договор может иметь свои особенности в зависимости от условий, предоставленных кредитором и согласованных с правительством-заимодавцем [10].

Таким образом, можно сформулировать следующее определение: «Инфраструктурный бюджетный кредит – это инструмент финансирования, направленный на поддержку устойчивого экономического роста и улучшение уровня жизни граждан через реализацию бюджетной политики и осуществление государственных программ, который предоставляется для реализации конкретных проектов в сфере строительства дорог, мостов, аэропортов, железных дорог, образовательных учреждений и многих других инфраструктурных объектов по условиям отбора инфраструктурных проектов в рамках лимитов либо конкурсный отбор инфраструктурных проектов».

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) [Электронный ресурс] / Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/055a71948dbf2a4fc2478437cd89cd864ee8e6e5/.
  2. Инфраструктурные бюджетные кредиты: что это такое и зачем они нужны? // Национальные проекты России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://национальныепроекты.рф/news/infrastrukturnye-byudzhetnye-kredity-chto-eto-takoe-i-zachem-oni-nuzhny.
  3. Денисова И.П., Рукина С.Н. Инфраструктурные бюджетные кредиты – важный инструмент поддержки регионов //Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2022.
  4. Инфраструктурные бюджетные кредиты помогут развитию регионов //Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/press/infrastrukturnye-byudzhetnye-kredity-pomogut-razvitiyu-regionov-/.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2023 г. № 525 // Правительство России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/docs/48359/.
  6. Послание Президента Российской Федерации от 21.04.2021 г. // Президент России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794 //Президент России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 // Президент России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.
  8. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года//Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf.
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 г. № 2816-р//Правительство России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/jwsYsyJKWGQQAaCSMGrd7q82RQ5xECo3.pdf.
  10. Кому и на что выдают инфраструктурные кредиты // ПАО «Совкомбанк» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://journal.sovcombank.ru/krediti/komu-i-na-chto-vidayut-infrastrukturnie-krediti.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1189 (ред. от 16.01.2023) // Справочная правовая система «Консультант» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_391651/.

Поделиться

778

Котельникова И. А. Теоретические и нормативно-правовые аспекты использования инфраструктурных бюджетных кредитов // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.IV.С. 38-45. URL: https://apni.ru/article/9409-teoreticheskie-i-normativno-pravovye-aspekty-ispolzovaniya-infrastrukturnyh-byudzhetnyh-kreditov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря