Пожалуй, невозможно найти какую-либо деятельность, правовое регулирование которой не вызывает дискуссий и не содержит определенного рода проблем. Административно-правовое регулирование банковской деятельности не является в данном случае исключением, что обусловлено достаточно сложной организационной структурой такой деятельности.
Если мы обратимся к федеральному законодательству, которое регулирует банковскую деятельность, то в ст. 2 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» увидим то, что она должна осуществляться на основании законодательных норм, установленных конституцией РФ, данным федеральным законом, а также иными нормативно-правовыми актами ЦБ РФ [1]. Поэтому, все нормативные акты, которые участвуют в административно-правовом регулировании банковской деятельности, должны быть законодательно установлены.
Обращаясь к рассмотрению понятия «административно-правовое регулирование банковской деятельности» привлекает внимание его распространенность в соответствующей теме литературе, так как именно такое регулирование выступает основным. В качестве одного из примеров трактовки данного института, можно привести понятие, данное в своем исследовании Д. Г. Гаджиевой: «административно-правовое регулирование – это некая сфера правового публичного воздействия, чьей итоговой задачей считается помощь в разрешении общегосударственных задач» [3, c. 90].
Несколько по-иному к трактовке подходит И. С. Попов: «административно-правовое регулирование банковской деятельности – это индивидуально-властная и нормотворческая деятельности субъектов регулирования, которая должна обеспечить своевременное упорядочение формирования и последующей работы банков и всей банковской системы, защищать права и свободы законных интересов как частных лиц, так и ее участников, а также поддерживать или создавать гармоничный баланс правопорядка в области регулирования банковской деятельности» [4, c. 85].
Исходя из мнений, который были изучены и часть из которых была представлена, сформулируем понятие административного-правового регулирования банковской деятельности: «такой вид деятельности, который направлен на формирование системы государственного регулирования банковского сектора, включая вопросы управления и распределения финансов данного сектора, а также на контроль за процессами, входящими в банковскую деятельность и управление ими».
Как мы уже говорили, любая деятельность имеет определенные проблемы, поэтому перейдем непосредственно к ним и к предложениям, направленным на их решение.
Первую проблему можно обозначить как отсутствие единства и взаимосвязи между законами экономики, которые являются основой банковской деятельности и правовыми нормами, которые ее регулируют.
Банковскую систему образуют ряд связанных между собой элементов, но каждое из которых обладает определенной самостоятельностью, что приводит к необходимости такого их соединения, чтобы банковская деятельность оставалась слаженной, четкой и оказывала только положительно воздействие на государственную экономику.
Развитие банковского сектора основано на тех законах, которые формируются в экономике государства в определенный период времени, так как экономика все же является более подвижным направлением, нежели право. Соответственно экономические законы диктуют то, как будет производиться финансирование кредитных организаций, какое будет целевое назначение их средств, проводит стимулирование их действие и т. п. Но все это, как представляется, должно основываться не только на законах и требования экономики в данный момент времени, но и соответствовать нормам права, которые устанавливают для банковской деятельности определенные требования.
Также в рамках административно-правового регулирования банковской деятельности обращает на себя практически безграничная роль ЦБ РФ, который за счет имеющегося перевеса в количестве денежных средств и имеющихся законодательных полномочий может контролировать (и делает это) хозяйственную деятельность других кредитных организаций. Исполнение Центробанком всех функций исполнительной власти напрямую влияет на степень развития всей банковской деятельности, а также регулирование ценовой политики на рынке и грамотным распределением финансовых ресурсов. В настоящее время Банк России весьма тщательно контролирует эту сферу, однако необходимо проработать еще несколько аспектов, для того чтобы вышеуказанные функции исполнялись в полной мере.
Согласно норме, предусмотренной в ст. 7 ФЗ РФ «О центральном банке Российской Федерации»: «ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц» [2].
Следовательно, нормативными актами Банка России являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Законом о Банке России, рассчитанных на неоднократное применение на территории РФ [2]. Нормативные акты ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам. Они также не имеют обратной силы. В форме указаний принимаются нормативные акты Банка России, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ. В форме положений принимаются нормативные акты Банка России, если их основное содержание – установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ.
В форме инструкций принимаются нормативные акты Банка России, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).
Не относятся к нормативным следующие акты Банка России: распорядительные; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов РФ в сфере компетенции Банка России, если правомочие по их толкованию непосредственно предоставлено Банку России; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования.
Исходя из изложенных проблем взаимодействия организационно-экономических законов и правового регулирования банковской деятельности, представляется, что в вопросе административно-правового регулирования внимание необходимо уделить следующим аспектам:
- Необходимо создать единое банковское законодательство. В данном вопросе представляется возможным согласиться с теми авторами, кто настаивает на принятии Банковского кодекса РФ.
- Необходимо уделить внимание организационной структуре банковской деятельности с целью преодоления различий между экономическим и правовым регулированием банковской деятельности.