Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Тьюторское сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкол...

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

тьютор
сопровождение
расстройства аутистического спектра
альтернативная коммуникация
инклюзивное образование

Аннотация статьи

Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к категории нарушений, затрудняющих процесс обучения детей, который без тьюторского сопровождения зачастую бывает малорезультативным. Статья освещает практический опыт организации тьюторского сопровождения детей с РАС в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Текст статьи

Слово «тьютор» имеет английское происхождение и в дословном переводе означает «наставник». Традиционно тьютором в системе высшего образования назывался человек, помогающий студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию: выбирать из всего многообразия курсов и семинаров те, которые ему подходят больше всего.

В российском образовательном поле тьюторы появились вследствие курса на индивидуализацию образования. Первоначальное закрепление тьютора как особой педагогической единицы произошло в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования». И там тьютор понимается именно как наставник, отвечающий за индивидуализацию образовательного маршрута ребенка, в том числе, например, ребенка, проявившего выдающиеся способности.

Таким образом, тьютор может быть наставником абсолютно любого ребенка, если говорить о том, что современные образовательные учреждения обязаны подстраиваться под индивидуальные особенности детей.

Но если речь идет о связке «тьютор - ребенок с ОВЗ», то понимание роли тьютора кардинально меняется. Тьютор из наставника превращается в сопровождающего, непосредственно участвующего в образовательном процессе для того, чтобы помочь включить ребенка с особыми потребностями в учебную деятельность.

Особую категорию детей с ОВЗ представляют дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом.

В настоящее время численность детей с ОВЗ растёт. Всего в мире насчитывают около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с РАС. Расстройства аутистического спектра – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения, многократными повторениями однообразных действий.

Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения лиц с РАС в жизнь общества. Рост численности детей с РАС в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе.

В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют многие специалисты: психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи и т. д. Но особое место в этом ряду принадлежит именно тьютору. Для российского образования тьютор – профессия новая, но достаточно востребованная.

Основной целью тьюторского сопровождения является персональное сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра, способного в меру своих возможностей самостоятельно решать жизненно важные проблемы [1, с. 4].

Сопровождать – значит всегда быть рядом с воспитанником, быть спутником ребенка, давая ему свободный выбор в качестве условия развития.

Задачами тьюторского сопровождения являются охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция физического развития; формирование коммуникативных умений и установление и поддержание социальных контактов с окружающими людьми, адекватное поведение в социальной среде; формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной абилитации и адаптации; обучение доступным творческим видам деятельности [1, с. 15].

Основным результатом деятельности тьютора в ДОУ является изменение поведения ребенка – приспособление его к условиям учреждения, расширение коммуникации ребенка, позитивная динамика в личностном, когнитивном, эмоциональном, творческом развитии ребенка, повышение его самостоятельности.

Выбор того или иного приема работы тьютора будет определяться в каждом конкретном случае по-своему. Однако, знание особенностей развития ребенка при различных нозологиях все же позволяет более целенаправленно подходить к выбору технологий сопровождения.

Тьюторское сопровождение ребенка с РАС в дошкольных образовательных учреждениях заключается в организации такого образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Данное сопровождение представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностический; проектировочный; реализационный; аналитический. Каждый из этих этапов имеет свою специфику и отражается как в содержании деятельности тьютора, так и в способах его работы, так как именно имеющееся у ребенка нарушение определяет особенности организации работы с ним.

Еще одной из задач, стоящих перед тьютором в учреждении детей с РАС, становится стимулирование психологической активности, установление контакта с ребенком РАС. На первом этапе ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать помещение для занятий, привыкнуть к обстановке, к окружающим предметам.

Для каждого ребенка, нуждающегося в тьюторском сопровождении, составляется индивидуальный план работы, позволяющий постепенно адаптироваться к окружающей среде, предполагающий регулярность режимных моментов каждого дня, что служит для развития более естественных и гибких способов создания определенного стереотипа привычек и правил как обязательный компонент адаптации, дает ощущение надежности и стабильности.

Детям с расстройствами аутистического спектра необходима постоянная поддержка взрослого, поэтому на следующем, на втором, этапе мы организуем совместную деятельность, которая способствует обогащению эмоционального и интеллектуального опыта ребенка. Решение этой задачи требует от тьютора умения чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в коррекционной работе. Тьютору необходимо постоянно побуждать и ободрять ребенка, чтобы помочь ему перейти к более активным и сложным отношениям с миром [2, с. 21].

В своей работе мы применяем элементы методики Марии Монтессори, используем визуальные расписания, показывающие порядок занятий и заданий в наглядном виде. У ребенка складывается четкое представление о том, что ему нужно сделать. Задания представляются в виде предметных картинок, действий с предметами. Задания подбираются с учетом умений и потребностей ребенка, и предъявляются поэтапно, чтобы не пропустить усвоение важных навыков. Данная схема позволяет снизить тревожность ребенка, повышает внимание и мотивацию, препятствует развитию зависимости от взрослого. При такой наглядной организации аутичный ребенок видит, что он должен сделать, и не отвлекается на неважные детали. Данную методику применяем с целью реализации индивидуального подхода в обучении.

Опираясь на различные методики обучения детей с РАС, следует помнить, что каждую игру или упражнение обязательно проводить несколько раз для получения и закрепления результата. И, несомненно, надо настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Следует помнить, что для достижения лучшего результата детей с РАС нужно поощрять словесно, пищевыми стимулами или любимыми предметами: это могут быть книги, игрушки, детские музыкальные инструменты и т. п.

Также в начале работы с подопечным следует тщательно изучить его возможности, используя не только документацию, но и собственные наблюдения, а также беседу с родителями. При разговоре с родителями ребенка следует обмениваться наблюдениями, важными деталями, например, о поведении, которые могут помочь в дальнейшей работе с ребенком.

Хорошо еще обратить внимание на особенности восприятия ребенка. Для аутичных детей характерен замедленный процесс получения и переработки информации, отвлекаемость, слабость процессов памяти, быстрая потеря дозированию нагрузки, увеличения сроков предъявления нового материала, частого повторения инструкций. Возможно упрощение заданий с учетом возможностей ребенка, сокращение, инструкции в процессе выполнения заданий, выраженное снижение работоспособности, быстрая утомляемость. Это требует от тьютора внимательного отношения к разбитию материала на части. Также подчеркнем, что активное применение информационных технологий, наглядности, технических средств в доступном для ребенка формате существенно поможет в восприятии им нового материала [3, с. 38].

В начале взаимодействия с ребенком следует сформировать именно простые навыки, так как затрачиваемое на их выполнение время может быть эффективно использовано в других целях. К простым навыкам относятся такие бытовые умения, как умение пользоваться расческой, умение умываться и использовать полотенце, самостоятельно уметь держать столовые приборы.

В процессе реализации своих функциональных обязанностей тьютор обязан оформлять документацию, фиксируя в ней результаты собственной профессиональной деятельности по сопровождению ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Накопленный практический опыт показывает, что основными документами тьютора являются: дневник наблюдений, индивидуальная программа работы с ребёнком.

Аутизм – с греческого αὐτός «сам» – это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний. Этот ребенок отличается от других детей. Он не такой, как обычные дети, он не лучше и не хуже, он – особенный ребенок, он – другой… И именно поэтому такие дети больше нуждаются во внимании, помощи и защите.

Список литературы

  1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. Москва: Теревинф, 2016. 288 с.
  2. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. – М.: СигналЪ, 2002.
  3. Самарцева Е.Г. Специфика тьюторского сопровождения в дошкольных образовательных организациях: учебное пособие / Е.Г. Самарцева. – Орёл, изд. ОГУ, 2016. – 44 с.
  4. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие / науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

Поделиться

802

Бахчагулян А. А., Балашова Е. Н., Констанченко В. В., Попова О. С. Тьюторское сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.IV.С. 67-70. URL: https://apni.ru/article/9415-tyutorskoe-soprovozhdenie-rebenka-s-rasstrojstvom-autisticheskogo-spektra-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря