Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Тьюторское сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкол...

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

Автор(-ы):

Бахчагулян Анаит Адамовна

Балашова Елена Николаевна

Констанченко Виктория Владимировна

Попова Ольга Сергеевна

24 мая 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

тьютор
сопровождение
расстройства аутистического спектра
альтернативная коммуникация
инклюзивное образование

Аннотация статьи

Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к категории нарушений, затрудняющих процесс обучения детей, который без тьюторского сопровождения зачастую бывает малорезультативным. Статья освещает практический опыт организации тьюторского сопровождения детей с РАС в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Текст статьи

Слово «тьютор» имеет английское происхождение и в дословном переводе означает «наставник». Традиционно тьютором в системе высшего образования назывался человек, помогающий студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию: выбирать из всего многообразия курсов и семинаров те, которые ему подходят больше всего.

В российском образовательном поле тьюторы появились вследствие курса на индивидуализацию образования. Первоначальное закрепление тьютора как особой педагогической единицы произошло в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования». И там тьютор понимается именно как наставник, отвечающий за индивидуализацию образовательного маршрута ребенка, в том числе, например, ребенка, проявившего выдающиеся способности.

Таким образом, тьютор может быть наставником абсолютно любого ребенка, если говорить о том, что современные образовательные учреждения обязаны подстраиваться под индивидуальные особенности детей.

Но если речь идет о связке «тьютор - ребенок с ОВЗ», то понимание роли тьютора кардинально меняется. Тьютор из наставника превращается в сопровождающего, непосредственно участвующего в образовательном процессе для того, чтобы помочь включить ребенка с особыми потребностями в учебную деятельность.

Особую категорию детей с ОВЗ представляют дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом.

В настоящее время численность детей с ОВЗ растёт. Всего в мире насчитывают около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с РАС. Расстройства аутистического спектра – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения, многократными повторениями однообразных действий.

Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения лиц с РАС в жизнь общества. Рост численности детей с РАС в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе.

В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют многие специалисты: психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи и т. д. Но особое место в этом ряду принадлежит именно тьютору. Для российского образования тьютор – профессия новая, но достаточно востребованная.

Основной целью тьюторского сопровождения является персональное сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра, способного в меру своих возможностей самостоятельно решать жизненно важные проблемы [1, с. 4].

Сопровождать – значит всегда быть рядом с воспитанником, быть спутником ребенка, давая ему свободный выбор в качестве условия развития.

Задачами тьюторского сопровождения являются охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция физического развития; формирование коммуникативных умений и установление и поддержание социальных контактов с окружающими людьми, адекватное поведение в социальной среде; формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной абилитации и адаптации; обучение доступным творческим видам деятельности [1, с. 15].

Основным результатом деятельности тьютора в ДОУ является изменение поведения ребенка – приспособление его к условиям учреждения, расширение коммуникации ребенка, позитивная динамика в личностном, когнитивном, эмоциональном, творческом развитии ребенка, повышение его самостоятельности.

Выбор того или иного приема работы тьютора будет определяться в каждом конкретном случае по-своему. Однако, знание особенностей развития ребенка при различных нозологиях все же позволяет более целенаправленно подходить к выбору технологий сопровождения.

Тьюторское сопровождение ребенка с РАС в дошкольных образовательных учреждениях заключается в организации такого образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Данное сопровождение представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностический; проектировочный; реализационный; аналитический. Каждый из этих этапов имеет свою специфику и отражается как в содержании деятельности тьютора, так и в способах его работы, так как именно имеющееся у ребенка нарушение определяет особенности организации работы с ним.

Еще одной из задач, стоящих перед тьютором в учреждении детей с РАС, становится стимулирование психологической активности, установление контакта с ребенком РАС. На первом этапе ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать помещение для занятий, привыкнуть к обстановке, к окружающим предметам.

Для каждого ребенка, нуждающегося в тьюторском сопровождении, составляется индивидуальный план работы, позволяющий постепенно адаптироваться к окружающей среде, предполагающий регулярность режимных моментов каждого дня, что служит для развития более естественных и гибких способов создания определенного стереотипа привычек и правил как обязательный компонент адаптации, дает ощущение надежности и стабильности.

Детям с расстройствами аутистического спектра необходима постоянная поддержка взрослого, поэтому на следующем, на втором, этапе мы организуем совместную деятельность, которая способствует обогащению эмоционального и интеллектуального опыта ребенка. Решение этой задачи требует от тьютора умения чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в коррекционной работе. Тьютору необходимо постоянно побуждать и ободрять ребенка, чтобы помочь ему перейти к более активным и сложным отношениям с миром [2, с. 21].

В своей работе мы применяем элементы методики Марии Монтессори, используем визуальные расписания, показывающие порядок занятий и заданий в наглядном виде. У ребенка складывается четкое представление о том, что ему нужно сделать. Задания представляются в виде предметных картинок, действий с предметами. Задания подбираются с учетом умений и потребностей ребенка, и предъявляются поэтапно, чтобы не пропустить усвоение важных навыков. Данная схема позволяет снизить тревожность ребенка, повышает внимание и мотивацию, препятствует развитию зависимости от взрослого. При такой наглядной организации аутичный ребенок видит, что он должен сделать, и не отвлекается на неважные детали. Данную методику применяем с целью реализации индивидуального подхода в обучении.

Опираясь на различные методики обучения детей с РАС, следует помнить, что каждую игру или упражнение обязательно проводить несколько раз для получения и закрепления результата. И, несомненно, надо настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Следует помнить, что для достижения лучшего результата детей с РАС нужно поощрять словесно, пищевыми стимулами или любимыми предметами: это могут быть книги, игрушки, детские музыкальные инструменты и т. п.

Также в начале работы с подопечным следует тщательно изучить его возможности, используя не только документацию, но и собственные наблюдения, а также беседу с родителями. При разговоре с родителями ребенка следует обмениваться наблюдениями, важными деталями, например, о поведении, которые могут помочь в дальнейшей работе с ребенком.

Хорошо еще обратить внимание на особенности восприятия ребенка. Для аутичных детей характерен замедленный процесс получения и переработки информации, отвлекаемость, слабость процессов памяти, быстрая потеря дозированию нагрузки, увеличения сроков предъявления нового материала, частого повторения инструкций. Возможно упрощение заданий с учетом возможностей ребенка, сокращение, инструкции в процессе выполнения заданий, выраженное снижение работоспособности, быстрая утомляемость. Это требует от тьютора внимательного отношения к разбитию материала на части. Также подчеркнем, что активное применение информационных технологий, наглядности, технических средств в доступном для ребенка формате существенно поможет в восприятии им нового материала [3, с. 38].

В начале взаимодействия с ребенком следует сформировать именно простые навыки, так как затрачиваемое на их выполнение время может быть эффективно использовано в других целях. К простым навыкам относятся такие бытовые умения, как умение пользоваться расческой, умение умываться и использовать полотенце, самостоятельно уметь держать столовые приборы.

В процессе реализации своих функциональных обязанностей тьютор обязан оформлять документацию, фиксируя в ней результаты собственной профессиональной деятельности по сопровождению ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Накопленный практический опыт показывает, что основными документами тьютора являются: дневник наблюдений, индивидуальная программа работы с ребёнком.

Аутизм – с греческого αὐτός «сам» – это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний. Этот ребенок отличается от других детей. Он не такой, как обычные дети, он не лучше и не хуже, он – особенный ребенок, он – другой… И именно поэтому такие дети больше нуждаются во внимании, помощи и защите.

Список литературы

  1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. Москва: Теревинф, 2016. 288 с.
  2. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. – М.: СигналЪ, 2002.
  3. Самарцева Е.Г. Специфика тьюторского сопровождения в дошкольных образовательных организациях: учебное пособие / Е.Г. Самарцева. – Орёл, изд. ОГУ, 2016. – 44 с.
  4. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие / науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

Поделиться

260

Бахчагулян А. А., Балашова Е. Н., Констанченко В. В., Попова О. С. Тьюторское сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.IV.С. 67-70. URL: https://apni.ru/article/9415-tyutorskoe-soprovozhdenie-rebenka-s-rasstrojstvom-autisticheskogo-spektra-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля