Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Влияние стресса на эндокринную систему студента первого курса медицинского униве...

Влияние стресса на эндокринную систему студента первого курса медицинского университета

Научный руководитель

Рубрика

Биология

Ключевые слова

стресс
эндокринная система
дистресс
эустресс
ответная реакция
стрессоустойчивость

Аннотация статьи

Оригинальная статья, направленная на изучение взаимосвязи между стрессом и функцией эндокринной системы у студентов у студентов первого курса Тюменского государственного медицинского университета. Исследование посвящено стрессу, его видам по степени влияния на организм и проведен анализ возможных механизмов воздействия стресса на эндокринную систему человека. Раскрыты причинно-следственные связи между некоторыми эндокринными заболеваниями и постоянного воздействия дистресса на организм на примере гипоталамо-гипофизарно-надпочечной системы, поджелудочной и репродуктивных железах. Целью исследования явилось проведение опроса среди студентов 1 курса Тюменского государственного медицинского университета на предмет стрессоустойчивости. Участникам анкетирования было предложено ответить на ряд вопросов на предмет их стрессоустойчивости во время обучения. По результатам опроса были сделаны соответствующие выводы, в том числе и заключения о том, какой процент студентов находится в группе риска возникновения заболеваний эндокринной системы. На основе проведённого анализа полученных ответов были сформулированы универсальные рекомендации о том, как справиться со стрессом. Данные методы представляет важную практическую значимость для поддержания здоровья и успешного обучения молодых специалистов в медицинской сфере. По итогам проделанной работы были сделаны соответствующие выводы о влиянии стресса на организм человека и о важности формирования стрессоустойчивости для поддержания здоровья.

Текст статьи

Актуальность

Тема стресса и его влияния на эндокринную систему организма является важной для понимания механизмов возникновения различных заболеваний, таких как сахарный диабет 2 типа, гипотиреоз, ожирения и других. В век высоких технологий, быстрого темпа жизни, человек стал всё чаще подвержен стрессовым факторам, что несомненно оказывает влияние на здоровье. Одну из главных групп риска, оставляют студенты младших курсов, которые ежедневно сталкиваются с различными проблемами, требующими принятия быстрого решения. Естественно, их молодой организм, попав в новую для себя среду, испытывает стресс, что приводит к ряду проблем. Исследование влияния стресса на эндокринную систему может помочь лучше понять механизмы воздействия стресса на организм человека, чтобы, основываясь на полученной информации, сформулировать и разработать практические рекомендации по управлению стрессом для поддержания здоровья эндокринной системы.

Основная часть

Организм – это целостная система, где все органы и системы тесно связаны между собой. При рассмотрении организм человека мы можем увидеть, что каждое изменение одного его органа или системы приводит к изменению в другой. Такие перемены могут быть вызваны как внутренними сбоями, например нарушением в обмене веществ, так и внешними раздражителями. В любом случае, организм даёт на эти изменения свою реакцию, которую мы называем стрессом. Этот термин был введён Гансом Селье в 1936 году. Под стрессом понимают экстремальные условия жизнедеятельности, возникающие после действия чрезвычайных раздражителей на организм человека и животных [2].

По степени влияния на человека стресс можно разделить на полезный (эустресс) и вредный (дистресс). Полезный стресс мобилизует все системы организма, повышает способность к адаптации, в то время как дистресс негативно воздействует на здоровье в целом. Вследствие чего долгое пребывание в дистрессе может повлечь за собой негативные последствия, такие как депрессия, снижение иммунитета, нарушение в работе сердечно-сосудистой системы. Конечно, часть удара на себя так же принимает эндокринная система. Сильные переживания накладывают свой отпечаток на деятельности желёз внутренней секреции и, несомненно, приводят к различным заболеваниям.

Почему именно эндокринная система чаще всего страдает от испытываемого человеком стресса? Ответ можно найти в самом механизме возникновении ответной реакции на раздражающий фактор. При столкновении со стрессором организм должен дать ответ на вызов. Ключевым органом в формировании ответной реакции является гипоталамус, под действием которого активизируются симпатическая нервная система (СНС) и группы эндокринных органов (гипофиз, надпочечники, тимус). Далее, стрессовая реакция делиться на два этапа. В ходе первого этапа в кровь выбрасываются такие гормоны, как адреналин и норадреналин, под влиянием которых организм формирует реакцию, называемую «бей или беги» (повышается уровень глюкозы в крови, увеличивается частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление). Во втором этапе гипоталамусом инициируется выброс каскада гормонов (глюкокортикоиды, катехоламины), целью которого является запуск синтеза кортизола в коре надпочечников. Именно кортизол ответственен за адаптацию нашего организма к стрессовым факторам [4, с. 123]. На обеспечение данного процесса организм тратит достаточно много ресурсов. В связи с этим, лёгкий, «полезный» стресс не оказывает сильного влияния на структурно-функциональные зоны эндокринных желёз, а наоборот, помогает в адаптации человека к новым условиям. А вот постоянное и экстремальное воздействие дистресса приводит к серьёзным изменениям на органном, тканевом, клеточном и субклеточном уровнях. В особенности такие патологические изменения касаются тимуса. Это приводит к уменьшению массы и объёма органа [5, с. 59-64].

Теперь, мы перейдём к тому, какие именно изменения происходят в конкретных осях эндокринной системы человека. Одним из основных целей стресса является комплекс, состоящий из гипоталамуса, гипофиза и надпочечников (гипоталамо-гипофизарно-надпочечная система). Он играет важную роль в поддержании баланса в организме, приспособлении к внешним условиям и выживании в стрессовых ситуациях. Нормальная работа этой системы приводит к выделению надпочечниками глюкокортикоидов в ритмическом и импульсном режиме. Эти гормоны играют ключевую роль в обмене веществ, регулировании питания, и активности сердечно-сосудистой системы [1]. При постоянном воздействии стресса возникает гиперкортизолемия, при которой в крови наблюдается повышенная концентрация кортизола. Это явление оказывает негативное влияние на головной мозг, а именно на нейроны и их способность образовывать друг с другом связи. В последующем возникают когнитивные нарушения, а также повышается вероятность инсульта [3, с. 1-19].

Дистресс также оказывает сильное влияние и на поджелудочную железу, поскольку глюкокортикоиды и катехоламины – это ключевые медиаторы реакции на стресс, хроническое повышение уровня которых может способствовать нарушению обмена глюкозы и, как результат, приводить к развитию гипергликемии, инсулинорезистентности и сахарного диабета 2 типа (СД2). В основе этого процесса лежит резистентность (сопротивляемость) клеток к инсулину. Повышенное содержание кортизола в крови, а также частое высвобождение адреналина и норадреналина приводят к возникновению повышенной инсулинорезистентности, что и является триггером к развитию сахарного диабета 2 типа [6, 8].

Воздействие сильного стресса также сказывается на репродуктивном здоровье человека. Особенно это ощущают на себе девушки, когда после нахождения в эмоциональном и физическом напряжении в течение длительного периода сбивается менструальный цикл. Эндокринную регуляцию деятельности репродуктивной функции осуществляет гипоталамо-гипофизарно-гонадная система (ГГГС). Она тесно связана с гипоталамо-гипофизарно-надпочечной системой (ГГНС), так как большинство половых гормонов, например, такие, как пролактин, эстроген, синтезируются корой надпочечников. Данные гормоны играют огромную роль в нормальном функционировании половых желёз, в своевременном половом созревании, поэтому нарушения в работе ГГНС приводят к проблемам как с женским, так и с мужским здоровьем.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что стресс негативно влияет на работу эндокринной системы человека. Воздействуя на один элемент из комплекса органов, он воздействует и на другие функциональные группы. Чтобы избежать негативных последствий сильных переживаний, необходимо научиться противостоять им. Для каждого человека существует свой способ, поэтому мы решили провести опрос среди студентов 1 курса Тюменского медицинского университета на предмет стрессоустойчивости.

Практическая часть

В опросе приняло участие 156 студентов 1 курса Тюменского государственного медицинского университета. Им было предложено ответить онлайн на вопросы анкеты «Исследование стрессоустойчивости студентов 1 курса медицинского университета» расположенной на Google форме, а также состоящей из 3 вопросов только с одним вариантом выбора ответа и 3 вопросов, где необходимо было предоставить развёрнутый ответ.

Таблица

Список вопросов

Номер вопроса

Вопрос

Ответ

1

Испытываете ли вы переживание/волнение по поводу вашего обучения?
  • Да
  • Нет

2

Как часто вы находитесь в состоянии стресса?
  • Каждый день
  • Несколько раз в неделю
  • Редко, только перед значимым событием (экзамен, зачёт, публичное выступление и т. п.)
  • Никогда не нахожусь в состоянии стресса

3

Какие события чаще всего заставляют вас испытывать стресс?Развёрнутый ответ

4

Чувствовали ли вы, что после испытанного потрясения, Ваше физическое состояние ухудшилось?
  • Да
  • Нет

5

Если да, то какие именно чувства вы испытывали?Развёрнутый ответ

6

Что вы делаете, чтобы справиться со стрессом и его последствиями?Развёрнутый ответ

В ходе анкетирования были получены следующие результаты.

image.png

Рис. 1. Вопрос № 1: «Испытываете ли вы переживание/волнение по поводу вашего обучения?»

image.png

Рис. 2. Вопрос № 2: «Как часто вы находитесь в состоянии стресса?»

image.png

Рис. 3. Вопрос № 4: «Чувствовали ли вы, что после испытанного потрясения, Ваше физическое состояние ухудшилось?»

Более ¾ части опрошенных студентов дали положительный ответ, что говорит об их низкой стрессоустойчивости в рамках учебного процесса (рис. 1).

Из числа опрошенных студентов 94% испытывали стресс. Чуть менее половины ощущают стресс чаще, чем один раз в неделю. И 21% из них находится в состоянии стресса каждый день (рис. 2).

Больше половины студентов ощущают ухудшение своего физического состояния. Из этого можно сделать вывод, что у данной группы студентов стрессовые ситуации расходуют достаточно много энергии (рис. 3).

На вопрос о том, какие события чаще всего заставляют вас испытывать стресс, все участники написали про сессию и подготовку к ней.

На вопрос о том, какие именно чувства вы испытывали после сильного стресса, большая часть студентов ответили, что ощущали сильную усталость, сонливость, повышенный аппетит и отсутствие желания что-либо делать.

Достаточно много вариантов ответов мы получили на заключительный вопрос в анкете. Студенты рассказали о своих способах, которые помогают лично им справляться со стрессом. Наиболее популярным ответом является хороший сон, прогулка на свежем воздухе и встречи с друзьями.

Вывод. В ходе опроса было выявлено то, что студенты первого курса подвержены воздействию стресса. Практически 100% опрошенных из тех, кто в первом вопросе выбрал вариант ответа «Да» (рис. 1), испытывают стресс перед сессией (согласно полученным ответам на 3 вопрос). Основной причиной стресса стала подготовка к сессии и сама сдача экзаменов, а также подготовка к зачётам по анатомии. У 47% опрошенных наблюдается физическое и эмоциональное истощение после испытанных переживаний и потрясений, что говорит об их низкой стрессоустойчивости (рис. 3). Мы считаем, что данная группа людей имеет риск появления различных нарушений в работе эндокринных органов.

По итогам проведённого нами опроса были сформулированы рекомендации для студентов.

Для того чтобы организм легче переносил стрессовые ситуации, Вам рекомендуется:

  1. Обеспечить себе полноценный 8-часовой сон;
  2. Следить за тем, что вы едите и когда вы едите;
  3. Проводить не менее 1 часа в день на улице, прогуливаясь в парке;
  4. Установить на свой гаджет приложение «Экранное время» и следить, чтобы таймер не превышал 3 часов в день.

Если вы всё-таки испытываете волнение, то вам следует:

  1. Поделиться с кем-то о своих проблемах, поговорить с друзьями или родными;
  2. Выполнить тренировку или сходить на прогулку в парк;
  3. Заняться любимым делом;
  4. Лечь спать.

Когда вы испытываете стресс, вам не следует:

  1. Много есть («заедание» стресса);
  2. Употреблять вредные наркотические вещества;
  3. Травмировать себя;
  4. Проводить более 4 часов в интернете за пролистыванием ленты соцсетей.

Общий вывод по работе

В ходе научной работы мы выяснили, что стресс негативно влияет на работу эндокринной системы человека, вызывая развитие различных заболеваний. В целях профилактики эндокринных заболеваний людям необходимо развивать способность противостоять стрессу. Важно сформулировать лично для себя системный подход в развитии стрессоустойчивости. Взвешенный подход к лечению и профилактики является гарантией нормального функционирования всех систем человека.

Список литературы

  1. Ермакова И.В. Современные представления о механизмах регуляции функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы // Новые исследования. – 2014. – № 41. – 1 с.
  2. Патофизиология: курс лекций: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальностям 060101.65 «Лечеб. Дело», 060105.65 «Мед.-профилакт. Дело», 060201.65 «Стоматология», 060103.65 «Педиатрия» по дисциплине «Патофизиология. Клин. Патофизиология» / [Порядин Г.В. и др.]; под ред. Г.В. Порядина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 592 с.
  3. Sapolsky R.M. Stress, glucocorticoids, and damage to the nervous system: the current state of confusion // Stress. 1996. – № 1. – Р. 1-19.
  4. Козлов, А.И. Кортизол как маркер стресса / А.И. Козлов, М.А. Козлова // Физиология человека. – 2014. – Т. 40, № 2. – С. 123. – DOI 10.7868/S013116461402009X. – EDN RXFOQT.
  5. Васендин, Д.В. Особенности структурных изменений в тимусе при повреждающих воздействиях (обзор литературы) / Д.В. Васендин // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2014. – № 2(139). – С. 59-64. – EDN RYZQNJ.
  6. Stress-Induced Diabetes: A Review / K. Sharma, Sh. Akre, S. Chakole, M. B. Wanjari // Cureus. – 2022. – DOI 10.7759/cureus.29142. – EDN WEHXUY.
  7. Кубасов, Р.В. Гормональные изменения в ответ на экстремальные факторы внешней среды / Р. В. Кубасов // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2014. – Т. 69, № 9-10. – С. 102-109. – DOI 10.15690/vramn.v69i9-10.1138. – EDN TBQJDB.
  8. Исаченкова О.А. Роль стресса в патогенезе сахарного диабета и его осложнений, возможные механизмы развития и методы коррекции // Медицинский альманах. – октябрь 2008. – № 4.

Поделиться

898

Извекова Е. С. Влияние стресса на эндокринную систему студента первого курса медицинского университета // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.I.С. 19-24. URL: https://apni.ru/article/9416-vliyanie-stressa-na-endokrinnuyu-sistemu-studenta-pervogo-kursa-medicinskogo-universiteta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января