Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Особенности административной ответственности за правонарушения предпринимательск...

Особенности административной ответственности за правонарушения предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

предпринимательская деятельность
жилищно-коммунальное хозяйство
административная ответственность

Аннотация статьи

В данной статье произведен анализ административной ответственности за правонарушения предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности, административной ответственности за нарушение установленных нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами. Проанализированы элементы состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, а также произведён анализ правоприменительной практики. В заключении к статье сформулированы конкретные предложения по внесению в Особенную часть проекта новой редакции КоАП РФ статей, предусматривающих административную ответственность за совершение административных правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ.

Текст статьи

Сфера ЖКХ охватывает как жилищные, так и коммунальные услуги для населения. Предоставление коммунальных услуг играет важную роль в жилищно-коммунальных отношениях, регулируемых различными правовыми актами. За нарушения в этой области предусмотрены штрафы для должностных и юридических лиц.

Статья 7.23 КоАП РФ [1] налагает штрафы за несоблюдение нормативов коммунальных услуг: от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц и от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц. Эта статья часто используется органами жилищного надзора; с 30.04.2020 по 30.04.2024 было вынесено 12 608 постановлений [8].

Проанализируем элементы состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения населения коммунальными услугами, урегулированные ЖК РФ, Правилами № 354 [2], иными нормативными правовыми актами. Правила № 354 регулируют предоставление коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах, определяя права и обязанности сторон. Коммунальные услуги включают холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление и обработку твердых отходов. Правила № 354 устанавливают требования к качеству и объему коммунальных услуг, обязательные для ЖКХ.

Анализ правоприменительной практики по делам о нарушениях, предусмотренных статьей 7.23 КоАП РФ, выявляет основные спорные вопросы, связанные с определением объекта нарушений в области обеспечения населения коммунальными услугами, такими как электроснабжение и водоснабжение.

  1. В случаях несоблюдения нормативов обеспечения населения электроснабжением, органы часто привлекают виновных лиц к ответственности по статье 14.43 КоАП РФ. Однако суды считают, что такие нарушения должны квалифицироваться по статье 7.23 КоАП РФ [3].
  2. Нарушения нормативов обеспечения населения холодным или горячим водоснабжением могут быть квалифицированы по статьям 7.23 или 6.5 КоАП РФ. Статья 6.5 КоАП РФ касается нарушений санитарно-эпидемиологических требований к водоснабжению, тогда как статья 7.23 КоАП РФ относится к нормативам обеспечения коммунальными услугами.

Суды указывают на необходимость разграничения составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.23, 14.43, и 6.5 КоАП РФ, поскольку они имеют разные объекты посягательства [5].

Объективная сторона правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ заключается в нарушении требований к качеству и уровню предоставления коммунальных услуг населению. Это нарушение отличается от других тем, что статья 7.23 КоАП РФ сосредотачивается на конкретных требованиях к качеству и уровню предоставления услуг. Требования к коммунальным услугам включают объем и качество воды, газа, электричества, тепла и других ресурсов, а также условия их подачи и возможные перерывы в их предоставлении. Нарушение этих стандартов затрагивает права граждан-потребителей в многоквартирных или индивидуальных жилых домах. Нарушение по статье 7.23 КоАП РФ может включать незаконное прекращение или предоставление услуг низкого качества, или неисполнение обязательств, таких как вывоз отходов или возобновление водоснабжения. Нарушение этих норм создает риски для жизни и здоровья людей, особенно в контексте санитарно-эпидемиологической безопасности.

Судебная практика показывает, что несоблюдение стандартов коммунальных услуг может привести к распространению инфекционных заболеваний. Поэтому предлагается дополнить КоАП РФ ответственностью за серьезные нарушения нормативов, которые создают угрозу жизни и здоровью людей [6].

Статья 7.23 КоАП РФ устанавливает ответственность должностных и юридических лиц за административные правонарушения, связанные с предоставлением коммунальных услуг населению. Субъектами правонарушений могут быть ресурсоснабжающие организации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, управляющие многоквартирными домами или предоставляющие услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Должностные лица этих организаций не считаются субъектами правонарушений, поскольку они не взаимодействуют напрямую с собственниками помещений.

Разграничение ответственности между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями может быть сложным. ЖК РФ определяет, что ресурсоснабжающие организации должны поставлять коммунальные ресурсы высокого качества до границ общего имущества в многоквартирных домах и до внешних сетей инженерно-технического обеспечения. Ресурсоснабжающие организации могут быть привлечены к ответственности по статье 7.23 КоАП РФ за ограничения подачи коммунальных ресурсов, особенно при прямых договорах с потребителями.

Суды подчеркивают необходимость соблюдения качества и стандартов в поставке коммунальных ресурсов [7].

Чтобы привлечь ресурсоснабжающие организации к ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, их рассматривают как исполнителей коммунальных услуг.

С появлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами управляющие организации реже попадают под ответственность по статье 7.23 КоАП РФ, так как для них существует статья 14.1.3 КоАП РФ. Правоприменители должны определить, обладает ли субъект лицензией на управление многоквартирными домами.

Субъективная сторона правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ в сфере ЖКХ определяется по правилам части 2 статьи 2.1 (для юридических лиц) и статьи 2.2 КоАП РФ (для физических лиц). Суд рассматривает доказательства того, что ресурсоснабжающая организация предприняла все возможные меры для предотвращения правонарушения, а также учитывает объективные препятствия для соблюдения Правил № 354.

Большинство нарушений по статье 7.23 КоАП РФ совершаются должностными лицами и индивидуальными предпринимателями умышленно, а юридические лица нарушают при возможности предотвратить это. Субъективная сторона проявляется в том, что эти лица, зная о низком качестве предоставляемых услуг, либо не предпринимают необходимых мер для улучшения ситуации, либо предпринимают их недостаточно.

Суды могут признать юридическое лицо невиновным, если нарушение обусловлено действиями другого лица, и юридическое лицо не могло их предотвратить. Например, если поставка ресурсоснабжающей организацией теплоносителя ненадлежащего качества была вызвана действиями другого производителя, суд может признать организацию невиновной [9, с. 252].

Представляется правильным применять правила, относящиеся к юридическим лицам, для определения вины индивидуальных предпринимателей в правонарушениях, связанных с предпринимательской деятельностью в сфере ЖКХ, включая нарушения по статье 7.23 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение стандартов обеспечения коммунальными услугами составляет один год. Такие нарушения рассматриваются как нарушения законодательства о защите прав потребителей. Например, суд отменил постановление административного органа из-за истечения срока давности привлечения ресурсоснабжающей организации к ответственности [9, с. 253].

Верховный Суд РФ не согласился с решением апелляционного суда, заявив, что действия, нарушающие нормативы обеспечения коммунальными услугами, затрагивают права потребителей и поэтому подпадают под годичный срок давности [4]. Сроки давности для правонарушений по статьям 7.22 и 7.23 КоАП РФ должны составлять один год, поскольку оба нарушения касаются прав потребителей, проживающих в многоквартирных и индивидуальных домах.

Целесообразно внести изменения в статью 4.5 КоАП РФ или проект новой редакции КоАП РФ, чтобы уточнить, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением правил содержания, ремонта и обслуживания жилых домов, не может быть вынесено по истечении года с момента совершения правонарушения.

Учитывая изложенное в настоящей статье, предлагаем дополнить соответствующую главу проекта новой редакции КоАП РФ новой статьей:

Статья: Нарушение норм и режима предоставления коммунальных услуг в многоквартирных и индивидуальных жилых домах:

1. «Нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые являются исполнителями коммунальных услуг, нормативов обеспечения населения коммунальными ресурсами (требований к объему и качеству ресурсов), а также режима их предоставления (требований к продолжительности, периодичности и перерывам в их предоставлении в многоквартирных и индивидуальных жилых домах) влечет административный штраф:

  • для юридических лиц: от 50 000 до 100 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей: от 10 000 до 30 000 рублей.

2. Грубое нарушение лиц, указанных в части первой, нормативов обеспечения населения коммунальными ресурсами или режима их предоставления, то есть нарушение, которое создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, влечет административный штраф:

  • для юридических лиц: от 150 000 до 200 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей: от 50 000 до 100 000 рублей».

Таким образом, в статье были представлены конкретные предложения по включению новых статей в Особенную часть проекта новой редакции КоАП РФ, которые вводят административную ответственность за правонарушения, связанные с предпринимательской деятельностью в сфере ЖКХ.

Список литературы

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
  2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 11.04.2024) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 22. – Ст. 3168.
  3. Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2018 № 308-АД18-11863 по делу № А32-46923/2017 [Электронный ресурс]. URL: https:// https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 30.04.2021).
  4. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.06.2017 № 308-АД17-1209 [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 24.04.2024).
  5. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу № А12-4342/2014 [Электронный ресурс]. URL: https:// https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 30.04.2024).
  6. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2021 по делу № А43-19209/2020 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.04.2024).
  7. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.08.2018 № Ф05-12883/2018 по делу № А41-103909/17 [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 24.04.2024).
  8. Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). Количество дел, рассмотренных арбитражными судами (2020–2024 гг.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 30.04.2024).
  9. Сухенко, Р. Административная ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства: пробелы в законодательстве / Р. Сухенко // Актуальные вопросы юриспруденции и практики правоприменения: сборник научных статей обучающихся. – Москва: Образовательное частное учреждение высшего образования «Московский инновационный университет», 2023. – С. 252-256.

Поделиться

779

Златан Т. К. Особенности административной ответственности за правонарушения предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.III.С. 33-36. URL: https://apni.ru/article/9418-osobennosti-administrativnoj-otvetstvennosti-za-pravonarusheniya-predprinimatelskoj-deyatelnosti-v-sfere-zhkh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января