По данным социологических исследований, последние несколько лет наблюдается активное развитие социальных сетей. Считается, что толчком стремительного роста количества пользователей стало появление мобильного интернета. Теперь практически каждый владелец смартфона зарегистрирован в той или иной социальной сети. Как показывает статистика, соцсети стали для пользователей интернета одним из основных каналов получения информации, в том числе новостей.
Сегодня у каждой организации или компании помимо официального сайта есть аккаунты в наиболее популярных соцсетях. Госорганизации не исключение. Помимо официальных сайтов, каждый орган власти имеет официальные страницы (паблики) в социальных сетях. Коммуникация с населением в социальных сетях сегодня стала одной из приоритетных задач всех органов власти. Особенно в период пандемии стало понятно, что соцсети лучше любого официального сайта в плане оперативности и охвата, когда в условиях ограничений и самоизоляции они оказались самыми удобными каналами для коммуникации с населением.
Главы городов и районов в своих личных аккаунтах вели прямые эфиры для разъяснения ситуации. В пабликах администраций муниципальных образований и других органов власти резко выросло количество подписчиков. Оперативность и охват были беспрецедентными. Никакие местные СМИ не могли в тот период конкурировать с социальными сетями. Впрочем, как и сейчас.
Сейчас наличие у органов власти верифицированных аккаунтов в социальных сетях стало обязательным. Для ведения аккаунтов определены соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 года № 2523-р.) Если раньше аккаунты администраций муниципальных образований велись на добровольной основе, по инициативе самих сотрудников, отвечающих за новостные ленты сайтов местных администраций, то теперь для этого есть четкое указание – Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статья 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Также рекомендовано вести каналы в Телеграм.
Новые требования касаются практически всех органов власти и даже подведомственных организаций, за исключением ряда случаев, прописанных в законе. Таким образом, официальные страницы органов власти (госпаблики) дополнили существующие ранее официальные сайты, ведение которых регламентировалось Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ. Официальный сайт и официальные страницы органа власти или подведомственной организации в социальных сетях должны содержать не только статичные данные (адреса, телефоны и т. п.), но также информацию о деятельности.
Как сообщил представитель АНО «Диалог», в России в декабре прошлого года госорганами было создано 175 тысяч пабликов, в которых насчитывалось около 50 млн человек. В Оренбургской области, по информации регионального новостного сайта «РИА56», к концу 2023 года насчитывалось 2990 госпабликов с общим числом подписчиков – 2,7 млн. В том числе это официальные страницы Правительства области, министерств и ведомств, подведомственных организаций, муниципальных образований. В регионе насчитывается 13 городских округов и 29 муниципальных районов. В каждой администрации есть сотрудники, отвечающие за ведение официальных страниц в соцсетях ВК, ОК, а также телеграм-каналов. Помимо информирования граждан о работе органа власти, официальные страницы стали инструментом обратной связи. Граждане обращаются в комментариях по различным вопросам или высказывают мнение. Наиболее активные пользователи и подписчики делают репосты – делятся полезной информации на личных страницах, тем самым увеличивая охват публикаций и вовлеченность пользователей.
Второй раз соцсети продемонстрировали свой потенциал в период наводнения, произошедшего в Оренбуржье весной этого года. Сообщения об угрозе большого паводка в городе Оренбурге начали активно появляться в сети Интернет 27 марта 2024 года, в том числе на сайте и в соцсетях администрации города Оренбурга. В четверг, 4 апреля, был введен режим ЧС, а вечером 5 апреля жителей призвали срочно эвакуироваться из зон подтопления. Вода начала отступать после 14 апреля. Благодаря этому негативному инфоповоду мы сегодня имеем возможность продемонстрировать статистику сообщений в социальных медиа, в том числе динамику, и сделать вывод, насколько мощным инструментом являются соцсети в вопросах коммуникации с населением.
По данным системы автоматизированного сбора данных «Бренд Аналитикс» о ситуации с паводком в городе Оренбурге за десять дней, с 4 по 14 апреля, было зафиксировано 6823 сообщения в социальных сетях. Общее количество просмотров – 25895610. Показатель вовлеченности – 297048. Динамика количества сообщений в соцсетях о паводке приведена ниже (рис. 1).
Рис. 1. Динамика количества сообщений в соцсетях о паводке
В телеграм-каналах (рис. 2) за аналогичный период насчитывается 5074 сообщения. Количество просмотров составляет 62642419. Вовлеченность – 592172.
Рис. 2. Динамика количества сообщений в телеграм-каналах о паводке
В настоящее время в части информирования населения проводится большая разъяснительная работа, в том числе о деятельности органов власти. В условиях ликвидации последствий ЧС количество обращений граждан, жалоб и комментариев под постами в пабликах администрации многократно выросло. Соцсети в данной ситуации оказались удобным инструментом. Однако обеспечить круглосуточное модерирование комментариев в таких условиях силами городской администрации сложно. Одним из решений стало перенаправление пользователей с вопросами по теме паводка на официальный сайт https://pavodok.orb.ru/.
Госпаблики решают важную задачу обеспечения обратной связи с населением. Во-вторых, госпаблики являются источником достоверной информации. Однако при возникновении резонансных информационных поводов социальные сети создают дополнительную нагрузку, усложняя обработку и модерирование информации, поступающей от граждан.