Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Роль социальных сетей в информационной политике

Роль социальных сетей в информационной политике

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

информационная политика
социальные сети
госпаблики
официальные страницы
аккаунты органов власти

Аннотация статьи

Мало кто задумывается о том, по каким каналам и в каком количестве доводится до населения информация о деятельности органов власти. Между тем показатели охвата и вовлеченности аудитории напрямую влияют на эффективность информационной политики. По данным систем автоматизированного мониторинга, социальные сети дают основную долю просмотров новостного контента, размещаемого в сети Интернет. В статье раскрывается роль официальных аккаунтов муниципальных образований в работе по информированию граждан на примере администрации города Оренбурга. Также затрагиваются актуальные вопросы, возникающие при использовании социальных сетей в качестве инструмента обратной связи с населением.

Текст статьи

По данным социологических исследований, последние несколько лет наблюдается активное развитие социальных сетей. Считается, что толчком стремительного роста количества пользователей стало появление мобильного интернета. Теперь практически каждый владелец смартфона зарегистрирован в той или иной социальной сети. Как показывает статистика, соцсети стали для пользователей интернета одним из основных каналов получения информации, в том числе новостей.

Сегодня у каждой организации или компании помимо официального сайта есть аккаунты в наиболее популярных соцсетях. Госорганизации не исключение. Помимо официальных сайтов, каждый орган власти имеет официальные страницы (паблики) в социальных сетях. Коммуникация с населением в социальных сетях сегодня стала одной из приоритетных задач всех органов власти. Особенно в период пандемии стало понятно, что соцсети лучше любого официального сайта в плане оперативности и охвата, когда в условиях ограничений и самоизоляции они оказались самыми удобными каналами для коммуникации с населением.

Главы городов и районов в своих личных аккаунтах вели прямые эфиры для разъяснения ситуации. В пабликах администраций муниципальных образований и других органов власти резко выросло количество подписчиков. Оперативность и охват были беспрецедентными. Никакие местные СМИ не могли в тот период конкурировать с социальными сетями. Впрочем, как и сейчас.

Сейчас наличие у органов власти верифицированных аккаунтов в социальных сетях стало обязательным. Для ведения аккаунтов определены соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 года № 2523-р.) Если раньше аккаунты администраций муниципальных образований велись на добровольной основе, по инициативе самих сотрудников, отвечающих за новостные ленты сайтов местных администраций, то теперь для этого есть четкое указание – Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статья 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Также рекомендовано вести каналы в Телеграм.

Новые требования касаются практически всех органов власти и даже подведомственных организаций, за исключением ряда случаев, прописанных в законе. Таким образом, официальные страницы органов власти (госпаблики) дополнили существующие ранее официальные сайты, ведение которых регламентировалось Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ. Официальный сайт и официальные страницы органа власти или подведомственной организации в социальных сетях должны содержать не только статичные данные (адреса, телефоны и т. п.), но также информацию о деятельности.

Как сообщил представитель АНО «Диалог», в России в декабре прошлого года госорганами было создано 175 тысяч пабликов, в которых насчитывалось около 50 млн человек. В Оренбургской области, по информации регионального новостного сайта «РИА56», к концу 2023 года насчитывалось 2990 госпабликов с общим числом подписчиков – 2,7 млн. В том числе это официальные страницы Правительства области, министерств и ведомств, подведомственных организаций, муниципальных образований. В регионе насчитывается 13 городских округов и 29 муниципальных районов. В каждой администрации есть сотрудники, отвечающие за ведение официальных страниц в соцсетях ВК, ОК, а также телеграм-каналов. Помимо информирования граждан о работе органа власти, официальные страницы стали инструментом обратной связи. Граждане обращаются в комментариях по различным вопросам или высказывают мнение. Наиболее активные пользователи и подписчики делают репосты – делятся полезной информации на личных страницах, тем самым увеличивая охват публикаций и вовлеченность пользователей.

Второй раз соцсети продемонстрировали свой потенциал в период наводнения, произошедшего в Оренбуржье весной этого года. Сообщения об угрозе большого паводка в городе Оренбурге начали активно появляться в сети Интернет 27 марта 2024 года, в том числе на сайте и в соцсетях администрации города Оренбурга. В четверг, 4 апреля, был введен режим ЧС, а вечером 5 апреля жителей призвали срочно эвакуироваться из зон подтопления. Вода начала отступать после 14 апреля. Благодаря этому негативному инфоповоду мы сегодня имеем возможность продемонстрировать статистику сообщений в социальных медиа, в том числе динамику, и сделать вывод, насколько мощным инструментом являются соцсети в вопросах коммуникации с населением.

По данным системы автоматизированного сбора данных «Бренд Аналитикс» о ситуации с паводком в городе Оренбурге за десять дней, с 4 по 14 апреля, было зафиксировано 6823 сообщения в социальных сетях. Общее количество просмотров – 25895610. Показатель вовлеченности – 297048. Динамика количества сообщений в соцсетях о паводке приведена ниже (рис. 1).

image.png

Рис. 1. Динамика количества сообщений в соцсетях о паводке

В телеграм-каналах (рис. 2) за аналогичный период насчитывается 5074 сообщения. Количество просмотров составляет 62642419. Вовлеченность – 592172.

image.png

Рис. 2. Динамика количества сообщений в телеграм-каналах о паводке

В настоящее время в части информирования населения проводится большая разъяснительная работа, в том числе о деятельности органов власти. В условиях ликвидации последствий ЧС количество обращений граждан, жалоб и комментариев под постами в пабликах администрации многократно выросло. Соцсети в данной ситуации оказались удобным инструментом. Однако обеспечить круглосуточное модерирование комментариев в таких условиях силами городской администрации сложно. Одним из решений стало перенаправление пользователей с вопросами по теме паводка на официальный сайт https://pavodok.orb.ru/.

Госпаблики решают важную задачу обеспечения обратной связи с населением. Во-вторых, госпаблики являются источником достоверной информации. Однако при возникновении резонансных информационных поводов социальные сети создают дополнительную нагрузку, усложняя обработку и модерирование информации, поступающей от граждан.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 года № 2523-р.
  2. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
  3. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: сайт https://brandanalytics.ru/ (дата обращения: 23.05.2024).
  4. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: https://dialog.info/ (дата обращения: 22.05.2024).
  5. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: https://pavodok.orb.ru/ (дата обращения: 22.05.2024).
  6. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: https://ria56.ru/ (дата обращения: 22.05.2024).

Поделиться

770

Филимонов Н. Н. Роль социальных сетей в информационной политике // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.III.С. 60-62. URL: https://apni.ru/article/9421-rol-socialnyh-setej-v-informacionnoj-politike

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января