Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Исследование отношения дизайнеров к применению инструментов искусственного интел...

Исследование отношения дизайнеров к применению инструментов искусственного интеллекта в профессиональной деятельности

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

искусственный интеллект
сфера дизайна
применение искусственного интеллекта дизайнерами
отношение дизайнеров к ИИ
профессиональная деятельность дизайнера

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию влияния искусственного интеллекта на сферу дизайна и профессиональную деятельность дизайнеров. В основу исследования был положен опрос, проведенный среди 80 дизайнеров из различных областей дизайна; на основе опроса анализируется практика использования искусственного интеллекта в профессиональной деятельности дизайнеров и выявляются преимущества и недостатки новых технологий. Исследование демонстрирует, что искусственный интеллект стал неотъемлемым инструментом для дизайнеров, ввиду влияния на повышение производительности, открытия новых возможностей для творчества, роста спроса на деятельность и иных эффектов, отмечаемых дизайнерами; также устанавливается, что дизайнеры осознают риски, связанные с использованием искусственного интеллекта, не ориентируются слепо на преимущества и возможности искусственного интеллекта. Анализ полученных данных позволяет предположить, что искусственный интеллект будет трансформировать профессию дизайнера, повышать спрос на специалистов, способных эффективно интегрировать новые технологии в свою работу с повышением продуктивности и качества результатов профессиональной деятельности.

Текст статьи

На современном этапе вопросы применения искусственного интеллекта в деятельности специалистов приобретают основополагающее и особенно актуальное значение, сопряженное с необходимостью повышения качества собственной деятельности, оптимизации рутинных задач и общим повышением уровня конкурентоспособности на рынке труда. Особенно перспективной тема применения искусственного интеллекта в деятельности специалиста видится среди дизайнеров (различных сфер и направлений работы), поскольку искусственный интеллект, ввиду собственной функциональности, удобства и высокой конкурентоспособности становится востребованным средством в руках профессионала.

Перспективным направлением раскрытия общих перспектив и значения искусственного интеллекта в сфере дизайна является изучение отношения дизайнеров к применению инструментов искусственного интеллекта в собственной деятельности. Ценность такого исследования заключается в определении современного состояния практики применения искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров, а также уточнении их непосредственного отношения и приверженности в использовании таких инструментов. Важно выделить опыт и ожидания дизайнеров от будущего искусственного интеллекта, что является особенно ценным для развития сферы дизайна.

Цель исследования – исследовать отношение дизайнеров к применению инструментов искусственного интеллекта в собственной профессиональной деятельности.

Ценность искусственного интеллекта в сфере дизайна исходит из его прикладного значения как инструмента повышения качества и результатов деятельности специалиста. В контексте обозначенного выделим исследованием Д. С. Бойченко и Л. А. Сафиной, которые рассматривают влияние современных технологий на состояние и перспективы развития дизайна, инновационный характер такого развития. Авторы подчеркивают перспективность искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров и выделяют востребованность организации целенаправленной и системной работы по внедрению инструментов научно-технического прогресса в деятельность специалистов [1, с. 4-6].

Примечательными при раскрытии значимости современных технологий и искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров видятся также воззрения Е. В. Малашука, который, основываясь на собственном опыте и научных исследованиях, выделяет перспективность применения инструментов искусственного интеллекта на примере такой сферы дизайна как веб-дизайн. Автором аккумулируются общие достоинства и риски, связанные с искусственным интеллектом, подчеркивается необходимость осознанного отношения профессионалов к применению упрощающих работу инструментов в своей деятельности [4, с. 21-30].

Поскольку проникновение искусственного интеллекта во все сферы человеческой жизни попросту неизбежно, современным специалистам, в том числе в области дизайна, необходимо постепенно внедрять инструменты (передовые технологии) в собственную трудовую практику, что связывается с обеспечением собственной конкурентоспособности и востребованности на рынке труда, актуальности и необходимости преодоления вызовов цифрового неравенства (разрыва) в реалиях современных темпов цифровых трансформаций. Аналогичные суждения приводит и О. В. Петрухина, которая, рассматривая генеративную графику, замечает, что специалисты, своевременно начавшие использовать современные технологии в создании графики, генерации изображений и прочих задачах, сопряженных с дизайном, отличаются большей гибкостью и разнообразием предлагаемых стилей, поскольку успешно сочетают результаты собственного труда с элементами и идеями, сформированными на базе типовых систем искусственного интеллекта и машинных алгоритмов [6, с. 9-11]. Подобное влияние современных технологий на деятельность дизайнеров отражает изменение креативной функции и расширение общих возможностей в деятельности, с фокусом на обеспечение высокого качества труда.

Однако рассматривать искусственный интеллект исключительно в качестве блага, как подчеркивает Т. Р. Овсепян, несколько ошибочно; автор в своем исследовании указывает на существование множественных рисков этического характера, связанных с применением искусственного интеллекта. Результатом воздействия таких рисков на специалистов становится утрата конкурентоспособности, собственного стиля, риски с правообладанием и т. д. [5]. Учитывая противоречивый характер вопросов применения искусственного интеллекта в деятельности современного дизайнера, заметим, что важно развивать культуру и приверженность осознанному использованию искусственного интеллекта в собственной работе, с фокусом на рассмотрение последнего не как «заменителя человека», а именно в качестве инструмента.

На инструментальный характер искусственного интеллекта в своем исследовании указывает А. С. Малахова, которая раскрывает перспективность трансформации ключевых сфер человеческой жизни под влиянием новых инструментов и формируемых ими подходов к деятельности. Автор отожествляет искусственный интеллект с модным инструментом своего времени, который, несмотря на свой прорывной характер, постепенно перестроится в формат автономного помощника, не сможет в полной мере заменить человека в реализации креативных функций [3, с. 45-50]. В целом, как показывает практика, сегодня искусственный интеллект не способен заменить конкурентноспособных и профессиональных дизайнеров, поскольку последние способны с куда большей эффективностью и соответствием планируемым результатам организовывать собственную работу, в том числе не без использования искусственного интеллекта.

Выделим и позицию Е. О. Катранжи и И. Ю. Коденко, которые рассматривают искусственный интеллект в качестве перспективного инструмента организации и повышения качества образовательной подготовки дизайнеров, поскольку искусственный интеллект, при сопровождении со стороны экспертов и должной поддержке, способен выступать в качестве разнообразного помощника, находящего сферы применения во многих направлениях обучения. Однако авторы верно замечают, что за результатами и работой искусственного интеллекта требуется особенный контроль, внимание к деталям и сочетанию стилей, что выступает фундаментальным фактором в обеспечении достижения эффективных результатов работы [2, с. 165-169]. Поэтому важно развивать культуру осознанного отношения к искусственному интеллекту в сфере дизайна.

Так, обобщая все представленное выше, подведем итоги значения искусственного интеллекта в деятельности современных дизайнеров:

  • искусственный интеллект становится все более востребованным и распространенным средством деятельности специалистов в сфере дизайна, что связано с его применением как в обучении, так и в непосредственной профессиональной деятельности;
  • перспективы искусственного интеллекта стоит рассматривать с позиции его инструментального характера, обусловленного необходимостью отожествлять искусственный интеллект со специфическим способом раскрытия потенциала конкретного работника, повышения его конкурентоспособности и значимости как специалиста;
  • важнейшим нюансом (ограничением) применения искусственного интеллекта в деятельности дизайнеров становятся этические риски и проблемы, сопряженные с ними, поскольку искусственный интеллект требует от дизайнеров осознанного отношения и применения с фокусом на детализацию, сохранение собственной индивидуальности и стиля исполнения работ.

В целях раскрытия специфики применения и отношения современных дизайнеров к применению искусственного интеллекта в собственной профессиональной деятельности нами было проведено анкетирование дизайнеров из различных направлений и сфер деятельности. Всего в анкетировании приняли участие 80 дизайнеров (профессионалы из различных сфер дизайна). Анкетирование было организовано в формате онлайн-опроса, который распространялся посредством различных каналов коммуникации среди специалистов сферы дизайна (мессенджеры, рабочие группы, партнеры и т. д). В анкетировании приняло участие 50% лиц в возрасте 30–39 лет; и по 25% соответственно в возрасте 20–29 и 40–49 лет. Как можно заметить, преимущественно были опрошены молодые люди и лица среднего возраста. Исходя из этого, сформировалась определенная картина по стажу работы; 37,5% респондентов заняты в сфере дизайна от 4 до 6 лет; еще 37,5% свыше 10 лет и 25% 7–10 лет; в целом в опросе приняли участие относительно опытные дизайнеры, стаж которых не менее четырех лет, т.е. основная часть их профессиональной работы и начало карьеры были положены «до» момента массового проникновения генеративного искусственного интеллекта в профессиональную деятельность.

Нами были опрошены дизайнеры из различных направлений деятельности (областей дизайна), что проиллюстрировано на рисунке 1.

image.png

Рис. 1. Основная область дизайна, в которой заняты респонденты (составлено автором)

Как можно заметить, исследование охватило дизайнеров из различных сфер, связанных как с сугубо графическими, так и программно-текстовыми задачами. Из общего числа опрошенных дизайнеров 100% согласились с утверждением о том, что они используют искусственный интеллект в собственной деятельности. В целях конкретизации, был задан вопрос, связанный с выбором превалирующего функционала в использовании инструментов генеративного искусственного интеллекта (рис. 2).

image.png

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос «Какой функционал инструментов генеративного искусственного интеллекта Вы используете?» (составлено автором)

Наиболее значимым инструментом-функцией генеративного искусственного интеллекта для дизайнера выступила генерация изображений, за которой следует текстовый контент, а затем анализ данных и поиск информации. Для формирования выводов важно уточнить, какие конкретно задачи решают дизайнеры с применением искусственного интеллекта. Ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 3).

image.png

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос «Какие задачи Вы решаете с помощью искусственного интеллекта?» (составлено автором)

Как можно заметить, для дизайнеров первично искусственный интеллект становится средством, инструментом и источником вдохновения для создания дизайн-концепций, для чего используется целая система инструментов, от генерации изображений, до текстового контента и анализа информации. Кроме того, 20% опрошенных рассматривают искусственный интеллект с позиции сокращения рутинных задач из области их профессиональной работы.

Здесь для уточнения респондентам был задан вопрос «Способствует ли применение искусственного интеллекта повышению Вашей производительности?», на которой 87,5% респондентов ответили утвердительно, в то время как 12,5% затруднились с ответом. Примечательным видится то, что ни один респондент не назвал искусственный интеллект средством снижения производительности, не имеет однозначной позиции касаемо неэффективности искусственного интеллекта в повышении производительности. В то же время, на вопрос «Существует ли на Ваш взгляд потенциал применения искусственного интеллекта для автоматизации рутинных задач?» все 100% респондентов ответили утвердительно.

Дизайнеры выделяют следующие преимущества использования искусственного интеллекта в дизайне (рис. 4).

image.png

Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, преимущества использования искусственного интеллекта в дизайне?» (составлено автором)

Встречным выступил вопрос о недостатках, которые скрываются по мнению респондентов за использованием искусственного интеллекта в дизайне (рис. 5).

image.png

Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос «Какие Вы видите недостатки, скрывающиеся за использованием искусственного интеллекта в дизайне?» (составлено автором)

Так, в целом, ключевым препятствием для приобретения обширных преимуществ от использования искусственного интеллекта опрошенные дизайнеры видят технические сложности (50% опрошенных). Немаловажным фактором, на который указывают респонденты, является потеря уникальности работы, что является общеизвестным недостатком искусственного интеллекта, обученного на одном массиве данных.

Кроме того, заметим, что для 50% дизайнеров характерно мнение о том, что человек в сфере дизайна может быть полностью заменен искусственным интеллектом; оставшиеся 50% поровну разделились между теми, кто не согласен или затрудняется ответить на данный вопрос.

Примечательным видится то, что для 50% респондентов искусственный интеллект стал фактором повышения спроса; еще для 50% искусственный интеллект не изменил спрос на работу. Подобное позволяет рассматривать искусственный интеллект как положительный фактор развития сферы дизайна, что в целом коррелируется с результатами ответа на вопрос «Как Вы планируете использовать искусственный интеллект в будущем?», поскольку все респонденты планируют «расширять использование» искусственного интеллекта в дальнейшем.

Наконец, важным вопросом в поле применения искусственного интеллекта является вопрос о том, какие этические вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта, наиболее остро стоят в дизайне. Ответы на данный вопрос сред респондентов сгруппированы на рисунке 6.

image.png

Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос «На Ваш взгляд, какие этические вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта, наиболее остро стоят в дизайне?» (составлено автором)

Во многом дизайнеров интересуют вопросы конфиденциальности и безопасности, которые формируют 75% ответов на поставленный вопрос. В меньшей степени дизайнеры заинтересованы в вопросах авторства, что, вероятно, можно объяснить участием респондентов сугубо в коммерчески-ориентированных направлениях деятельности.

Завершающим анкетирование стал вопрос о том какими дизайнеры видят необходимые условия для повышения эффективности искусственного интеллекта в дизайне. Для 54,5% опрошенных таким условием выступили более продвинутые технологии, что, вероятно, является вопросом в области качества и функциональности систем искусственного интеллекта в работе специалиста. Еще 18,2% респондентов считают неудобными современные интерфейсы работы с инструментами искусственного интеллекта; для 18,2% перспективой видится обеспечение общей доступности инструментов для каждого дизайнера. Только 9,1% респондентов рассмотрели искусственный интеллект с точки зрения понимания профессиональных потребностей и задач, которые необходимо реализовывать дизайнерам в собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, исследование отношения дизайнеров к применению инструментов искусственного интеллекта в собственной профессиональной деятельности позволяет сделать ряд концептуальных выводов:

Во-первых, искусственный интеллект является неотъемлемой частью работы современных дизайнеров, что связано с его массовым внедрением, доступностью специализированных инструментов, популяризацией и распространением информации об искусственном интеллекте в различных каналах коммуникации и задачах.

Во-вторых, искусственный интеллект становится катализатором продуктивности и креативности, поскольку 87,5% дизайнеров отмечают повышение производительности благодаря искусственному интеллекту, который используется для генерации идей, контента и оптимизации рутинных задач. В целом искусственный интеллект берет на себя выполнение трудоемких рутинных задач, освобождает время дизайнера для творческой работы и решения концептуальных вопросов в поле своей профессиональной деятельности. Возможность быстро генерировать варианты дизайна, получать новые идеи и анализировать большие объемы данных стимулирует творческий процесс и повышает эффективность работы дизайнеров.

В-третьих, дизайнеры видят в искусственном интеллекте преимущества, но и осознают риски; дизайнеры выделяют ускорение работы, повышение качества проектов, сокращение рутины и новые возможности для экспериментов как основные преимущества искусственного интеллекта. В то же время, они указывают на технические сложности, риск потери уникальности работ и недостаточное понимание искусственным интеллектом специфических особенностей дизайна в качестве основных недостатков.

В-четвертых, искусственный интеллект меняет ландшафт профессии, но не вытесняет человека, поскольку для половины опрошенных искусственный интеллект стал инструментом повышения спроса на их работу; и только половина опрошенных допускают возможность полной замены человека искусственным интеллектом в сфере дизайна.

В-пятых, дизайнеры обеспокоены вопросами конфиденциальности и безопасности данных, связанными с использованием искусственного интеллекта. В соответствии с этим, разработчикам, дизайнерам и законодателям предстоит совместно работать над созданием этических норм и правил использования искусственного интеллекта в сфере дизайна, гарантирующих защиту прав человека и творческого процесса.

Список литературы

  1. Бойченко Д.С. Дизайн в условиях инновационного развития // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн». 2020. № 1. С. 4-6.
  2. Катранжи Е.О., Коденко И.Ю. Специфика профессиональной подготовки будущих дизайнеров с применением искусственного интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 165-169.
  3. Малахова А.С. Искусственный интеллект в модной индустрии: медиакультурологический аспект // Вестник СПбГИК. 2024. № 1 (58). С. 45-50.
  4. Малашук Е.В. Инструменты ИИ в веб дизайне: области применения и методы использования // Инновационная наука. 2023. № 10-1. С. 21-30.
  5. Овсепян Т.Р. Искусственный интеллект: правообладатель или исполнитель произведения искусства? // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 149-153.
  6. Петрухина О.В. Генеративная графика: вчера, сегодня, завтра // НАУ. 2023. № 88-2. С. 9-11.

Поделиться

793

Утабеков С. С. Исследование отношения дизайнеров к применению инструментов искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.II.С. 74-80. URL: https://apni.ru/article/9426-issledovanie-otnosheniya-dizajnerov-k-primeneniyu-instrumentov-iskusstvennogo-intellekta-v-professionalnoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря