Главная
АИ #12 (15)
Статьи журнала АИ #12 (15)
Проблемы войны и мира в эпоху эллинизма

Проблемы войны и мира в эпоху эллинизма

Рубрика

Философия

Ключевые слова

стремление к познанию
расширение территории
военное могущество
гражданское общество

Аннотация статьи

Проблемы античной философии актуальны и в наше время. Эпоха эллинизма в наибольшей степени отражает современные тенденции.

Текст статьи

Введение

Философия древних греков, то есть античная философия, зародилась в VI в. до н. э. в Греции, просуществовав до 529 г. н. э. (когда Юстиниан, византийский император, закрыл последнюю греческую философскую школу). Несмотря на это, античная философия существовала примерно 1200 лет и оставила серьезный след как в истории, так и в философии в целом.

Из всего этого периода, хотелось бы выделить эпоху эллинизма, как самую продолжительную в античной истории (конец IV в. до н. э. - V в. н. э.). Несмотря на военное и политическое господство Рима в регионе, эпоху называют именно эллинистической в связи с огромными масштабами элементов эллинской (греческой) культуры на всем Средиземноморье, а также Ближнем Востоке и Северной Африке. На том этапе римляне превосходили всех могуществом своей армии и оружия, но, например, уступали Востоку в культурном плане, осознавая это. В Риме понимали, что для победы и сотворения собственной империи необходимо превосходство не только в оружии, но и в культурном и духовном отношении. Рим поддался эллинской культуре и философии, в следствии родства латинской и греческой мифологии.

Чтобы разобраться в проблемах той эпохи, того исторического периода, необходимо не только анализировать суть античной философии, но и исторические события. Ведь именно правители того времени, вершили историю, принимая волевые решения, тем самым ставя мыслителям все новые задачи по пониманию природы, этики, добра и зла, мира и войны.

1. Возникновение эллинизма как эпохи. Предэллинизм

Эллинизм – это однозначно новая ступень в развитии материальной и духовной культуры, иное становление форм политической организации и социальных мыслей Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих регионов.

Начало ему положил Александр Македонский и его восточный поход. Большие массы эллинов (македонян и греков) хлынули в завоеванные земли, что придало распространению эллинизма размах и интенсивность.

Великим походам Александра предшествовала большая история становления идеологии и философии эллинизма в философии Древней Греции. На почве военного ослабления Греческого и Македонского государств, вопрос крупных военных событий назревал сам собой, но в умах людей была совсем противоположная идейность. Предэллинизм можно охарактеризовать расцветом Античной философии. Античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах). Философы того времени, рассматривали проблемы мироздания в единстве с природой, а также человека и богов. В тот период наиболее известными философами были философы-софисты, а также мыслители Сократ, Платон и Аристотель. Философские учения Софистов не были едины для понимания, но они пробуждали интерес к неординарному мышлению и человеческой личности.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех античных мыслителей предыдущих времен. Он первым смог классифицировать имеющиеся науки на группы: теоретические (философия, физика, математика), практические (политика) и поэтические. Большое внимание Аристотель уделял разработке теоретические основ этики, социальной философии, эстетики и основам структуры философского знания.

Учение Аристотеля и по сегодняшний считаются высочайшим достижением античной философии.

Все эти принцы шли в массы народа, тем самым государство делилось внутри общества. В такой период, государство с сильным и решительным правителем могло значительно изменить баланс сил в регионе, за счет решительных военных действий. Таковым и стал Филипп Македонский в условиях не простой ситуации вокруг государства. За годы жизни в Фивах, Филипп II хорошо ознакомился с общественным устройством Древней Греции, перенял и изучил основы военной стратегии, проникся великими достижениями эллинской культуры. Не смотря на все это он не походил на просвещенного государя, а бы схож нравом и образом жизни с соседними варварскими племенами.

С первых дней правления, Филипп II продемонстрировал огромные способности в дипломатии. Фракийская угроза не вызывала у царя страх. Мудрость и хитрость применил Филипп II в борьбе с ними, а не оружие. Филипп устроил там смуту, подкупив соседнего князя, тем самым обезопасил собственную страну. Созданию новой армии стало следующим этапов в деятельности Филиппа II. Монарх сначала воссоздал единую Македонию, используя хитрость и подкуп противников, а потом начал внешнюю экспансию. В ту эпоху Греция начала переживать политический кризис, связанный с междоусобицей, и это было на руку Филиппу. Варвары северных земель, запросто подкупались золотом.

Все эти личные качества Филиппа II и сложившиеся атмосфера в регионе, позволили ему взять инициативу в свои руки. Для высоко идеологической Греции такие действия были неожиданностью, ведь перед ними оказался противник с достаточно высоким пониманием того устройства как общества, так и государства в целом - с одной стороны, и решительностью, наглостью и дерзостью схожим с варварами, с другой.

Греческие полисы лишились практически последних сил в борьбе с Филиппом, после поражения при Херонее. В дело вступала дипломатия, начались переговоры о будущем Эллады. По итогам переговоров, был заключен Коринфский союз. Македонский царь поставил греков в зависимое от себя положении, при этом старые законы сохранялись. Также Филипп занял некоторые греческие города. Борьба с Персией была актуальна и союз создавался под этим предлогом. Македонской армии было тяжело в одиночку справиться с восточной деспотией. В дальнейшем Филиппа признавали защитником всей эллинской культуры.

После смерти Филиппа II в 336 до н. э. вся власть и наследие отца переходит к сыну Александру. Существует предположения, сто Филипп Македонский был убит. Александр понимал все таинства смерти отца, и что теперь короне может угрожать опасность со стороны князей. Действовать надо было немедленно, и после провозглашение Александра царем, он быстро нашел убийц отца. Целеустремленность и хладнокровие в делах, Александр перенял от отца, и стремительно начал расправляется с теми, кто всячески, и даже косвенно угрожал трону. Вопрос о справедливости действий Александра остается открытым, особенно на фоне идеалов и нравов того времени. А ведь ответы на этот вопрос дают нам возможность понимания Александра как состоявшегося правителя и личности в целом.

Жизнь Александра была бунтарством его внутреннего мира с традициями и понятиями Античной философии. Свобода, полученная в процессе освобождения его духовности и миропонимания, привела к создания иного мира.

«Следует прежде всего разобраться в исторических судьбах классической греческой цивилизации. Как случилось, что после блестящего подъема в V в. до н. э., отмеченного исторической победой над персами и несравненными достижениями в государственном и культурном строительстве, греческие города-государства в следующем столетии впали в состояние крайнего политического упадка и ослабления, что облегчило установление македонянами своего господства в Элладе» [1]

2. Эпоха Эллинизма и ее основные школы

Восточный поход Александра Македонского начался весной 334 года до н.э. со встречи с войском Дария III, царя Персии. После ожесточенных сражений, Александр одержал нелегкую победу. Победив в битве, он вернул демократическое устройство и суверенитет освобожденных городов. В политическом отношении, Александр был очень грамотен и понимал, что даже в негреческих областях необходимо оставить местное самоуправление, но в то же время контролировал его. Уважение традиций и обычаев завоеванных народов позволила ему добиться уважения и популярности. Такой подход к обществу и народу, был привит Александру его наставниками, еще с детских лет.

Воспитателями и учителями Александра были, родственник по материнской линии Леонид, к которому царь сохранил глубокую привязанность, актер Лисимах, а с 343 г. до н.э. стал великий философ Аристотель. Для Александр, это был некий дар, что наставником его был человек, стремящийся расти духовно и искать новое, даже вопреки известности и всеобщего почитания.

Александр перенял у наставника большой запас фактических знаний, но гораздо важнее было то, что Аристотель являлся ему примером. Мальчик учился ценить все благородное и возвышенное, постигал греческую культуру.

Вся эта культура, идейность, заложенная Аристотелем, стала стремительно распространяться на восточные страны, во время походов Александра Македонского. Вместе с тем, в завоеванных землях стало появляться больше македонян и греков (эллинов), которые также являлись носителями философии Древней Греции. Во многом благодаря именно такому пониманию Александра Македонского, ведения войн и устройству империи, он смог дойти до Индии, захватив почти половину мира без лишнего варварства, заставив захваченные народы уважать его как правителя. Греческая культура была более высокой по сравнению с остальными, в связи с этим начала активно проникали в духовную жизнь, нравы и быт всех завоеванных народов и племен.

«Эллинизм (греч. – подражание грекам) термин, обозначающий эпоху в истории античного мира после царствования Александра Македонского. Введен немецким историком И.Г. Дройзеном. Основными чертами эпохи эллинизма считаются: возникновение крупных монархических государств под властью македонских или греческих династий на Ближнем и Среднем Востоке; широкое расселение на этих территориях греков и македонян; изменение отношения греков к монархии, которая стала восприниматься как приемлемая форма государственного строя; становление нового типа греческой культуры, в меньшей степени связанного традицией полиса; широкое взаимодействие и синтез греческих и восточных начал.» [2]. Историческая особенность этой эпохи определяется крушением античного полиса с формированием крупных военно-административных образований от быстро созданной империи Александра Македонского до могучей и самодостаточной Римской империи. Появление этих сильных этнополитических структур в корне меняло мироощущение и мировоззрение народа.

Эллинистический мир перемешал массы обычаев, религиозных верований, языков, культов, традиций множества различных народов и племен, и в связи с этим произошла потеря исключительности древнегреческих порядков. Они уже не трактовались как уникальные каноны цивилизации. Мироустройство резко стало меняться, что требовало нового взгляда и понимания жизни, радикально изменившейся реальности, осмыслить которую и пытались философы того времени. При возникновении могучих военно-политических структур, общество и человек как индивид, столкнулись с проблемой защиты индивидуальности. Понимание ничтожность возможностей индивида влиять на суть происходящего. Такой порядок становления мира пробуждал в обществе некую безысходность, что противоречило бывшим эллинским идеалам. Начинали преобладать настроения скептицизма и пессимизма.

В эпоху эллинизма основными школами развития философской мысли являлись:

  • Стоицизм (Зенон);
  • Скептицизм (Пиррон);
  • Эпикуреизм (Эпикур).

Стоицизм является философией добродетели.

Классический стоицизм – одна из школ философии Древней Греции. Основоположником этой концепции движения был мыслитель Зенон Элейский.

Не многие фрагменты письменных работ стоиков сохранились, но составить общее представление об учении все-таки возможно. Этика - основа стоицизма. Основные его составляющие добродетели: невозмутимость, стойкость и спокойстве. В учениях Зенона идеальный человек – это мудрец, преодолевающий различные искушения. Добродетель считается для него единственным благом и целью жизни.

Скептицизм: философия движения к безмятежности.

Стремление к состоянию полной безмятежности и было сутью его учения. Пиррон полагал, что истину может найти только тот человек, который ведет аскетический образ жизни. Земные блага и удовольствия заслоняют истинное наслаждение и делают человека злым и завистливым, тем самым усложняя ему жизнь. Невозмутимость – вот подлинное счастье мудрейшего человека.

Эпикуреизм воплощает в себе учения о гармоничной жизни.

Последователи философии Эпикура считали, что ощущения являются истинными, а описание их неистинны. Узнавая природу и мир через ощущения, человек прогоняет страх смерти и наивность, получает духовное удовольствие. И только разум может привезти человека к истинному счастью регулировать свое поведение. Сознательный отказ от негативных эмоций, делает человека сдержанным и спокойным. В основе философии Эпикуреизма лежит стремление к наслаждению, что близко к понятию философии Гедонизма.

Основными идеями предложенными людям Эпикурейцами были:

  • Быть выше повседневных переживаний и потребностей.
  • Стремиться находить удовольствие в действиях и усмирять чувство тревоги.
  • Не думать о смерти: смерти нет пока живет человек.

Чтобы стать подобным Богу, индивиду необходимо освободится от всего лишнего, достигнуть наслаждения. Обретая чувство гармонии, человек становиться счастливым и не может его больше потерять.

Основные школы философии эллинизма в период глобального перераспределения сил на карте мира стремились вывести человека из сферы обыденности, показать высшие идеалы и направить на путь к самым совершенным ценностям. Исторически, предмет философии подвижен, с изменением сущности самого человека, меняется и весь мир.

Закатом эпохи эллинизма явился Неоплатонизм.

Основатель учений неоплатонической школы – был Плотин, один из учеников Платона. На фоне зарождавшегося христианства начал развиваться Неоплатонизм. Он охватывал множество разнообразных учений античности, сочетая в них конфликтующие элементы.

Плотин полагал, что все люди мыслящие существа, разделенные на группы. Но все группы должны быть сосредоточенны на материальной стороне мира. От тела зависит его жизнь и душа. В основе неоплатонизма – учение о сверхразумности первоначала. Бог понимался под первоначалом всего и является вершиной мировой иерархии. В дальнейшей цепочке следует человек, затем идут другие живые существа. Человек подобен Богу, но его могущества ему не суждено было постичь. Неоплатонизм стремится к нерациональному пониманию природных процессов. В этом и были существенные отличия от школы Платона.

Неоплатонизм заимствует отдельные фрагменты из восточных стран, а именно учений Индии и Китая. Элементы восточной мифологии и магии тут тесно перепилены и соединены новое учение. При некоторой враждебности к учению о христианстве, в дальнейшем неоплатонизм существенно на него повлияет. Можно с полной уверенностью сказать, что неоплатонизм становится переходным этапом развития мировой философии. Кризис античного мира подходил к концу с появлением теизма.

Заключение

В заключении нужно сказать, что эпоха эллинизма, легла огромным пластом в истории и становлении видов философского мировоззрения. Она никогда не утратит своего важного значения в глазах мыслящего общества.

Эпоха была представлена множеством государств, образованных на руинах империи Александра Македонского. Эллинизм стал настоящей спасительной силой античного мира и развития философской культуры, во времена перекраивания территорий и смешения народов и культур. Смешение различных культур, нравственных и общественных понятий, в процессе походов Александра Македонского, позволило «мутировать» античной философии и возродится уже в более совершенном виде в эпохе эллинизма, что приводит к смещению национальности на второй план.

«Во всех областях культуры эллинизм означает поворот всемирно-исторического значения. Противоречия рабовладельческого общества после краткого периода подъема сказались очень быстро и привели к тому, что развитие шло лихорадочными темпами с кратковременными взлетами и длительными периодами упадка; в некоторых областях- философии, литературе- упадок стал хроническим. Но в целом эллиптическая культура – это новая стадия в культурной истории человечества, повлиявшая на весь дальнейший ее ход» [3].

Даже сейчас, основные проблемы, которые видели античные философы, не утратили своей актуальности. Мир все также изменчив и непредсказуем, стремление к его пониманию все ярче, но вопреки этому, все также актуальны войны, как более простой инструмент в решении задач по дальнейшему становлению государств и мира в целом.

Изучение античной философии обогащает людей ценной и необходимой информацией о деятельности и результатах размышлений выдающихся философов, а также развивает более утонченное философское мышления.

Список литературы

  1. Фролов Э.Д. Эллинизм: экономика, политика, культура // Исторические предпосылки эллинизма. С. 15-16.
  2. Ладынин И.А., Налимова Н.А. Большая Российская энциклопедия.
  3. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л. 1950.

Поделиться

3528

Гаранин С. А. Проблемы войны и мира в эпоху эллинизма // Актуальные исследования. 2020. №12 (15). С. 44-48. URL: https://apni.ru/article/943-problemi-vojni-i-mira-v-epokhu-ellinizma

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января