Стремительно развивающееся современное общество нуждается в гражданах, имеющих высокую социальную активность, навык эффективного взаимодействия с окружающими, способных избирать социальные ориентиры, способствующие развитию социальной действительности. Это самое стремление отражено в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Но, как показывает практика, образовательная программа школьного, среднего и высшего образования направлена, в основном, на развитие познавательных компетенций и не уделяет должного внимания развитию социальной компетентности молодежи.
На наш взгляд, необходимые условия и высокий потенциал для развития социальных компетенций молодёжи имеет волонтерская(добровольческая) деятельность.
Волонтерство на данный момент является одним из способов проявления гражданской общественной активности в современной действительности, каналом объединения и средством создания среды взаимопомощи людей. В официальных документах констатируется, что добровольческая деятельность – способ, с помощью которого в обществе поддерживаются и усиливаются такие ценности, как забота и помощь.
Содействие распространению и развитию волонтерской деятельности относится к числу приоритетных направлений молодежной политики, что находит отражение в официальных документах. Привлечение подрастающего поколения к участию в волонтерском движении стало базовым направлением деятельности профильных органов власти, фигурирует в числе основных направлений воспитания молодежи, декларируется как ключевая задача федеральных проектов.
Волонтеры непрерывно развиваются в своей деятельности, реализуя свои права и способности. Можно выделить следующие положительные стороны развития волонтерства:
- каждый участник волонтерского движения участвует в определении и решении его проблем;
- все участники сообщества могут активно проявлять себя и быть услышанными;
- волонтеры развивают личностные качества, реализуют творчески, получают навыки и знания.
В настоящее время существует множество направлений волонтерства, в которых каждый человек может не только оказывать бескорыстную помощь, но и развивать социальные компетенции.
В зависимости от направления волонтерской деятельности можно выделить следующие виды волонтерства:
- событийное;
- социальное;
- культурное;
- экологическое;
- инклюзивное;
- медицинское;
- спортивное;
- волонтерство в чрезвычайных ситуациях;
- патриотическое волонтерство;
- медиаволонтерство.
Рассматривая понятие социальных компетенций, можно прийти к выводу об отсутствии общепринятой трактовки понятия.
Под социальной компетентностью как правило понимают способность человека выстраивать межличностные отношения в обществе. Тем самым, социальная компетентность представляет способности личности к овладению социальной реальностью, эффективному взаимодействию с друзьями, коллегами и т. д., достижение целей с помощью выбора поведения исходя из жизненных ситуаций и принятыми в обществе ценностными установками и нормами.
Социальная компетентность включает такие структурные компоненты как: навык слушания, умение учитывать мнения партнеров, навык анализа и транслирования собственного мнения, умение участвовать в групповых дискуссиях по вопросам, способность к интеграции в группу сверстников; построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества, изучение, оценка и способность обнаружить проблемы, подбор альтернативных способов и методов разрешения конфликтов и принятия решений.
Основными условия, способствующими развитию социальных компетенций можно назвать следующие:
- включение молодежи в групповую деятельность для построения межличностных отношений, взаимодействия внутри группы;
- обязательный вклад каждого отдельного участника группы в общую деятельность;
- акцентирование внимания на взаимную поддержку, взаимовыручку для успешности совместной деятельности;
- рефлексия группового процесса, анализ и оценка событий, которые происходят в работе.
Участвуя, в волонтерской деятельности обучающаяся молодежь повышает уровень социальных компетенций через сложность социальных ситуаций, в которых они осуществляют свою деятельность.
Добровольцы во время мероприятий работают в неопределенных обстоятельствах, принимают самостоятельные решения, общаются с людьми разного социального статуса, работают в команде на разных уровнях - внутри своего направления, команде организаторов всего события, применяют навыки клиентоориентированности и умение улаживания конфликты и решать проблемные ситуаций.
Волонтеры в рамках своих функций сопровождение почетных гостей, известных личностей, что требует определенной модели поведения и общения. Чаще всего волонтер оказывается с проблемами благополучателей один на один и принимают решения, моделируют путь решения проблемных ситуаций. Так же, как правило добровольцам необходимо проявлять инициативность для вступления во взаимодействие с тем, кому необходима их помощь.
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что волонтерство обладает организационно-педагогическими условиями развития социальных компетенций таких как:
- Организация волонтерской работы в команде,
- Возможность для реализации инициативы,
- Взаимодействие с людьми различных социальных групп,
- Необходимость саморегуляции, самоорганизации, построения собственной траектории деятельности.