Автор(-ы):
Лопатина Елизавета Максимовна
25 мая 2024
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются организационно-педагогические условия развития социальных компетенций учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности. Раскрывается содержание понятий волонтерская деятельность, социальная компетентность и ее структура.
Текст статьи
Стремительно развивающееся современное общество нуждается в гражданах, имеющих высокую социальную активность, навык эффективного взаимодействия с окружающими, способных избирать социальные ориентиры, способствующие развитию социальной действительности. Это самое стремление отражено в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Но, как показывает практика, образовательная программа школьного, среднего и высшего образования направлена, в основном, на развитие познавательных компетенций и не уделяет должного внимания развитию социальной компетентности молодежи.
На наш взгляд, необходимые условия и высокий потенциал для развития социальных компетенций молодёжи имеет волонтерская(добровольческая) деятельность.
Волонтерство на данный момент является одним из способов проявления гражданской общественной активности в современной действительности, каналом объединения и средством создания среды взаимопомощи людей. В официальных документах констатируется, что добровольческая деятельность – способ, с помощью которого в обществе поддерживаются и усиливаются такие ценности, как забота и помощь.
Содействие распространению и развитию волонтерской деятельности относится к числу приоритетных направлений молодежной политики, что находит отражение в официальных документах. Привлечение подрастающего поколения к участию в волонтерском движении стало базовым направлением деятельности профильных органов власти, фигурирует в числе основных направлений воспитания молодежи, декларируется как ключевая задача федеральных проектов.
Волонтеры непрерывно развиваются в своей деятельности, реализуя свои права и способности. Можно выделить следующие положительные стороны развития волонтерства:
В настоящее время существует множество направлений волонтерства, в которых каждый человек может не только оказывать бескорыстную помощь, но и развивать социальные компетенции.
В зависимости от направления волонтерской деятельности можно выделить следующие виды волонтерства:
Рассматривая понятие социальных компетенций, можно прийти к выводу об отсутствии общепринятой трактовки понятия.
Под социальной компетентностью как правило понимают способность человека выстраивать межличностные отношения в обществе. Тем самым, социальная компетентность представляет способности личности к овладению социальной реальностью, эффективному взаимодействию с друзьями, коллегами и т. д., достижение целей с помощью выбора поведения исходя из жизненных ситуаций и принятыми в обществе ценностными установками и нормами.
Социальная компетентность включает такие структурные компоненты как: навык слушания, умение учитывать мнения партнеров, навык анализа и транслирования собственного мнения, умение участвовать в групповых дискуссиях по вопросам, способность к интеграции в группу сверстников; построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества, изучение, оценка и способность обнаружить проблемы, подбор альтернативных способов и методов разрешения конфликтов и принятия решений.
Основными условия, способствующими развитию социальных компетенций можно назвать следующие:
Участвуя, в волонтерской деятельности обучающаяся молодежь повышает уровень социальных компетенций через сложность социальных ситуаций, в которых они осуществляют свою деятельность.
Добровольцы во время мероприятий работают в неопределенных обстоятельствах, принимают самостоятельные решения, общаются с людьми разного социального статуса, работают в команде на разных уровнях - внутри своего направления, команде организаторов всего события, применяют навыки клиентоориентированности и умение улаживания конфликты и решать проблемные ситуаций.
Волонтеры в рамках своих функций сопровождение почетных гостей, известных личностей, что требует определенной модели поведения и общения. Чаще всего волонтер оказывается с проблемами благополучателей один на один и принимают решения, моделируют путь решения проблемных ситуаций. Так же, как правило добровольцам необходимо проявлять инициативность для вступления во взаимодействие с тем, кому необходима их помощь.
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что волонтерство обладает организационно-педагогическими условиями развития социальных компетенций таких как:
Список литературы
Поделиться
Лопатина Е. М. Волонтерство как средство развития социальных компетенций // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.IV.С. 71-72. URL: https://apni.ru/article/9430-volonterstvo-kak-sredstvo-razvitiya-socialnyh-kompetencij