Главная
АИ #21 (203)
Статьи журнала АИ #21 (203)
Волонтерство как средство развития социальных компетенций

Волонтерство как средство развития социальных компетенций

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

волонтерство
социальные компетенции
организационно-педагогические условия

Аннотация статьи

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия развития социальных компетенций учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности. Раскрывается содержание понятий волонтерская деятельность, социальная компетентность и ее структура.

Текст статьи

Стремительно развивающееся современное общество нуждается в гражданах, имеющих высокую социальную активность, навык эффективного взаимодействия с окружающими, способных избирать социальные ориентиры, способствующие развитию социальной действительности. Это самое стремление отражено в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Но, как показывает практика, образовательная программа школьного, среднего и высшего образования направлена, в основном, на развитие познавательных компетенций и не уделяет должного внимания развитию социальной компетентности молодежи.

На наш взгляд, необходимые условия и высокий потенциал для развития социальных компетенций молодёжи имеет волонтерская(добровольческая) деятельность.

Волонтерство на данный момент является одним из способов проявления гражданской общественной активности в современной действительности, каналом объединения и средством создания среды взаимопомощи людей. В официальных документах констатируется, что добровольческая деятельность – способ, с помощью которого в обществе поддерживаются и усиливаются такие ценности, как забота и помощь.

Содействие распространению и развитию волонтерской деятельности относится к числу приоритетных направлений молодежной политики, что находит отражение в официальных документах. Привлечение подрастающего поколения к участию в волонтерском движении стало базовым направлением деятельности профильных органов власти, фигурирует в числе основных направлений воспитания молодежи, декларируется как ключевая задача федеральных проектов.

Волонтеры непрерывно развиваются в своей деятельности, реализуя свои права и способности. Можно выделить следующие положительные стороны развития волонтерства:

  • каждый участник волонтерского движения участвует в определении и решении его проблем;
  • все участники сообщества могут активно проявлять себя и быть услышанными;
  • волонтеры развивают личностные качества, реализуют творчески, получают навыки и знания.

В настоящее время существует множество направлений волонтерства, в которых каждый человек может не только оказывать бескорыстную помощь, но и развивать социальные компетенции.

В зависимости от направления волонтерской деятельности можно выделить следующие виды волонтерства:

  • событийное;
  • социальное;
  • культурное;
  • экологическое;
  • инклюзивное;
  • медицинское;
  • спортивное;
  • волонтерство в чрезвычайных ситуациях;
  • патриотическое волонтерство;
  • медиаволонтерство.

Рассматривая понятие социальных компетенций, можно прийти к выводу об отсутствии общепринятой трактовки понятия.

Под социальной компетентностью как правило понимают способность человека выстраивать межличностные отношения в обществе. Тем самым, социальная компетентность представляет способности личности к овладению социальной реальностью, эффективному взаимодействию с друзьями, коллегами и т. д., достижение целей с помощью выбора поведения исходя из жизненных ситуаций и принятыми в обществе ценностными установками и нормами.

Социальная компетентность включает такие структурные компоненты как: навык слушания, умение учитывать мнения партнеров, навык анализа и транслирования собственного мнения, умение участвовать в групповых дискуссиях по вопросам, способность к интеграции в группу сверстников; построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества, изучение, оценка и способность обнаружить проблемы, подбор альтернативных способов и методов разрешения конфликтов и принятия решений.

Основными условия, способствующими развитию социальных компетенций можно назвать следующие: 

  • включение молодежи в групповую деятельность для построения межличностных отношений, взаимодействия внутри группы;
  • обязательный вклад каждого отдельного участника группы в общую деятельность;
  • акцентирование внимания на взаимную поддержку, взаимовыручку для успешности совместной деятельности;
  • рефлексия группового процесса, анализ и оценка событий, которые происходят в работе.

Участвуя, в волонтерской деятельности обучающаяся молодежь повышает уровень социальных компетенций через сложность социальных ситуаций, в которых они осуществляют свою деятельность.

Добровольцы во время мероприятий работают в неопределенных обстоятельствах, принимают самостоятельные решения, общаются с людьми разного социального статуса, работают в команде на разных уровнях - внутри своего направления, команде организаторов всего события, применяют навыки клиентоориентированности и умение улаживания конфликты и решать проблемные ситуаций.

Волонтеры в рамках своих функций сопровождение почетных гостей, известных личностей, что требует определенной модели поведения и общения. Чаще всего волонтер оказывается с проблемами благополучателей один на один и принимают решения, моделируют путь решения проблемных ситуаций. Так же, как правило добровольцам необходимо проявлять инициативность для вступления во взаимодействие с тем, кому необходима их помощь.

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что волонтерство обладает организационно-педагогическими условиями развития социальных компетенций таких как:

  1. Организация волонтерской работы в команде,
  2. Возможность для реализации инициативы,
  3. Взаимодействие с людьми различных социальных групп,
  4. Необходимость саморегуляции, самоорганизации, построения собственной траектории деятельности.

Список литературы

  1. Апарчина Т.С., Лебедева Т.С. Теоретическое обоснование необходимости формирования социальных компетенций. В сборнике: Социальная компетентность личности. сборник научных статей. Ярославль, 2020. С. 7-10.
  2. Глазкова Е.А. Формы осуществления волонтерской деятельности и виды волонтерства. Право и государство: теория и практика. 2019. № 2 (170). С. 25-28.
  3. Панкратова А.С., Полишко А.И. История развития волонтерского движения в России. Интернаука. 2022. № 16-4 (239). С. 44-45.

Поделиться

911

Лопатина Е. М. Волонтерство как средство развития социальных компетенций // Актуальные исследования. 2024. №21 (203). Ч.IV.С. 71-72. URL: https://apni.ru/article/9430-volonterstvo-kak-sredstvo-razvitiya-socialnyh-kompetencij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря