Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Философские идеи и эволюция даосизма в Древнем Китае

Философские идеи и эволюция даосизма в Древнем Китае

Рубрика

Философия

Ключевые слова

даосизм
учение
философия
религия
эволюция
Древний Китай
Лао-цзы

Аннотация статьи

В статье представлены общие сведения о даосизме – древнекитайском традиционном учении, включающем в себя элементы религии и философии. Рассматриваются процессы эволюции даосизма, его ключевые принципы и главные идеи, а также различные аспекты влияния на философию, культуру, медицину Китая и современности в целом. В работе анализируется концепция Дао как ключевая категория даосизма, раскрывающая подлинную природу бытия, путей становления и развития всех вещей. Анализируются основные положения учения Лао-цзы, предпосылки и причины становления природы и бытия мира.

Текст статьи

Философия даосизма является древним поиском истины в сфере китайской духовной традиции, направленной на познание первопричины бытия мира, выделение его ключевых особенностей и природы становления всех вещей.

Актуальность данной работы выражена в следующем: даосизм предлагает онтологические и гносеологические принципы подхода к исследованию реальности. Также важными для даосских мыслителей выступали проблемы познания гармонии между человеком и природой, способствующие творчеству и самопознанию. Кроме того, важной областью исследования даосизма являются проблемы аксиологии, этики и эстетики, а также их влияние на массовую культуру. Все это безусловно важно в современном мире.

Целью статьи является изучение процессов эволюции даосизма от древних времен и до наших дней. Задачами выступают стремление сформировать ясное представление об особенностях и предпосылках развития философских идеях даосизма, взаимодействие с другими китайскими школами мысли, создание своих оригинальных концепций в разные периоды существования учения.

В статье используется метод категориального анализа, а также общелогический и междисциплинарный методы исследования. Кроме того, были изучены, проанализированы и обобщены исторические процессы, повлиявшие на становление даосизма как философии Китая, и выявлено, что эта философия стала необходимой и незаменимой частью культуры страны и народа.

В XXI веке внимание ученых и исследователей все чаще привлекает древнекитайская философия и ее наследие. Интересующийся человек стремится познать гармонию части и целого, человека и природы, внешнего и внутреннего состояния. Этим богата китайская культура, дающая повод для постоянного исследования и поиска ответов.

В развитии философии Древнего Китая значительную роль сыграли культурные традиции этого государства. Философские идеи формировались под влиянием различных социальных, политических и религиозных явлений, а также философских и этических учений Восточной Азии. Древнекитайская мысль развивалась на протяжении нескольких тысячелетий, начиная с эпохи Шан-Инь (1600–1046 гг. до н. э.) и заканчивая периодом династии Хань (до 220 г. н. э.).

Основные идеи древнекитайской философии были сформулированы в учениях различных школ и направлений, таких как конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, минцзя. Каждое из них имеет свои особенности и вносит свой вклад в развитие древнекитайской мысли [4, с. 74-77]. В этой статье будут рассмотрены ключевые аспекты даосизма как наиболее влиятельного и основополагающего философско-религиозного течения Древнего Китая.

Что такое даосизм? Ответить на этот вопрос пыталось не одно поколение ученых на протяжении всего существования синологической науки. Для решения этого вопроса в настоящей работе проанализированы семантические особенности данного понятия:

«Даосизм – это латинизированный вариант китайского термина дао-цзяо («Учение о Пути»), обозначающий наиболее мощную, автохтонную религиозную традицию Китая. Формирование того, что впоследствии получило название «даосизм», происходило в среде шаманских культов древности. Возникновение же учения связывают с именем мыслителя и аскета Лао-цзы, жившего, по предположительным сведениям, в VII–VI веках до н. э.» [11].

«Даосизм – философско-религиозное течение Китая, одно из его главных традиционных «трёх учений» (Сань-цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии» [13].

«Даосизм – вместе с конфуцианством и буддизмом составляет три, так сказать, официальные религии Китая (Сань-цзяо – «три вероучения»). Возник он в Китае и нигде почти, кроме этой страны, не распространился. Первоучителем его считается Лао-цзы, хотя все сведения, сообщаемые об этом лице, таковы, что с полным основанием можно сомневаться в его историческом существовании» [12].

Обобщив приведенные определения, можно выделить следующее:

Из основных религий, существующих в Китае (буддизм, даосизм, ислам, католицизм и протестантизм), даосизм ‒ единственная, возникшая непосредственно в этой стране. Основанная во втором веке, в последние годы правления династии Восточная Хань (25–220 гг.), данная религия восходит к глубокой древности, именно по этой причине даосизм сохранил широкое и далеко идущее влияние на китайский народ во всем мире.

Основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма – «Дао-Дэ-Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма [2].

В «Дао Дэ Цзине» описана концепция Дао – абстрактного принципа, представляющего собой фундаментальную силу, лежащую в основе мироздания. Согласно главной философской идее даосизма, все вещи и явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом через Дао – универсальный принцип, который управляет вселенной. Дао проявляется в различных формах, таких как «инь» и «ян», пять элементов (У-син), триграммы (знаки-Гуа). Лао-цзы считал, что человек может достичь гармонии с Дао только в том случае, если он строго следует его принципам, принимая и не нарушая природный порядок вещей [7, с. 111-132].

Согласно учению Лао-цзы, человеку необходимо реализовать несколько нравственных задач: воспитание внутренней добродетели через развитие сострадания, милосердия, терпимости, смирения и преодоление эгоцентризма; нахождение в гармонии с природой через бережное отношение к окружающей среде; воздержание и кротость, проявляющиеся в самоограничении, избегании излишеств и чрезмерных желаний, достигаемые через честность, скромность и справедливость; следование примерам добрых поступков, обучаясь у мудрых, справедливых наставников, служащих образцом доброделания и способных вдохновлять на него [5, с. 289-292].

Для династии Восточной Хань второй век был полон волнующих событий. Население, измученное войнами и голодом, требовало мира. В этот же период «Книга о великом равенстве» («Тайпин чин») Лао-Цзы [8, с. 231], пропагандирующая поклонение бессмертным, стала распространяться по всей территории Китая. В книге содержались призывы совершать благие поступки для борьбы с болезнями и предотвращения бедствий. «Книга о великом равенстве» стала классическим учением раннего даосизма.

Как Секта «Великого Равенства» (Тайпин), основанная тремя братьями Чжан Цзяо, Чжан Бао и Чжан Лян, так и Секта Пяти Бушелей Риса (Удоуми) Чжан Даолин получили значительную поддержку среди крестьян. С небывалой скоростью из респектабельного учения придворных алхимиков и проповедников бессмертия даосизм превратился в знамя обездоленных и угнетенных.

Новое учение заявило о себе мощным революционным движением – восстанием «Желтых повязок» [3, с. 315]. Целью Секты Чжан Цзяо было свержение существующего строя для замены его на царство Великого Равенства (Тайпин). Братья Чжан объединили своих учеников для вооруженного восстания, которое было подавлено полководцами. Как итог, Секта тайпинов была запрещена [6, с. 147]. В этом проявились социальные аспекты философии даосизма.

Две важнейшие реформы в истории даосизма произошли в период династий Цзинь (265–420 гг.), Северной и Южной династии (386–589 гг.). Все большее число людей из высших сословий, включая императоров и дворян, вступали в ряды даосских учеников, так, прежняя мечта об установлении на Востоке мира и процветания постепенно вытеснялась идеей о поклонении бессмертным. Это стало новой задачей даосизма. Следует подчеркнуть, что государство также было предметом философских исследований в рамках даосского подхода.

Значительную роль в завершении этого изменения, на которое ушло несколько столетий, сыграли Гэ Хун (284–363), КоуЦянчжи (365–448), Лу Цзинсю (406–477) и Тао Хунцзин (456–536). Они пересмотрели доктрины раннего даосизма, впитав этику и моральные принципы конфуцианства. Таким образом, расцвет даосизма пришелся на времена правления династий Тан (618–907) и Сун (960–1279), став равным конфуцианству и буддизму в Древнем Китае.

Примерно в середине XII века Ван Чунъян (1113–1170) основал на севере Китая даосскую секту под названием Цюаньчжэнь, проповедовавшую самодисциплину. В это же время на юге Китая возникла другая секта ‒ Цзинданя. Два объединения, впитав в себя философские идеи и теории сохранения здоровья из конфуцианства и буддизма, слились в единую секту Цюаньчжэнь, сосуществуя с тех пор на Пути православного единства (чжэнъи). Это вылилось в такую важную область исследований даосизма, как философская праксиология.

В XVI веке в идеологической сфере начало доминировать неоконфуцианство, возникшее в период династии Сун. Даосизим же, подвергаясь дискриминации, начал распространение среди сельских жителей, где приобрел большую популярность, слившись в дальнейшем с буддизмом и народными верованиями.

В первой половине XX века даосские организации постепенно теряли свой авторитет, однако их доктрины по-прежнему сохраняли широкое влияние на китайский народ во всем мире.

В 1957 году была создана Китайская даосская ассоциация, которая со временем открыла местные отделения в провинциях, автономных регионах и крупных городах, включая Пекин, Тяньцзинь, Шанхай. Ассоциация существует и сейчас. Ее главная цель – помощь правительству в реализации религиозной политики, защита законных прав и интересов даосов. Кроме того, она ответственна за передачу мнений и предложений даосских священников компетентным органам, а также организацию религиозной деятельности и участие в строительстве социализма.

С момента своего основания ассоциацией было проведено семь национальных конгрессов. С 1989 года она возобновила литургии для передачи даосских наставлений, которые были приостановлены более чем на 40 лет. Ассоциация издала большое количество даосских классических учений и периодических изданий для продвижения своей веры и обнародования новейших результатов даосских исследований. В настоящее время печатным органом ассоциации является журнал «Китайский даосизм» (Чжунго даоцзяо).

Богатое историческое прошлое даосской религии с его взлетами и падениями легло в основу тех философских идей, на которых базируется данная вера. Среди основных принципов даосизма ученые выделяют следующие:

  • «У-вэй» – принцип недеяния, согласно которому необходимо избегать активных действий и позволять миру развиваться самостоятельно.
  • «Шуньмин» – принцип следования за малыми целями, не забывая о более значительных.
  • «Цзыжань» – принцип естественности, согласно которому все должно происходить естественным путем без вмешательства человека.
  • «Тяоци» – принцип равенства всех людей.
  • «Инь-ян» – принцип разделения и взаимодействия противоположностей, согласно которому все в мире состоит из противоположных структур или свойств и должно находиться в равновесии [9, с. 77-81].

Невозможно переоценить влияние даосизма на философию, культуру и медицину. Такие китайские философы, как Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы использовали идеи даосизма в своих учениях. Кроме того, даосизм повлиял на развитие буддизма и других восточных религий. Книга «Дао Дэ Цзин» оказала значительное влияние на китайскую культуру, в том числе искусство и литературу. На концепции Дао по сей день базируется традиционная китайская медицина и акупунктура (лечение специальными иглами) [1, с. 21-25].

В даосском учении заключена практическая польза для современного человека. Из актуальных аспектов даосизма, которые могут быть применены в повседневной жизни людей, выделяются следующие:

  • Даосские принципы помогают людям найти баланс между всеми сферами жизни, открывая возможности обретения душевного равновесия, а также минимизации стресса. Так, медитация помогает сосредоточиться на своих мыслях и чувствах, а также научиться контролировать эмоции, что может способствовать улучшению физической состояния и качества сна.
  • Даосские учения подчеркивают важность рефлексии с целью осознания человеком своих истинных потребностей и желаний для более успешного принятия правильных решений. Антропологические принципы философского учения даосизма учат людей быть гибкими, адаптивными и открытыми к новым возможностям, а также помогают укрепить лидерские качества, что способствует более эффективному развитию человека как личности.
  • Даосизм подчеркивает важность бережного отношения к природе, способствуя грамотному использованию человеком природных ресурсов и заботе о сохранении экологии планеты [10, с. 410-415].

Таким образом, даосизм является одним из самых значимых учений древнекитайской философии, которое на протяжении тысячелетий вызывает интерес у ученых и философов по всему миру, и это четко прослеживается на эволюции данного философского учения, интерпретации его ключевых концепций в тот или иной исторический период. Во многом это обусловлено тем, что даосизм предлагает ценные знания о человеческом опыте, способствующие счастливой жизни и совершению добродетельных поступков. Это определило особенности основных областей проблемного поля даосской философии, а также ключевые категории и направления философской мысли и, как следствие, в разные периоды своего развития философия даосизма разрабатывала глубокие концепции, направленные на познание человека, природы и общества.

Список литературы

  1. Варова Е.И. Даосизм и его влияние на культуру Китая // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – 2011. – № 8. – С. 21-25.
  2. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – М., 2001.
  3. Васильев Л.С. (2000) История религий Востока. Учебное пособие для вузов. - Москва: «Книжный дом Университет». С. 315.
  4. Кузнецов В.С. Многоликий и вездесущий даосизм // Азия и Африка сегодня. – 2012. – № 3. – С. 74-77.
  5. Ли Е.В. Нравственно-этические учения даосизма и конфуцианства // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. – 2022. – № 26. – С. 289-292.
  6. Лобазова О.Ф. (2002) Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В.И. Жукова. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» С. 147.
  7. Родичева И.С. Философия «пути освобождения»: шуньявада и даосизм // Идеи и идеалы. – 2019. – № 2. – С. 111-132.
  8. Спирин В.С. (1976) Построение древнекитайских текстов издательство «Наука» – Москва: С. 231.
  9. Цзянь В.А. Даосизм как образ жизни // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2011. – № 6. – С. 77-81.
  10. Фахрудинова Э.Р., Тетюев Л.И. Человек и образ его внутреннего мира в западной и восточной философской рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – № 4. – С. 410-415.
  11. Митр. Иларион (Алфеев), прот. Олег Корытко, прот. Валентин Васечко История религий – Москва: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. – 776 с. – Гл. 6.
  12. Ивановский А.О. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона – Электрон. дан. – URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%94%D0%B0%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC (дата обращения: 24.05.2024).
  13. Кобзев А.И. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» – Электрон. дан. – URL: https://bigenc.ru/c/daosizm-9cc4ab (дата обращения: 24.05.2024).

Поделиться

1503

Голуб Н. Н., Власюк А. А. Философские идеи и эволюция даосизма в Древнем Китае // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.II.С. 24-28. URL: https://apni.ru/article/9437-filosofskie-idei-i-evolyuciya-daosizma-v-drevnem-kitae

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января