Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», его место и роль в образовательном процессе
научный журнал «Актуальные исследования» #12 (15), июнь '20

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», его место и роль в образовательном процессе

В статье учебный предмет «Изобразительное искусство» рассматривается как важный структурный элемент в системе образования детей и формировании творческой личности.

Аннотация статьи
изобразительное искусство
методы
творчество
Ключевые слова

Введение. Предмет «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации входит в образовательную область «Искусство». В Федеральном компоненте государственного стандарта по образовательной области «Искусство» определены цели и задачи изучения предмета «Изобразительное искусство», выделен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, предложены подходы к выявлению опыта художественно-творческой деятельности школьников, сформулированы требования к уровню подготовки школьников.

В связи с усовершенствованием технологий, появлением всевозможных новых материалов, техник и ресурсов, требуется постоянная корректировка программ по изобразительному искусству.

Объекты и методы исследования. Программа «Изобразительное искусство» должна быть ориентирована на получение базового систематизированного образования по дисциплине ИЗО, основана на изучении разных видов изобразительного искусства. Программа охватывает такие предметы как рисунок, живопись, графика, ДПИ, станковая композиция, прикладная композиция и т.д. В ходе реализации программы, учащиеся приобретают более глубокие знания, умения, навыки.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства. Наиболее важными целями является развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности. В этом контексте происходит воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства, усвоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практическом освоении окружающего мира, а также овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности и формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности [1].

В процессе реализации программы педагог должен обучить детей основным техникам изобразительного искусства. Учащиеся получают навыки владения различными материалами, умеют их сочетать. Приобретается очень важный навык компоновки, последовательности ведения работы, а также умение воплощать замысел [7]. Очень важно в процессе обучения активировать ряд познавательных процессов: воображение, мышление, память, речь. Через творчество пробуждается интерес к духовным и культурным ценностям, к окружающей среде и природе. Немаловажно для становления творческой личности сформированность высокого художественно-эстетического вкуса.

Успешное осуществление образовательного процесса невозможно без создания доброжелательной атмосферы в группе, а также создание ситуации успеха на занятиях. Педагог не должен забывать еще о важной задаче – обучению эмоционально окрашивать изображаемые предметы и явления. Очень важно, чтобы процесс обучения не был «черствым» с эмоциональной точки зрения и учащиеся приобретали богатый опыт по достижению этой поставленной задачи. Целью формирования творческой личности также является воспитание чувства гармонии. В результате осуществления поставленных целей и задач происходит передача полезного опыта, а также культурное и творческое формирование будущих поколений [2].

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета важными являются методы обучения. Преподаватель в процессе объяснения нового материала должен безупречно владеть умением доходчиво и понятно излагать материал, делать его разбор и анализ. Всегда большим эмоциональным откликом учащихся пользуется наглядная демонстрация методических пособий, репродукций работ известных художников, работ учащихся.

Практический метод (зарисовки с натуры, упражнения, организация композиции целого листа) позволяет обогатить практическими навыками и через выполненные задания закрепить теоретический материал. Самостоятельная работа в процессе обучения является показательным звеном, демонстрирующим степень освоения учащимися нового материала, умение на практике его применять [5]. Со стороны преподавателя уместно учитывать индивидуальные возможности и способности учащегося. Учитывать возрастные особенности, работоспособность и уровень подготовки.

Неотъемлемой частью в процессе освоения программы «Изобразительное искусство» является посещение выставок художников. Это дает большую мотивацию в результате высокого эмоционального всплеска. Особенно наглядна отзывчивость обучающихся на сопровождение таких экскурсий описанием работ художников, истории их создания.

Преподаватель должен творчески подходить к процессу обучения детей на любом возрастном этапе. На занятиях в группах младшего школьного возраста главным является получение эмоционального впечатления, которое основывается на положительных эмоциях учителя, группы учащихся [6]. Преподаватель должен постоянно искать новые, наиболее благоприятные пути активизации деятельности учащихся на всех этапах учебной работы, искать новые, оригинальные формы объяснения материала, разрабатывать систему вопросов, совершенствовать отдельные методы обучения и воспитания, постоянно обогащать свой опыт новыми знаниями, перенимать опыт лучших учителей, совершенствовать своё мастерство. Так же для успешной реализации программы необходимо материальное оснащение в должном объеме [4].

Заключение. Изобразительное искусство несет в себе огромные воспитательные функции, являясь наглядным, образным отражением действительности, выражением определенной мысли, идеи художника. Воздействие изобразительного искусства на зрителя особое, оно обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью зрителя на содержание и художественную форму изображения. Благодаря своей наглядной образности, воздействию на чувства произведения изобразительного искусства способствуют воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий.

Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательной творческой активности ребенка. Специфика занятий изобразительным искусством требует активной мыслительной работы воображения, самостоятельности, инициативности [3]. Воспитание познавательно-творческой активности у школьников означает, прежде всего, развитие у них потребности непрерывно познавать и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие личности ученика.

Процесс изображения представляет собой процесс отражения реальной действительности. В разном возрасте это отражение имеет различие. Отражение реального мира зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления, навыков, чувств. Фундаментом такого развития является организованное систематическое обучение детей основам закономерности искусства и реальной действительности. Цель каждого педагога изобразительного искусства – приблизить изобразительную деятельность учащихся к основам грамотного реалистичного изображения путем систематического обучения и разумного руководства, с учетом его индивидуальных возможностей и способностей.

Текст статьи
  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984.
  2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991. - 159с.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика, 1989.
  4. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983.
  5. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985.
  6. Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985.
  7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября