В Красноярском крае в конце 2023 года на учёте состояло 35 248 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это на 1,1% меньше, чем на конец предыдущего года.
Динамика количества нуждающихся в представлении социального жилья в Красноярском крае представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика количества нуждающихся в представлении социального жилья в Красноярском крае
Жилые помещения предоставлялись по договорам социального найма, приобретались за счёт средств федерального бюджета РФ, а также ипотечного кредитования. Общая жилплощадь, предоставленная семьям, которые нуждались в улучшении условий проживания, составила 79 тыс. кв. м, в том числе в новостройках – 12,6 тыс. кв. м.
Данные о получения социального жилья в Красноярском крае за период 2020–2022 года представлены в таблице.
Таблица
Данные о предоставлении социального жилья в Красноярском крае за 2021–2023 годы [4]
Категория | 2021 | 2022 | 2023 |
Дети-сироты | 247 | 262 | 491 |
Молодые семьи | 174 | 211 | 293 |
Семьи, проживающие в аварийном жилом фонде | 104 | 154 | 226 |
Многодетные семьи | 51 | 67 | 87 |
Семьи инвалидов | 19 | 25 | 49 |
Семьи молодых специалистов | 14 | 20 | 25 |
Семьи ветеранов боевых действий | 6 | 9 | 14 |
Семьи вынужденных переселенцев | 2 | 4 | 6 |
Семьи погибших инвалидов войны, участников Вов и ветеранов боевых действий | 1 | 1 | 4 |
Итого | 618 | 753 | 1192 |
Анализ представленных данных свидетельствует об увеличении количества семей, получивших социальное жилье на 18% в 2023 году по сравнению с 2021 годом, и на 36,82% в 2023 году по сравнению с 2022 годом и на 42,86% по сравнению с 2020 годом.
В Красноярском крае с начала 2023 года для детей-сирот купили 1 020 квартир, что на 111 больше запланированного. На покупку недвижимости из бюджета региона и страны было выделено 2,5 миллиарда рублей.
Новые квартиры купили в 48 районах, причем больше половины жилья пришлось на Красноярск – 541.
Кроме получения непосредственно недвижимости, для детей-сирот в крае действует еще два механизма: получение жилищного сертификата или строительство муниципального жилого дома.
Финансовое обеспечение представлено на рисунке 2
Рис. 2. Финансовое обеспечение реализации целевых программ в 2019–2024 годах
Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае, выявила широкий спектр нарушений и недостатков в данной сфере, в том числе создававших возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений.
Рис. 3. Финансовое обеспечение реализации целевых программ в 2019–2024 годах
Проанализируем финансирование расселение аварийного жилья.
Программные показатели представлены на рисунке 7 и 8.
Рис 4. Количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда (нарастающим итогом), тыс. чел.
Рис. 5. Количество кв. м расселенного непригодного для проживания жилищного фонда (нарастающим итогом), тыс. кв. м
В части нормативно-правового регулирования были отмечены несогласованность нормативных правовых актов края, а также муниципальных образований по целям, ожидаемым результатам, показателям; ненадлежащее распределение полномочий между органами исполнительной власти края (полномочие по ведению реестра аварийных домов, закрепленное за двумя органами исполнительной власти края, фактически выполнялось сотрудниками муниципальных учреждений; полномочие по проверке достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде за органами власти не закреплено вовсе); отсутствие закона и (или) иного нормативного правового акта края, формирующего соответствующее расходное обязательство; несовершенство механизма реализации мероприятия государственной программы края по предоставлению субсидий муниципальным образованиям края.
Поскольку законодательно не установлены критерии либо пределы возможного превышения площади приобретаемого жилья над площадью расселяемого аварийного, то не исключена возможность принятия должностными лицами муниципальных органов субъективных решений, что, в свою очередь, создает коррупционные риски.
Министерство строительства Красноярского края нарушало порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям края, отражало в отчетах о реализации государственной программы края и РАП несогласованные данные.
При расходовании денежных средств допущено неэффективное (7,3 млн рублей) и неправомерное (85,2 млн рублей) расходование бюджетных средств.
Однако для достижения целевого состояния, значения коэффициента доступности жилья, равного трем годам, необходимо внести корректировки в реализуемую жилищную стратегию, т. к. в настоящий момент для преобладающей части населения России жилье является недоступным.
Так как основным фактором, влияющим на доступность жилья, является стоимость жилья, прежде всего необходимо сформировать комплекс мероприятий, направленных на его стимулирование.
Кроме того, в последнее время изменение законодательства в области жилищного строительства, новая модель потребительского поведения (переход от количества к качеству жилья) требует от застройщиков изменения не просто схемы финансирования, но и состава и структуры проектов.