Актуальность исследования
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, в условиях пандемии COVID-19 стало очевидно, как важно обеспечение граждан правом на охрану здоровья и доступ к медицинской помощи. Во-вторых, в свете изменений в системе здравоохранения, актуально изучение конституционной основы этого права для обеспечения его реализации в соответствии с международными стандартами. Наконец, в контексте развития медицинских технологий и диджитализации медицинской помощи необходимо рассмотрение конституционно-правовых аспектов этого процесса.
Цель исследования
Цель исследования заключается в изучении конституционно-правовой основы и содержания права на охрану здоровья и медицинскую помощь с целью выявления основных нормативно-правовых актов, определяющих указанные права, и их взаимосвязи с конституционными нормами.
Материалы и методы исследования
Для проведения исследования были использованы как первичные (статистическая информация), так и вторичные источники (научные работы, законодательные акты).
Методы, примененные в ходе исследования, включали анализ, обобщение и интерпретацию данных.
Результаты исследования
В современном мире охрана здоровья населения и поддержание работоспособности системы здравоохранения являются ключевыми социальными задачами, которые решает государство [2, с. 15]. Комплекс законодательных актов в сфере охраны здоровья человека служит основой для проведения социально-экономических и медицинских мероприятий, способствующих благополучию граждан в обществе.
Основные права и свободы – это фундаментальные понятия, используемые в конституционной терминологии и обозначающие те права и свободы человека и гражданина, которые прописаны в основном законе страны. Эти права и свободы играют ключевую роль в определении статуса личности в государстве и обществе, они определяют содержание других прав и свобод граждан. К таким правам относится и право на охрану здоровья граждан.
В условиях современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестаёт быть исключительно индивидуальным благом и становится ключевой ценностью для государства и гражданского общества. Особенность этого права заключается в том, что оно относится к неотъемлемым правам, присущим человеку ещё до его рождения, и является обязательным условием существования общества. Оно связано не только с обязанностями государства по сохранению и укреплению здоровья своих граждан, но и с личной ответственностью каждого индивида за своё здоровье. Ведь жизнь и здоровье человека – это главные ценности для общества, на основе которых должны формироваться все остальные приоритеты и блага.
В Российской Федерации существуют серьёзные угрозы здоровью населения, такие как распространение ВИЧ-инфекции, туберкулёза, наркомании, доступность психоактивных и психотропных веществ, возможные эпидемии, вызванные новыми вирусами, климатические изменения и другие факторы [1, с. 32]. Курение, употребление алкоголя и неправильное питание также повышают риск заболеваемости. Поэтому, в современном обществе особенно важно соблюдать конституционное право на охрану здоровья.
В общих чертах право на здоровье упоминается в Конституции РФ. Согласно части 2 статьи 7 Конституции РФ, охраняются труд и здоровье людей. Это включает пропаганду здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта, профилактику профессиональных и других заболеваний, а также создание системы медицинских учреждений и предоставление квалифицированной медицинской помощи в них.
Одной из ключевых гарантий права на охрану здоровья является предоставление обществу актуальной информации о санитарном состоянии населённых пунктов, эпидемиях и распространении заболеваний. Согласно статье 41 Конституции РФ, должностные лица несут ответственность за сокрытие информации, которая представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.
Закрепляя право на охрану здоровья, Конституция РФ основывается на принципах, признанных международным сообществом. Однако единый международный стандарт содержания права на охрану здоровья отсутствует, так как международные документы, провозглашающие это право, не определяют чёткие границы индивидуальных прав и обязательств государств в реализации этого права.
Право на охрану здоровья, закреплённое в статье 41 Конституции РФ, является ключевым элементом правового статуса личности и определяет отношения между человеком и современным государством. Содержание этого права определяется социальной ценностью здоровья как личной и общественной выгоды. В связи с процессом старения населения и сокращения численности трудоспособного населения здоровье приобретает особую важность как ключевой ресурс для производства материальных благ. Основываясь на положениях статьи 41 Конституции РФ, можно выделить три ключевых аспекта права на охрану здоровья: сохранение здоровья, его укрепление и восстановление посредством получения медицинской помощи.
Тесная связь между конституционными правами на образование и информацию и правом на охрану здоровья и медицинскую помощь проявляется в получении информации образовательного характера. Ряд международных документов предусматривает обязанность правительственных органов предоставлять населению информацию в области здравоохранения. В некоторых субъектах Российской Федерации нормативно закреплена необходимость принятия мер в сфере медицинского просвещения населения: пропаганды здорового образа жизни, развития физической культуры и спорта, информирования граждан.
Комплекс мер по охране здоровья включает не только медицинскую деятельность. Здоровье – это ключевой фактор благополучия и качества жизни каждого человека. Меры, направленные на охрану здоровья, включают санитарно-эпидемиологический контроль, экологическую безопасность, медицинское страхование, контроль качества лекарств и медицинских услуг, а также развитие физкультуры и спорта. Законодательные акты в этой области обеспечивают основу для социальных, экономических и медицинских мероприятий, способствующих достойной жизни людей в обществе.
Взаимодействие различных отраслей права с правом на охрану здоровья очевидно. Защита здоровья граждан может осуществляться в определённых ситуациях с использованием норм уголовного права. Например, статья 236 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое привело к массовому заболеванию, отравлению людей или смерти человека по неосторожности. Здоровье населения является видовым объектом этого преступления.
Охрана здоровья также частично регулируется нормами семейного права (например, статья 14 Семейного кодекса РФ, которая запрещает браки между близкими родственниками). Известно, что такие браки могут негативно сказаться на психическом и физическом здоровье потомства.
Государство обеспечивает охрану здоровья каждого человека, независимо от его пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям [3, с. 185]. Также государство гарантирует защиту от любой формы дискриминации, связанной с наличием у гражданина определённого заболевания.
Законодательство также предусматривает, что гражданам Российской Федерации, находящимся за её пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В общем конституционное право на охрану здоровья представляет собой ценностно значимые и формально закрепленные гарантированные возможности каждого человека по укреплению и сохранению своего здоровья, его восстановлению, обеспеченные правовыми, финансовыми и организационными ресурсами государства и общества. Ценность конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь раскрывается через его социальное назначение – удовлетворение потребностей индивида в укреплении и сохранении здоровья как первостепенного блага.
Выводы
Таким образом, эффективная реализация права на охрану здоровья имеет важное значение для развития личности, гарантирует успешную реализацию основных конституционных прав, включая право на жизнь, право на труд и право на предпринимательскую деятельность. Кроме того, это условие способствует обеспечению демографического потенциала современного государства.