Эстетическое воспитание – это совокупность методов, направленных на формирование творческой и физически активной личности. Формы данного воспитания нацелены на способность давать оценку прекрасного, иметь коммуникативные навыки со стороны эстетического восприятия, и наряду с этим, иметь желание в деятельности эстетического характера.
Процессы обучения и воспитания связаны, ведь одно не может действовать без другого. Процесс обучения состоит из приобретения навыков, знаний, способностей и умений. Через данный процесс формируется: мировоззрение, взгляды и черты характера. Занятия любым видом искусства развивают эстетическое воспитание, но танец способствует на физические данные и дает всеобъемлющие знания в области культуры в целом. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность данной темы. В эстетической культуре личности танец может занимать важное место в воспитании. Изначально, дети проявляют большой интерес к этому зрелищному искусству, ведь разнообразие костюмов, музыкального материала и контрастности движений не может не привлечь внимание ребенка.
Занятие танцем воспитывает не только тело юного танцовщика, но и наполняют духовно. По мнению многих исследований, хореография – самое гармоничное и целостная система развития для подрастающего поколения. Дети всех возрастов, зачастую, приковывают взгляды сверстников и взрослых своей осанкой, которая является «визитной карточкой» хореографии. Но само развитие такой осанки – процесс трудоемкий и не скоротечный, в процессе которого важно овладеть и приобрести множество вспомогательных навыков, например:
- Чувство ответственности;
- Пунктуальность;
- Аккуратность;
- Проявление заботы к окружающим;
- Терпение.
Одно, из важнейших чувств для жизни в быту – чувство ответственности, которое прививают в любом коллективном труде, но в хореографии, понятие «Коллектив» имеет масштабное значение, ведь различные элементы невозможно исполнить без поддержки одного или нескольких партнеров. Зачастую такое понятие, как пунктуальность может не быть основополагающим во многих занятиях. Но, хореографическое искусство не терпит опозданий. Так, с раннего детства учеников данной направленности наказывают при помощи упражнений, развивающих физическую активность. Такое качество, как аккуратность всегда выделяет танцора из толпы, ведь идеально собранные волосы, чистая и опрятная форма – это залог одобрения тренера.
Все, вышеперечисленные качества очень важны не только в танцевальном зале, но и в повседневной жизни. Конечно же, большую роль играет внутренний этикет танцевального мира: обязательный поклон, который символизирует приветствие в начале занятия и прощание в конце. Если хореограф хорошо потрудился и привил чувство такта своим воспитанникам, то мы можем наблюдать достаточно приятную картину: ребята не зайдут первыми в помещение, только после старшего; парни обратят ладонь в помощь представительницы женского пола. Это все выражается в проявление заботы к окружающим и уважении не только к старшим и слабым, но и к самому себе. Терпение – навык, которого не отнять у танцора, ведь множество упражнений и элементов можно освоить только благодаря частому повторению. Болевые ощущения, возникающие при растяжении мышц, травмы и падения в совокупности составляют характер исполнителя, а это возможно только при наличии терпения. Т. С. Комарова отметила в своих трудах, что эстетическое воспитание должно пронизывать всю жизнь растущего и формирующегося человека; эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания и образования и прежде всего с нравственным, социальным, умственным, сенсорным и эмоциональным развитием [3, с. 35].
Хореография - занятие, которое может принести в жизнь ребенка то, чего не принесет в такой совокупности многое другое. Именно поэтому такое понятие, как «Творческая личность» одна из основных задач просвещения. Гармонизация личности может развиваться только в творчески пропитанном индивидууме. Задачи педагога очень обширны, ведь он не должен исказить понимание о пунктах, которые были перечислены выше. Как и во врачебной специфике должно действовать правило «не навреди», поэтому поддержка и формирование личности ребенка – самая важная роль в данной системе. К. Мельдаль отмечала: «…танец это не просто управление движением в пространстве – это музыка и живопись, это литература и театр…» [4, с. 12]. Данное высказывание напрямую обращает наше внимание на общее развитие ребенка через хореографию.
Воспитательный процесс напрямую связан с системой, только в этом случае можно надеяться на удовлетворительный результат. Педагог сталкивается со многими трудностями, воспитанники встречаются с разным уровнем таких понятий, как: эстетика, воспитание, нормы морали и поведения. Главная задача состоит в вовлечении детей в рабочий процесс, поиск индивидуального подхода. Распространенное мнение на этот счет высказала Дудина Е. П, которая считала, что в постановочном процессе хореограф должен четко обозначить задачи номера, и объяснить смысл композиции, как раз в это время он может затрагивать аспекты эстетической культуры [2, с. 112]. Зачастую прибегают к просмотру медиа источников, что не только окультуривает обучающихся, но и действует на сближение участников коллектива. Приглашение экспертов в данной области, творческие встречи, где происходит обмен опытом и впитывание новой информации в области танцевального искусства. На ряду с вышеперечисленными методами можно отметить изучение танцев народов мира, анализ произведений и изучение элементов, характерных для той или иной культуры.
Танец во все времена акцентировал на себе большое внимание. С течением времени данный вид искусства мигрировал в дошкольные и общеобразовательные учреждения. Также Бурдакова Е. А. отмечает, что данная форма эстетического воспитания на дистанции показала себя как перспективный метод [1, с. 240]. Такая система знаний предоставляет всестороннее развитие подрастающему поколению, именно поэтому доступность в таком обучении должно предоставляться большему кругу лиц.