Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школьному обучению, поскольку речь играет важную роль в формировании психической, учебной деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ по предметам языкового цикла.
Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста – сложное речевое нарушение, при котором у ребенка с нормальным физическим слухом и интеллектом нарушаются все компоненты речи: фонетика, лексика, и грамматика.
Для детей с нарушением речи характерно особое формирование мелкой моторики, это заключается в недостаточной координации пальцев рук (застегивание или растягивание пуговиц, развязывание или завязывание шнурков и т. д.). Так же у детей с общим недоразвитием речи наблюдается отклонения в развитии тонких движений пальцев, движение не координированные, не точные.
Общим недостатком развития мелкой и общей моторики пальцев рук является: недержание поз; нарушение темпа воспроизведения ритмического рисунка; нарушение плавности и точности движений; нарушение контроля за собственными действиями; нарушение количество элементов в рисунке; наличие гиперкинезов; наличие тремора; скованность, напряженность движений; недифферинцированность движений; нарушение синхронности и выполнении движений; трудности переноса позы с лево на право; трудности переключения.
Большая часть детей с общим недоразвитием речи имеет нарушения мелкой моторики рук, а также зрительно-двигательную координацию. У детей наблюдаются неловкие и несогласованные движения рук, для них сложно действовать двумя руками одновременно (например, дети не могут нанизывать колечки на стержень, а другой рукой держать основание пирамидки или просто держать предмет в руке, а другой рукой подхватить предмет и т. д.).
Несформированное развитие зрительно-двигательной координации движений влияет на то, что дети часто промахиваются, когда хотят взять или поставить предмет, т. е. не могут верно, оценить направление, проследить за движениями рук, а также соединить две точки на плоскости прямой линией. Все эти нарушения раскрывают картину дефекта речи (в первую очередь с дизартрией и алалией). Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, особенно с дизартрией и алалией, обусловлены тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Для активизации речи и для подготовки руки к письму нужно развивать мелкую моторику рук.
К основным задачам, направленным на развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речи относятся:
- развитие тонко координированных движений пальцев рук;
- развитие зрительно-пространственной координации в пространстве;
- развитие сенсомоторики (согласованности движений глаз и руки);
- развитие пространственной координации;
- развитие двигательной памяти;
- развитие изолированных, статических движений;
- развитие предметных действий;
- развитие произвольной моторики пальцев рук.
Таким образом, моторика представляет собой в совокупности двигательные реакции, свойственные человеку. Важным условием развития ребенка в физическом и психическом плане является развитие у него мелкой моторики рук.
Рассмотрим нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей 5–6 лет с ОНР.
Нетрадиционные техники рисования нравятся детям, так как можно рисовать, чем хочется, как хочется и можно самим придумывать свою собственную технику рисования. Данная техника позволяет формировать интерес детей к рисованию. В процессе нетрадиционной техники рисования дети испытывают положительные эмоции и интерес.
Нетрадиционных техник существует очень много, их особенность состоит в том, что данное рисование помогает детям быстро достичь желаемого результата. Наблюдения за работой детей в процессе рисования нетрадиционной техникой показало, что дети испытывают радость и положительные эмоции. Дети с удовольствием рисуют и не испытывают затруднений в процессе рисования. Детям доставляет удовольствие сам процесс выполнения задания и при этом занятие напоминает игру.
Основные техники нетрадиционного рисования
Первая техника нетрадиционного рисования это – кляксография. История возникновения этой техник и восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Более популярной эта техника нетрадиционного рисования стала в 18–19 веке, многие известные художники стали работать в этой технике. Рассматриваемая техника представляет собой способ поэкспериментировать с краской, что позволяет создавать необычные, не похожие друг на друга рисунки. Выдувая краску через соломинку, нельзя точно предугадать, что получится в итоге. Дети с большим интересом посещают такие занятия. На данных занятиях можно использовать в качестве артикуляционной гимнастики в работе с детьми с общим недоразвитием речи, а также выдувание через соломинку способствует развитию силы дыхательной системы ребенка.
Еще одна нетрадиционная техника рисования – это рисование пальчиками. Впервые эта техника была описана в 1932 года, в наше время эта техника носит очень популярный характер. Рисовать пальчиками можно уже в самом раннем возрасте. Ребенок опускает пальчик в краску и рисует по заранее нанесенному контуру или рисует свободно по бумаге. Эта техника рисования развивает мелкую моторику рук, координацию движений, концентрацию внимания, повышает уровень воображения и самооценки.
Рассмотрим еще одну технику рисования, рисование песком. Данную технику изобрел Кэролайн Лиф в 70-х годов. Песок – это загадочный материал, который притягивает свое внимание к себе. Данная техника рисования доступна детям с раннего возраста. Даже самые маленькие дети могут рисовать песком. Рисование песком активно используется при развитии мелкой моторики рук и детей с нарушением речи. В работе с песком ребенок учится различать различные текстуры, так как в данной технике рисования используют как сухой песок, так и мокрый. Рисование песком способствует развитию мышления и речи ребенка. При рисовании песком у детей снимается нервное напряжение, песок расслабляет и избавляет от негативных эмоций, песок оказывает расслабляющие и успокаивающие действие. Рисование песком помогает детям погрузиться в мир воображения и фантазий. Также данная техника рисования способствует развитию пространственных представлений.
Таким образом следует отметить, что для детей с нарушением речи характерно недоразвитие мелкой моторики рук, которое проявляется в несформированной координации рук. Нарушение речи у детей требует длительного логопедического воздействия. Все вышеперечисленные техники рисования при работе с детьми с нарушением речи позволяют развить мелкую моторику рук, а также способствуют развитию мышления, развитию умения выражать свои чувства и эмоции.