Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Политика России в отношении трудовых мигрантов

Политика России в отношении трудовых мигрантов

Автор(-ы):

Солодова Ольга Михайловна

29 мая 2024

Секция

Социология

Ключевые слова

адаптация
интеграция
трудовые мигранты
миграционная политика
закон
законодательство

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается действие нормативных правовых актов по регулированию миграционной политики России в отношении трудовых мигрантов по вопросу взаимодействия с местным населением, выявляются основные моменты, определяющие их успешное взаимодействие и интеграцию в Российское общество. Актуализация законов, регламентирующих миграционную сферу в Российской Федерации, а также закрепленный законный статус трудовых мигрантов (лица легально въехавшие на территорию РФ с целью официального трудоустройства и получения заработка), и выявление проблем интеграции в этой сфере.

Текст статьи

Актуальность данной статьи обуславливается необходимостью создания единой миграционной политики РФ, которая должно соответствовать нынешним реалиям. На данный момент это становится центральной задачей, от правильной и с успехом проведённой реализации государством будет зависеть политическое, экономическое, культурное и социальное развитие РФ.

Миграционные процессы происходят в каждом государстве, а значит они законодательно регламентированы императивными нормами и направлены на урегулирование процесса миграции, а также на обеспечение безопасности самого ценного – это личности и самого государства. Законодатели стараются сформировать устойчивую систему норм регулирования миграционных процессов, которая состоит из комплекса правовых мер, включающих в себя: охранные, разрешительные и стимулирующие. К сожалению, в России на данный момент отсутствует комплексный подход к становлению нормативно-правовых основ миграционной политики, а также ее реализация. В данных отношениях центральное место занимает специальный субъект – трудовой мигрант, помимо этого сюда же относим правоотношения трудовые и предпринимательские. Главная роль в управлении миграцией принадлежит интеграционной политике.

Миграционная политика, что это и из чего она состоит, конкретного определения в законе на данный момент нет, но как пишет один из авторов это «разновидность государственной политики, выражающаяся в совокупности применяемых государством правовых и организационных мер, направленных на реализацию комплекса политических, экономических, социальных, культурно-просветительных, информационных мероприятий, обеспечивающих эффективное регулирование миграционных процессов» [1, с. 69]. Часть авторов исходят из того, что деятельность и функция государства касаемо вопросов в сфере миграционной политики не может разъясниться как одна из форм реализации социальной функции [2, с. 14].

Как ни странно, но на сегодняшний день нет однозначного толкования в законах РФ значения термина «мигрант», в каждом нормативном правовом акте он используется в своем контексте, что влечет за собой определенные трудности в сфере обеспечение прав мигрантов, так как мы не можем однозначно сказать, кто подпадает под данный термин. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» упоминают такие термины как «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», периодически появляется классификация мигрантов по ряду оснований: нахождение на территории РФ законное или нет, времени пребывания, проживания, осуществления трудовой деятельности, квалификации и прочих моментов В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 (далее – Концепция), в данном документы уже появляется определенная конкретика относительно понимания значения терминов таких как "мигранты" и "миграционные потоки", они определяют людей оказавшихся на территорию РФ с конкретными намерениями (работа, учёба, лечение, гражданство, воссоединение с семьёй и пр.).

Нормы регулирующие полномочия различных структур в отношении миграционной политики не равномерно распределены по разным нормативным правовым актам с различной юридической силой, при этом возникают моменты коллизий между нормами. Это является значительной проблемой из-за чего решения части вопросов миграционной политики становится почти невозможны либо слишком затянуты.

Основной закон РФ (Конституция) в своём тексте закрепила основополагающие принципы миграционной политики, затрагивающие вопросы миграции как граждан РФ, так и других лиц, установлен курс на регламентацию миграционных потоков, создание необходимой инклюзивной среды для применения прав мигрантов, их интеграции в политическую, юридическую, культурную, социальную и экономическую среду проживания.

Социальные отношения, это одна из характеристик миграционной политики, важным критерием является возможность выделить такие показатели как:

  • субъект (в социальной жизни происходит взаимосвязь между лицами);
  • индивидуальные отношения (у каждого лица отношения персонализированы);
  • итог поступков каждого субъекта;
  • появляются в отношении между объектов.

На данный период государственная система не приспособлена для внедрения системной и комплексной миграционной политики, а также характерна фрагментарность в реализации социальных вопросов.

Если государство хочет добиться поставленных целей в миграционных правоотношениях, необходимо ввести конкретный и ясный механизм, а также законные инструменты для внедрения и реализации миграционной политики, особенно в сфере трудовых отношений, где наиболее часто встречается коррупция. В первую очередь необходимо предоставить правовые и социальные гарантии трудовых мигрантов и членам их семей.

Основные принципы регламентации миграционных правоотношений изложены в Концепции. В Концепции законодатель отразил важную зависимость миграционной политики РФ от социальных и экономических факторов, как основной источник современных тенденций в данной сфере, но на этом не заканчивается. На данный момент реалии жизни таковы, что значительную роль все же играет политическая ситуация в мире и в регионе. Так же нельзя оставить без внимания причины миграции, вызванные природным и техногенным характером.

В век повальной цифровизации и автоматизации Минцифра решила не отставать от своих зарубежных коллег и озаботилась созданием проекта по интеграции всестороннего подхода для воплощения стратегических целей и задач Концепции в жизнь. Тем самым усовершенствовать инструмент предоставления государственных услуг лицам через электронных помощников и сеть интернет. Авторы данного проекта рассчитывают, что это нововведение способствует улучшению качества и скорости оказываемых услуг в сфере миграции. Так как часть проектов по предоставлению услуг в цифровом формате уже активны, можно оценить их роботу как по повышению доступности услуг, оказываемых государственными службами в сфере миграции, так и многофункциональными и специализированными центрами, эти достижения и другие действия, являются предвестниками необходимого изменения, можно смело говорить о том, что законодатель готовится к актуализации миграционного законодательства.

В 2021 году Минцифрой было анонсировано создание современного сервиса в сфере миграции «Трудовая миграция онлайн», который должен был заработать в 2022 году, он включал бы в себя ряд неожиданных и интересных опций, таких как возможность поиска вакансий, онлайн-интервью, заключение трудовых договоров. Идея, как всегда, была хорошей, а вот реализация на 2024 год сервиса «Трудовая миграция онлайн» так и не воплощена в полном объёме, какие-то элементы были вложены в сервисы других служб или дублировались уже существующими, на данном этапе до сих идёт наладка «логистики». Причинами задержки в реализации данного проекта также служат проблемы территориального нахождения центров по оказанию миграционных услуг, так как население размещено не равномерно по территории страны, соответственно центры находятся только в крупно населенных городах, так же их количество ограничено, что может вызывать определенных задержки в получении тех или иных услуг. Как бы ни боролось государство, но все равно периодически находятся незащищённые места, чем пользуются коррупционеры, что также затрудняет получение услуг надлежащего качества. Так же достаточно спорная позиция государства, что при подаче документов через www.gosuslugi.ru необходимо затем лично прийти с документами заявителю и пр.

Лидером по предоставлению услуг, связанных со сферой миграции, является Министерство Внутренних Дел России, что не удивительно, так как именно на эту структуру возложены функции по миграционному контролю [3, с. 209]. В наибольшей степени востребованными и популярными услугами для иностранных лиц, являются услуги связанные с установлением места пребывания (регистрацией), то есть постановка и снятие с миграционного учета, а также отдельная ниша, связанная с оформлением трудового патента для иностранных лиц легально въехавшие на территорию РФ с целью официального трудоустройства и получения заработка.

Для удобства, упрощения и ускорения получения услуг в миграционной сфере гражданами и иностранными лицами, государство организовало специальные многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), а также узкопрофильные (для оказания иностранным лицам находящимся на территории РФ, права осуществлять трудовую деятельность) многофункциональные миграционные центры (далее – ММЦ), тем самым разделив потоки получателей услуг, что в теории должно привести в повышении качества и скорости оказывания необходимых услуг. МФЦ и ММЦ предусматривают предоставление услуг гражданам и иностранным лицам как при личном посещении (обращении) центра, так и (или) в электронной форме (если законодательством предусмотрено предоставление услуги в данном формате) через www.gosuslugi.ru.

От правильно оформленных документов в сфере миграции и не только в ней, зависит в полной мере возможность осуществление прав и законных интересов лиц (получателей) услуг, поэтому стоит быть предельно внимательным при оформлении документов. Для этого необходима четкая и слаженная работа различных ведомств и законов в сфере миграции, что обеспечит доступность и повышение качества оказания услуг. Так же существенно осложняет этот процесс, плохое знание русского языка (разговорного и письменного) или его полное отсутствие у иностранных лиц, многие часто даже сами не знают, какие документы им нужны и для чего.

Для чего же созданы ММЦ и какова цель их деятельности?

В первую очередь ММЦ оказывают услуги по получению иностранными лицами, документов, которые позволяют на законном основании заниматься трудовой деятельностью, а также получения патента, без которого иностранное лицо не будет допущено к трудовой деятельности, а в случаи отсутствия патента и фактическим занятием трудовой деятельности лицом, будет оштрафовано и депортировано с территории РФ. Предоставление иностранным лицам, находящихся на территории РФ медицинских услуг (полис медицинского страхования), а также определения уровня знания русского языка, историей и культурой. Все это необходимо для получения документов, которые в последствии станут правовым основанием для мигрантов заниматься трудовой деятельностью на территории РФ. В Концепции указано, что приоритет отдан высококвалифицированным специалистам, а значит, что у иностранных лиц со специализированным образованием, больше шансов получить патент, ВНЖ или гражданство. Проводят обязательную дактилоскопическую регистрацию мигрантов и их фотографирование, а также медицинских документов, подтверждающих прохождение мигрантами обязательного медицинского освидетельствования (сдача крови на ВИЧ, сифилис и корь, выявление употребления запрещённых препаратов).

На данный момент в сфере миграции электронное предоставление услуг не гарантирует, что требуемая услуга будет оказана в полном объёме в электронном виде через www.gosuslugi.ru, хотя это может декларироваться, но по факту окажется не совсем так. В связи с рядом ограничений, вызванных нормами закона или техническими возможностями, электронная форма получения услуг возможна частично, остальная часть для оказания данной услуги должна быть осуществления уже при личном обращении, так получается, что услуги могут состоять из ряда отдельных процедур и межведомственного взаимодействия, которые в совокупности и составляют полную услугу. Например: Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Гражданин РФ, через свой личный кабинет на www.gosuslugi.ru, являясь собственник жилого помещения куда временно регистрирует прибывшее лицо, должен потом лично прийти в ММЦ с мигрантом и подтвердить свои действия, при этом обязательно иметь при себе все оригиналы документов и их копии, в том числе свидетельство о собственности на жилое помещение, где будет временно зарегистрирован мигрант.

Сейчас в РФ очень часто возникают конфликтные и резонансные ситуации, где участниками становятся мигранты, причем со стороны злостных правонарушителей. После проверки документов и законности нахождения таких лиц на территории РФ выявляются значительные нарушения в сфере миграционной политики, и значительная часть таких нарушений – это поддельные документы или документы, выданные в нарушение (обход) закона. Целесообразно ужесточить контроль за ММЦ, так как их деятельность связана с высокой вероятностью и возможностью коррупции [4, с. 42-44].

Главной целью и актуальной задачей современного миграционного законодательства в отношении мигрантов, является улучшение условий жизни уже живущих и работающих в нашей стране на законных основаниях трудовых мигрантов, а также организация благоприятных условий для их качественной и быстрой интеграции в современное российское общество.

Главные задачи миграционной политики должны соответствовать осуществлению экономических и демографических потребностей РФ, распространению и внедрению культурного, социального и научного образа жизни России.

Наша страна сейчас нуждается в адекватных решениях миграционных вопросов, которые позволят уйти от ситуативных решений и от принципа решения вопросов по мере их поступления, и создать стратегию, в формировании долгосрочных программ внедрения и адаптации интеграционных механизмов для трудовых мигрантов, в целом нечто похожее законодатель попытался воплотить в Концепции.

Российской Федерации, необходимо ясное понимание своих целей для формирования миграционной политики, затрагивающую все системы государственного регулирования миграционных процессов.

Будущее миграционной сферы и политики виднеется в кодификации миграционных законов, с чёткими определением и закреплением терминов, без множественного толкования.

Все это создаст необходимые условия для законной миграции и как следствие быстрой адаптации мигрантов, содействия образовательной и академической миграции и др.

Список литературы

  1. Сазонова О.А. Административно-правовое регулирование в сфере миграции: проблемы и перспективы совершенствования: дис. канд. юрид. наук. Воронеж, 2019. С. 69.
  2. Косарева В.В. Правовые формы реализации миграционной функции современного Российского государства (вопросы общей теории и юридической техники): автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2019. С. 14.
  3. См.: Полякова Н.В. Оказание органами внутренних дел государственных услуг в сфере миграции // Конституционное и административное право: проблемы совершенствования публичной власти. Ростов н/Д, 2018. С. 209.
  4. Подробнее см.: Гайнутдинова Е.И. Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции в миграционной сфере: дис. канд. юрид. наук. М., 2021. С. 42-44.

Поделиться

246

Солодова О. М. Политика России в отношении трудовых мигрантов // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.II.С. 38-42. URL: https://apni.ru/article/9468-politika-rossii-v-otnoshenii-trudovyh-migrantov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля