Введение
В настоящее время такая дисциплина, как туризм, набирает все большее количество участников по всей стране. Современная подготовка людей, занимающихся пешеходным туризмом, предъявляет высокие требования, прежде всего, к её технической составляющей, которую необходимо выстраивать с учетом исходной готовности туриста. Комплексный анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования показал, что в основном в ней освещаются вопросы организации, проведения и судейства соревнований, а также исторические аспекты возникновения и эволюции различных видов спортивного туризма [1; 2; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 15; 22; 23; 24; 25, с. 51]. В ряде работ исследовались проблемы контроля физической подготовленности людей, туризмом: Егозина В. И., Московченко О. Н., Богащенко Ю. А., Дядичкина Н. С., Сергеева С. А., Линчевский Э. Э., Мартынов А. И., Щербакова В. А., Макарова В. М. [5, с. 203-205; 11; 13; 14; 16, с. 55-60; 17; 18, с. 101-102; 20; 21; 25, с. 51]. Важно отметить, что специфика прохождения маршрута предъявляет высокие требования, требует координационной подготовки, связанной с сохранением, удержанием равновесия в сложных условиях различного горного рельефа. Современная научная методическая литература достаточно раскрывает вопросы техники, методики обучения горных туристов, однако, специально посвященных изучению влияния координационных способностей на техническую подготовленность туристов, методики их развития пока еще не являлись предметом достаточно глубокого внимания специалистов. В то же время проблема построения учебно-тренировочного процесса с использованием средств и методов, позволяющих направленно развивать координационные способности, требует детального изучения. Вышеуказанное свидетельствует о необходимости разработки комплексов упражнений для подготовки школьников-туристов, специализирующихся на пешеходных дистанциях по спортивному туризму, что и обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Основная часть
Исследование проводилось на базе ГБОУ г. Севастополя «Билингвальная гимназия № 2». В исследовании приняли участие 10 мальчиков в возрасте 11–12 лет, занимающихся пешеходным туризмом в условиях секционной работы.
С целью изучения координационной подготовленности школьников, занимающихся пешеходным туризмом в условиях секционной работы, был использован метод педагогического тестирования. В результате проведенных исследований в ноябре 2023 учебного года нами был проведен статистический анализ полученных данных.
Анализ результатов теста «Перешагивание через гимнастическую палку» показал, что все испытуемые (100%) не выполнили норматив. Анализируя результаты теста «Челночный бег 3x10 м в и. п. лицом вперед», можно сказать, что большая часть группы (60%) не справились с нормативом. Анализ результатов теста «Метание теннисного мяча на дальность из положения сед ноги врозь» показал, что большая часть исследуемых (70%) справились с тестом, а не выполнили норматив небольшое количество испытуемых (30%). Анализируя результаты теста «Тест Бондаревского», можно сказать о невыполнение норматива большей частью группы – не справились 80% исследуемых. Анализ теста «Бег к пронумерованным набивным мячам» показал, что справились с выполнением теста 100% испытуемых.
Рис. Результаты предварительного тестирования координационных способностей исследуемых мальчиков 11–12 лет занимающихся пешеходным туризмом, в %
Разработанные блоки упражнений целенаправленно развивают один из элементов координационных способностей или действуют посредством таких упражнений, которые косвенно влияют на улучшение качеств.
Первый блок упражнений направлен на развитие статокинетической устойчивости, т. е. способность точно, стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений. Школьник, который отличается высокой статокинетической устойчивостью, способен сохранять стабильными пространственную ориентацию, функцию равновесия и в целом работоспособность при активных и пассивных перемещениях в пространстве [12]. Представлены акробатические упражнения, упражнения на удержание равновесия и балансирования предметов, а также аналитические упражнения. Аналитические упражнения выполняются методом «слова без показа», чтобы школьники, предварительно подумав, самостоятельно принимали положения или осуществляли движения, не встречавшиеся ранее в их двигательном опыте.
Второй блок включает упражнения для развития быстроты реакции. Способность к реакции – под этой способностью понимается умение быстро и точно реагировать в сложных условиях двигательной деятельности. Для развития подходят: соответствующие подвижные и спортивные игры на развитие скорости реакции, ловкости, силу броска, упражнения по предугадыванию направления и скорости движения объекта, например мяча, а также аналитические общеразвивающие упражнения без предметов будут способствовать постепенной адаптации организма и эффективному изучению сложных двигательных умений. Точность реакции на движущийся объект совершенствуется одновременно с развитием ее быстроты.
Последний блок упражнений для произвольного мышечного расслабления. Цель статических дыхательных упражнений и упражнений нейромышечной релаксации – возможность восприятия и анализа мышечно-двигательных, зрительных ощущений, качества внимания и быстроту реакции, устранение нервно-психической напряженности, оптимизация психоэмоционального состояния [19]. Блок упражнений также состоит из элементов йоги. Упражнения йогой способствуют как релаксации, так и концентрации ума, более того, удержание внимания на дыхании и ощущениях тела – одно из первейших условий эффективной практики. Дыхание на свежем воздухе позволяет повысить функциональные способности дыхательной системы.
Целью проведения эксперимента послужило выявление эффективности влияния специализированных упражнений на показатели координационных способностей мальчиков 11–12 лет. Для этого, исследуемым предлагалось пройти тесты до начала периода занятий и в конце эксперимента. При завершающем тестировании координационной подготовленности мальчиков получены результаты, представленные на таблице. Наибольший прирост показателей был выявлен в таких тестовых заданиях, как «Метание теннисного мяча на дальность из положения сед ноги врозь» (44%), «Тест Бондаревского» (33%), «Перешагивание через гимнастическую палку» (30%). Тесты «Бег к пронумерованным набивным мячам» показал прирост в 21,1%, а «Челночный бег 3x10 м в и. п. лицом вперед» 9,4%.
Таблица
Сравнительный анализ результатов тестирования мальчиков 11–12 лет занимающихся пешеходным туризмом в условиях секционной работы
Наименование теста | Ноябрь | Апрель | Изменения, в % | p |
Перешагивание через гимнастическую палку | 23,7±0,56 | 16,6±0,47 | 30,0% | ≤0,05 |
Челночный бег (3x10 м) в и. п. лицом вперед | 9,6±0,08 | 8,7±0,10 | 9,4% | ≤0,05 |
Метание теннисного мяча на дальность из положения сед ноги врозь | 15,0±1,19 | 21,6±1,34 | 44% | ≤0,05 |
Тест Бондаревского | 11,9±0,64 | 15,8±0,54 | 33,0% | ≤0,05 |
Бег к пронумерованным набивным мячам | 9,5±0,15 | 7,5±0,12 | 21,1% | ≤0,05 |
В результате тестирования мы выявили, что результаты у большей части исследуемой группы 11–12 лет, занимающихся пешеходным туризмом в условиях секционной работы, не соответствуют нормативам или тесты выполнены на минимальные показатели, что говорит о низком уровне подготовленности координационных способностей.
Исходя из вышеуказанных результатов можно сказать, что уровень координационных способностей туристов необходимо повышать, чтобы повысить техническую подготовку школьников-туристов, будет разработаны и внедрены блоки упражнений в учебно-тренировочный процесс.
Выводы
По результатам итогового тестирования была доказана эффективность внедрения разработанных блоков упражнений, выраженных в достоверном улучшении показателей координационной подготовленности испытуемых 11–12 лет, занимающихся пешеходным туризмом в условиях секционной работы. Таким образом, представленный в настоящем исследовании эксперимент выявил преимущество специализированных упражнений для развития координационной подготовленности мальчиков 11–12 лет, что доказано приростом показателей в процентном соотношении.