Автор(-ы):
Высотина Елизавета Владимировна
29 мая 2024
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается вопрос важности формирования функциональной грамотности на начальной ступени образования и успешного использования полученных навыков в повседневной жизни, охарактеризованы сущность и структура коммуникативной функциональной грамотности младших школьников.
Текст статьи
Государство предпринимает серьезные действия относительно обновления содержания образования.
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся является приоритетной задачей, так как формирование функционально грамотных людей является необходимостью в современном мире.
В учебном процессе используются инновационные методики и новые педагогические технологии, а значит современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, а современный учитель должен иметь инструменты для оценки и формирования функциональной грамотности учащихся.
Функциональная грамотность формируется практически на всех занятиях как гуманитарного, эстетического, так и естественно-математического циклов.
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.
В педагогической науке термин «функциональная грамотность» обозначает совокупность метапредметных образовательных результатов, проявляющихся в способности обучающегося применять для решения жизненных практических задач полученные в школе знания, умения и навыки. На ступени начального общего образования параметрами данной педагогической категории являются различные виды деятельности, а также предметные области, в связи с чем исследователи выделяют математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую, коммуникативную, информационную функциональную грамотность.
Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
На уроках русского языка работают над несколькими основными видами функциональной грамотности, а именно: коммуникативной, информационной и деятельностной:
Важной составляющей функциональной грамотности является информационная грамотность, а также коммуникативная, поскольку от уровня ее сформированности в младшем школьном возрасте зависит отсутствие трудностей в общении и взаимодействии в дальнейшей жизни.
Процесс обучения сегодня становится тесно связанным с реальной возможностью для выпускников школ интегрироваться в научную среду.
Поскольку функциональная грамотность представляет собой индивидуально-личностный результат образования, то при выделении ее компонентов целесообразно опираться на деятельностный подход. О. А. Дроздова и Е. Е. Сартакова выделяют следующие группы коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [6, с. 182]:
Для проверки уровня сформированности функциональной грамотности использовался тест. Суть задания заключается в том, чтобы учащийся, прочитав текст, смог выполнить задания к нему опираясь на содержание прочитанного.
Изучив результат, мы увидели, что среди 30 испытуемых правильно выполнить все задания смогли лишь 4 человека (13%), допустили одну или 2 ошибки 10 человек (33%) и выполнили лишь одно или два задания 54% опрошенных учеников.
Таким образом, мы можем утверждать, что среди исследуемых учеников класса низкий уровень сформированности функциональной грамотности имеют большинство учащихся, они не верно определяют звуки, не могут четко сформулировать правильный ответ по тексту, не ориентируются в тексте.
Следовательно, на основе полученных результатов мы пришли к выводу о том, что необходимо разработать методические рекомендации для педагогов начальных классов по формированию функциональной грамотности у младших школьников, в частности рассмотрим использование приёмов функционального чтения, которые учат ребёнка быть вдумчивым, развивают мышление, дают возможность видеть проблемы и искать пути их решения самостоятельно.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
Формирование функциональной грамотности происходит через учебные предметы и развитие мышления, оно включает в себя развитие речи, аналитико-синтетических способностей и других навыков.
На уроках начальной школы используются задания, соответствующие уровню логических приемов.
Для успешного обучения ученик должен уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать. Этот навык формируется при изучении каждого предмета. Способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач это функциональная грамотность.
Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что функциональная грамотность включает способность видеть проблемы и искать пути их решения, она также способствует обучению всю жизнь и воспитанию доброжелательности и дружелюбия, дает возможности для формирования творческого опыта и способностей.
Список литературы
Поделиться
Высотина Е. В. Формирование коммуникативной функциональной грамотности у младших школьников при обучении русскому языку // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.III.С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/9470-formirovanie-kommunikativnoj-funkcionalnoj-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov-pri-obuchenii-russkomu-yazyku