Государство предпринимает серьезные действия относительно обновления содержания образования.
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся является приоритетной задачей, так как формирование функционально грамотных людей является необходимостью в современном мире.
В учебном процессе используются инновационные методики и новые педагогические технологии, а значит современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, а современный учитель должен иметь инструменты для оценки и формирования функциональной грамотности учащихся.
Функциональная грамотность формируется практически на всех занятиях как гуманитарного, эстетического, так и естественно-математического циклов.
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.
В педагогической науке термин «функциональная грамотность» обозначает совокупность метапредметных образовательных результатов, проявляющихся в способности обучающегося применять для решения жизненных практических задач полученные в школе знания, умения и навыки. На ступени начального общего образования параметрами данной педагогической категории являются различные виды деятельности, а также предметные области, в связи с чем исследователи выделяют математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую, коммуникативную, информационную функциональную грамотность.
Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
На уроках русского языка работают над несколькими основными видами функциональной грамотности, а именно: коммуникативной, информационной и деятельностной:
- Коммуникативная грамотность, предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи.
- Информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами.
- Деятельностная грамотность – это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Важной составляющей функциональной грамотности является информационная грамотность, а также коммуникативная, поскольку от уровня ее сформированности в младшем школьном возрасте зависит отсутствие трудностей в общении и взаимодействии в дальнейшей жизни.
Процесс обучения сегодня становится тесно связанным с реальной возможностью для выпускников школ интегрироваться в научную среду.
Поскольку функциональная грамотность представляет собой индивидуально-личностный результат образования, то при выделении ее компонентов целесообразно опираться на деятельностный подход. О. А. Дроздова и Е. Е. Сартакова выделяют следующие группы коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [6, с. 182]:
- Владение культурой речи на элементарном уровне, т. е. сформированность нормативного (знание и применение орфографических, морфологических, пунктуационных норм русского языка) и коммуникативного (логичность, точность, уместность, выразительность, чистота и богатство речи) компонентов речи.
- Умение организовывать свое общение во временных рамках. Психологи отмечают, что ориентация во времени, т. е. осознанное чувство длительности времени, формируемое в период дошкольного детства, отражаются в речи ребенка [3, с. 286]. В младшем школьном возрасте умение планировать общение во временных рамках является важным компонентом коммуникативных универсальных учебных действий. Способность воспринимать мир как развивающийся лежит в зоне ближайшего развития детей младшего школьного возраста, циклические представления позволяют ребенку отражать закономерную повторяемость происходящих вокруг него процессов [4, с. 4849].
- Умение преодолевать различные виды барьеров в осуществлении коммуникации, т. е. справляться с трудностями психологического характера. Обучение в школе всегда сопровождается повышенной тревожностью у детей. Более того, оптимальный уровень тревоги активизирует обучение [1, с. 234].
- Владение вербальными и невербальными средствами общения. В настоящее время формирование данного навыка затруднено необходимостью онлайн-коммуникации в режиме дистанционного обучения. В связи с чем педагогу следует уделить особое внимание обучению способам жестикуляции, поскольку именно жесты, являясь одним из эффективных коммуникативных элементов, могут компенсировать недостаток реального присутствия человека [5, с. 32].
- Умение аргументировать собственную позицию в высказывании. Аргументация как речевая компетенция представляет собой способ рассуждения, в основе которого − формулировка доказательства или опровержения тезиса [2, с. 18].
Для проверки уровня сформированности функциональной грамотности использовался тест. Суть задания заключается в том, чтобы учащийся, прочитав текст, смог выполнить задания к нему опираясь на содержание прочитанного.
Изучив результат, мы увидели, что среди 30 испытуемых правильно выполнить все задания смогли лишь 4 человека (13%), допустили одну или 2 ошибки 10 человек (33%) и выполнили лишь одно или два задания 54% опрошенных учеников.
Таким образом, мы можем утверждать, что среди исследуемых учеников класса низкий уровень сформированности функциональной грамотности имеют большинство учащихся, они не верно определяют звуки, не могут четко сформулировать правильный ответ по тексту, не ориентируются в тексте.
Следовательно, на основе полученных результатов мы пришли к выводу о том, что необходимо разработать методические рекомендации для педагогов начальных классов по формированию функциональной грамотности у младших школьников, в частности рассмотрим использование приёмов функционального чтения, которые учат ребёнка быть вдумчивым, развивают мышление, дают возможность видеть проблемы и искать пути их решения самостоятельно.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности;
- учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
- применять такие образовательные технологии, как: проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
- обучение на основе «учебных ситуаций» (при изучении величин – масса, вместимость, литр – покупка), образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
- уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
- технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Формирование функциональной грамотности происходит через учебные предметы и развитие мышления, оно включает в себя развитие речи, аналитико-синтетических способностей и других навыков.
На уроках начальной школы используются задания, соответствующие уровню логических приемов.
Для успешного обучения ученик должен уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать. Этот навык формируется при изучении каждого предмета. Способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач это функциональная грамотность.
Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что функциональная грамотность включает способность видеть проблемы и искать пути их решения, она также способствует обучению всю жизнь и воспитанию доброжелательности и дружелюбия, дает возможности для формирования творческого опыта и способностей.