Содержание работы по профессиональной ориентации младших школьников на педагогическую профессию

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профориентационная деятельность учителя
педагогические специальности
ориентации младших школьников

Аннотация статьи

В статье рассмотрены возможности организации и проведения профессиональной ориентации младших школьников на педагогическую профессию. Сущность педагогической профессии. Основные формы и методы работы по профориентационной деятельности в начальной школе.

Текст статьи

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.

Подготовка к сознательному выбору профессии – неотъемлемая часть всестороннего развития личности. Это сложный и длительный процесс, который осуществляется на всех этапах обучения школьников с учетом их психологических и возрастных особенностей.

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Возраст учащихся начальных классов определяется, как один из важных этапов подготовки, обучающихся к выбору профессии. Начало систематического школьного обучения значительно раскрывает возможности познания мира профессий. К основному содержанию профориентации в 1-4 классах относится формирование у школьников добросовестного отношения к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, воспитание интереса к профессиям, посредством приобщения ученика к практической деятельности. Так же у школьников в этом возрасте проявляется: эмоциональность, впечатлительность, желание подражать взрослым, выполнять их различные поручения. Учитывая специфику начальных классов, необходимо правильно подбирать формы и методы профориентационной работы.

Актуальность проблемы профориентации младших школьников подтверждается в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, где отмечается «обучающиеся должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы».

Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к проблемам профориентационной работы школьников обращались многие отечественные педагоги и ученые Е.М.Борисова, В.А.Бородин, С.И. Вершинин, А.Я. Журкина, А.А. Иовайша, Н.Н. Захаров, Н.Э. Касаткина и другие исследовали особенности профессиональной ориентации в начальных классах. Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам профессиональной ориентации и непрерывного педагогического образования, анализ научной литературы показал необходимость более подробного изучения развития педагогической профессии в историческом и современном контексте с целью определения специфики построения процесса ориентации младших школьников на педагогические специальности с учетом современных социокультурных условий.

Педагогическая профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях.

Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение.

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения, учащихся в старших классах. Профориентационная работа в этот период заключается в основном в проведении профессионального просвещения детей и пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности.

Целесообразная организация профориентационной работы, с младшими школьниками направленной на знакомство с профессиями педагогического профиля, должно организовываться в интересной и увлекательной форме для детей.

Таким образом, сущность педагогической профессии заключается в единстве таких качеств, как нравственность, полная самоотдача, вера в возможности растущего человека, любовь к детям и своему делу, творческое отношение к делу и общественная активность принципиальность и требовательность, товарищество, отзывчивость и обладание высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков.

Рассмотрим основные формы и методы работы по профориентационной деятельности в начальной школе.

1. Профориентационный урок является основной формой и предполагает те же этапы подготовки, как и классический, предметный. Основная цель урока – это расширение представлений младших школьников об окружающем мире и мире профессий через познание его сложности и многообразия, открытие своего «Я». С индивидуально-возрастными особенностями обучающихся напрямую связан выбор методов, приемов, используемых во время урока, поэтому обязательно указывается категория обучающихся.

2. Профориентационная беседа. С помощью беседы организуется поэлементное усвоение знаний и действий, в процессе которого реализуется несколько функций беседы. Обучающая функция беседы заключается в том, что с ее помощью педагог вводит обучающихся в содержание и задачи темы, связывая материал с ранее изученным, выясняет смысл нового. Закрепительная функция беседы реализуется в вопросах, которые актуализируют уже знакомый обучающимся материал, выявляют новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний.

3. Профориентационные игры. В играх дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» школьникам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача. В ролевых профориентационных играх школьники сами выбирают себе профессию, учатся быть ответственными, ставить цели и определять ресурсы для их достижения. Важны групповые игры, в которых школьники общаются друг с другом, делятся своими мечтами о будущем, любимыми книгами и т.п.

4. Эстафета – форма проведения различных мероприятий, в т.ч. профориентационных, заимствованная из спорта и пользующаяся большой популярностью у школьников. Профориентационная эстафета состоит из нескольких заданий (этапов), каждое из которых выполняется в соответствии с правилами только по завершении предыдущего, при этом разные задания могут выполняться разными членами команды.

5. Экскурсии. В профориентации активно используется такая форма, как экскурсии в образовательные организации профессионального и высшего образования, на предприятия. В рамках основного этапа профориентационного урока экскурсия выступает как метод, цель которого – знакомство с профессиями сотрудников школы, родителей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Профориентационная работа в начальной школе будет успешной и эффективной в том случае, если учитель будет рационально и методически грамотно организовывать свою работу.

2. Если учитель в своей работе по профессиональной ориентации младших школьников будет использовать разнообразные формы и методы, то это позволит сделать мероприятия более интересными и увлекательными для младших школьников, позволит сформировать положительное отношения к усвоению нового материла.

3. Работа учителя по профориентации будет успешна в том случае, если материал будет составлен и подобран с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учащиеся младшего школьного возраста хорошо усваивают новый материал, если он, является доступным, интересным, эмоциональным и содержит примеры, то учащиеся не теряют интереса на протяжении всей работы.

Список литературы

  1. Бородин, В. А. Руководство профессиональной ориентацией в школе [Текст] / В. А. Бородин, З. И. Прокопьева. – Минск : Нар. света, 2017.
  2. Бухарина, Т. Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии [Текст] / Т. Л. Бухарина. – Москва, 2018.
  3. Вершинин, С. И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий [Текст] / С. И. Вершинин // Школа и производство. – 2016.

Поделиться

2096

Брусенская Н. Н., Чекризова М. Б. Содержание работы по профессиональной ориентации младших школьников на педагогическую профессию // Конструктивный потенциал современных гуманитарных и социально-экономических наук: проблемы наращивания и реализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 июня 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 54-57. URL: https://apni.ru/article/948-soderzhanie-raboti-po-professionalnoj-orient

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря