Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.
Подготовка к сознательному выбору профессии – неотъемлемая часть всестороннего развития личности. Это сложный и длительный процесс, который осуществляется на всех этапах обучения школьников с учетом их психологических и возрастных особенностей.
База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.
Возраст учащихся начальных классов определяется, как один из важных этапов подготовки, обучающихся к выбору профессии. Начало систематического школьного обучения значительно раскрывает возможности познания мира профессий. К основному содержанию профориентации в 1-4 классах относится формирование у школьников добросовестного отношения к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, воспитание интереса к профессиям, посредством приобщения ученика к практической деятельности. Так же у школьников в этом возрасте проявляется: эмоциональность, впечатлительность, желание подражать взрослым, выполнять их различные поручения. Учитывая специфику начальных классов, необходимо правильно подбирать формы и методы профориентационной работы.
Актуальность проблемы профориентации младших школьников подтверждается в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, где отмечается «обучающиеся должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы».
Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к проблемам профориентационной работы школьников обращались многие отечественные педагоги и ученые Е.М.Борисова, В.А.Бородин, С.И. Вершинин, А.Я. Журкина, А.А. Иовайша, Н.Н. Захаров, Н.Э. Касаткина и другие исследовали особенности профессиональной ориентации в начальных классах. Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам профессиональной ориентации и непрерывного педагогического образования, анализ научной литературы показал необходимость более подробного изучения развития педагогической профессии в историческом и современном контексте с целью определения специфики построения процесса ориентации младших школьников на педагогические специальности с учетом современных социокультурных условий.
Педагогическая профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях.
Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение.
Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения, учащихся в старших классах. Профориентационная работа в этот период заключается в основном в проведении профессионального просвещения детей и пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности.
Целесообразная организация профориентационной работы, с младшими школьниками направленной на знакомство с профессиями педагогического профиля, должно организовываться в интересной и увлекательной форме для детей.
Таким образом, сущность педагогической профессии заключается в единстве таких качеств, как нравственность, полная самоотдача, вера в возможности растущего человека, любовь к детям и своему делу, творческое отношение к делу и общественная активность принципиальность и требовательность, товарищество, отзывчивость и обладание высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков.
Рассмотрим основные формы и методы работы по профориентационной деятельности в начальной школе.
1. Профориентационный урок является основной формой и предполагает те же этапы подготовки, как и классический, предметный. Основная цель урока – это расширение представлений младших школьников об окружающем мире и мире профессий через познание его сложности и многообразия, открытие своего «Я». С индивидуально-возрастными особенностями обучающихся напрямую связан выбор методов, приемов, используемых во время урока, поэтому обязательно указывается категория обучающихся.
2. Профориентационная беседа. С помощью беседы организуется поэлементное усвоение знаний и действий, в процессе которого реализуется несколько функций беседы. Обучающая функция беседы заключается в том, что с ее помощью педагог вводит обучающихся в содержание и задачи темы, связывая материал с ранее изученным, выясняет смысл нового. Закрепительная функция беседы реализуется в вопросах, которые актуализируют уже знакомый обучающимся материал, выявляют новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний.
3. Профориентационные игры. В играх дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» школьникам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача. В ролевых профориентационных играх школьники сами выбирают себе профессию, учатся быть ответственными, ставить цели и определять ресурсы для их достижения. Важны групповые игры, в которых школьники общаются друг с другом, делятся своими мечтами о будущем, любимыми книгами и т.п.
4. Эстафета – форма проведения различных мероприятий, в т.ч. профориентационных, заимствованная из спорта и пользующаяся большой популярностью у школьников. Профориентационная эстафета состоит из нескольких заданий (этапов), каждое из которых выполняется в соответствии с правилами только по завершении предыдущего, при этом разные задания могут выполняться разными членами команды.
5. Экскурсии. В профориентации активно используется такая форма, как экскурсии в образовательные организации профессионального и высшего образования, на предприятия. В рамках основного этапа профориентационного урока экскурсия выступает как метод, цель которого – знакомство с профессиями сотрудников школы, родителей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1. Профориентационная работа в начальной школе будет успешной и эффективной в том случае, если учитель будет рационально и методически грамотно организовывать свою работу.
2. Если учитель в своей работе по профессиональной ориентации младших школьников будет использовать разнообразные формы и методы, то это позволит сделать мероприятия более интересными и увлекательными для младших школьников, позволит сформировать положительное отношения к усвоению нового материла.
3. Работа учителя по профориентации будет успешна в том случае, если материал будет составлен и подобран с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учащиеся младшего школьного возраста хорошо усваивают новый материал, если он, является доступным, интересным, эмоциональным и содержит примеры, то учащиеся не теряют интереса на протяжении всей работы.