Современные требования государства, а также социально-экономическая ситуация развития общества, требует от будущих специалистов высокие профессиональные требования в различных сферах профессиональной деятельности.
Будущие выпускники образовательного учреждения должны быть высококвалифицированными специалистами со своей профессиональной сфере, быть адаптированными к быстроизменяющейся ситуации в обществе, уметь решать нестандартные, творческие задачи, различного уровня сложности, а также владеть различными информационными технологиями и программными средствами, для решения поставленных задач. Следовательно, для достижения поставленных запросов и целей государства, и общества, у будущих специалистов, необходимо развивать познавательный интерес к процессу обучения и познавательный интерес к различным дисциплинам образовательного цикла, как фундаментальным, так и профессионально-направленным.
Исходя из понимания сущности познавательная активность, как интегративного качества личности, раскрывающегося в мотивированной целенаправленной инициативной интеллектуальной деятельности по приобретению новых знаний с целью удовлетворения своих познавательных потребностей и запросов и понимания критерия, следует заключение об инструментальной характеристике критерия, но не оценочной, поскольку критерий только указывает на наличие классифицирующих признаков объекта или явления, вокруг которых группируется маркеры оценивания.
На основании комплементарности компонентов и параметров измерения и с опорой на исследования Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, А. М. Матюшкина [1; 2; 3, с. 29-34] и др. для оценивания развития познавательной активности обучающихся выделим следующие критерии – потребностный, поведенческий, гностический, операционный и контрольно-результативный, которые характеризуются следующими показателями:
- потребностный – побуждаемый интерес к объектам или явлениям на основе осознания целевых и мотивационных установок, в том числе, и с точки зрения междисциплинарности; стимулируемая на познавательную активность мотивационная сфера личности; осознание самореализации через познавательную активность;
- поведенческий – увлеченность деятельностью, положительные эмоции, удовольствие и радость от процесса активного познания и её результатов; признаками проявления воли в активном познании выступают настойчивость, устойчивость в течение процесса познания, преодоление интеллектуальных препятствий, мобилизация волевых усилий, концентрация внимания самостоятельность в определении цели познавательной активности, планировании, организации и реализации всех её этапов и в оценке её результатов на каждом этапе;
- гностический – знание основ изучаемых учебных дисциплин с целью исследования объекта или явления в междисциплинарной связи и понятийного аппарата исследования с точки зрения различных учебных дисциплин и сопоставление понятий с вычленением общего для различных наук и отличительных особенностей;
- операционный – обоснование целей, задач, этапов, конечного результата познавательной активности, планирование, организация, реализация и оценивание её результатов; демонстрация инициативности, настойчивости в достижении цели, устойчивости в течение всего процесса познания, продуктивности на каждом этапе деятельности, самокоррекции и самоконтроля;
- контрольно-результативный – сознание и понимание собственных возможностей познавательной активности; обозначение целевых маркеров познавательной активности и параметров оценки собственных результатов; осознание самореализации и удовлетворенность процессом и результатами познавательной активности.
Результативность развития познавательной активности обучающихся и эффективность педагогического процесса является измеряемой величиной и выражается в степени достижения образовательных целей и запросов социально-экономической ситуации общества за определенный промежуток времени с помощью критериев.