Вовлеченность молодежи школьного возраста в добровольческую деятельность напрямую зависит от созданной инфраструктуры добровольчества и ее эффективности. В Оренбургской области функционируют 838 общеобразовательных организаций (29 начальных, 228 основных, 581 средних), в данных школах обучается 234,2 тысячи учеников. Доля сельских школ составляет 77,6%, при этом доля обучающихся в них 38,7%; доля городских школ – 22,4%, доля обучающихся – 61,3%.
В школах Оренбургской области ученики могут реализовать свои добровольческие инициативы в детских общественных объединениях, либо точечно в рамках конкурсных или иных мероприятий.
Согласно мониторингу, который ежегодно проводит Оренбургская областная общественная организация «Федерация детских организаций» в регионе действует 841 детское общественное объединение, руководство которыми осуществляют старшие вожатые, вожатые, педагоги-организаторы, заместители директоров по воспитательной работе и учителя-предметники. Опрос представителей педагогического сообщества, курирующих работу детских объединений показал, что на их работе негативно сказывается отсутствие единой нормативно – правовой и методической базы, позволяющей реализовать добровольческие инициативы воспитанников.
Дополнительно ресурсным центром добровольческих и молодежных инициатив ГАУ «Региональное агентство молодежных программ и проектов» была проведена серия интервью со специалистами социально-ориентированных некоммерческих организаций реализующих добровольческие проекты с участием школьников. В рамках интервью специалисты подчеркивали, что в силу отсутствия единых подходов к взаимодействию между школами и НКО, зачастую возникают трудности по вовлечению детей в добровольческие проекты данных организаций.
Также ресурсным центром добровольческих и молодежных инициатив ГАУ «Региональное агентство молодежных программ и проектов» было проведено социологическое исследование на тему «Текущее состояние и потенциал развития добровольческого (волонтерского) движения в общеобразовательных организациях Оренбургской области» возраст респондентов 14–18 лет, количество респондентов 3274 чел. В ходе исследования участникам был задан вопрос о препятствиях, которые, по их мнению, больше всего мешают молодым людям заниматься добровольческой (волонтерской) деятельностью, ответы касавшиеся инфраструктуры добровольчества распределились следующим образом: отсутствие опыта подобной деятельности (26,5%), отсутствие организаций поблизости, которые бы занимались подобной деятельностью (25,5%) и отсутствие информации о возможности заниматься такой деятельностью (23,3%).
Обобщая полученные вышеуказанные данные, проблему можно описать как отсутствие общих подходов к формированию инфраструктуры добровольчества и неравномерность ее развития в школах Оренбургской области.
К инфраструктуре школьного добровольчества в первую очередь необходимо отнести – систему методического сопровождения, нормативно-правовую базу, систему мотивации добровольцев, механизмы информационного сопровождения, механизмы доступа к партнерской базе, а также систему повышения квалификации организаторов школьного добровольчества.
Целевой аудиторией инфраструктуры развития добровольчества являются школьники в возрасте от 8 до 17 лет потенциально готовые включиться в реализацию добровольческих инициатив. Для данной аудитории важно наличие инфраструктуры добровольчества в школах, для эффективного раскрытия собственного потенциала, через добровольческую деятельность. Численность целевой аудитории составляет не менее 200 тысяч человек.
С целью создания условий для решения описанной проблемы в 2023 году в Оренбургской области была реализована практика развитие инфраструктуры поддержки добровольчества «Развитие сети школьных добровольческих (волонтерских) центров в Оренбургской области».
По итогам реализации данной практики была существенно трансформирована нормативно-правовая база, регламентирующая развитие школьного добровольчества в 246 общеобразовательных организациях Оренбуржья. В данных учреждениях утверждены нормативные документы, назначены ответственные сотрудники, курирующие данное направление.
Основам поддержки и организации добровольческой деятельности на базе школ обучены специалисты, их дальнейшая работа подкреплена наличием методических рекомендаций и созданием единого информационного пространства, в рамках которого будут обсуждаться вызовы и успешные алгоритмы их решения.
Руководители школьных добровольческих (волонтерских) центров узнали о деятельности общественных организаций, реализующих добровольческие программы и проекты с участием несовершеннолетних, что в будущем позволило им наладить механизм взаимодействия между ними и использовать ресурсы для совместной деятельности в целях развития добровольчества в школьной среде.
Для руководителей школьных волонтерских центров были проведены индивидуальные консультации по реализации дорожных карт, по реализации выстраивания отношений с партнерами.
Все это позволило вовлечь в добровольческую деятельность 40 000 школьников в возрасте от 8 до 18 лет, что составляет 17% от всех школьников региона.