Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Разработка основных направлений муниципальной молодежной политики (на примере ра...

Разработка основных направлений муниципальной молодежной политики (на примере развития инфраструктуры добровольчества в общеобразовательных организациях Оренбургской области)

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

добровольчество
инфраструктура добровольчества
молодежная политика

Аннотация статьи

Цель данной статьи показать зависимость вовлеченности молодежи школьного возраста в добровольческую деятельность от созданной инфраструктуры добровольчества и ее эффективности в рамках реализации муниципальной молодежной политики.

Текст статьи

Вовлеченность молодежи школьного возраста в добровольческую деятельность напрямую зависит от созданной инфраструктуры добровольчества и ее эффективности. В Оренбургской области функционируют 838 общеобразовательных организаций (29 начальных, 228 основных, 581 средних), в данных школах обучается 234,2 тысячи учеников. Доля сельских школ составляет 77,6%, при этом доля обучающихся в них 38,7%; доля городских школ – 22,4%, доля обучающихся – 61,3%.

В школах Оренбургской области ученики могут реализовать свои добровольческие инициативы в детских общественных объединениях, либо точечно в рамках конкурсных или иных мероприятий.

Согласно мониторингу, который ежегодно проводит Оренбургская областная общественная организация «Федерация детских организаций» в регионе действует 841 детское общественное объединение, руководство которыми осуществляют старшие вожатые, вожатые, педагоги-организаторы, заместители директоров по воспитательной работе и учителя-предметники. Опрос представителей педагогического сообщества, курирующих работу детских объединений показал, что на их работе негативно сказывается отсутствие единой нормативно – правовой и методической базы, позволяющей реализовать добровольческие инициативы воспитанников.

Дополнительно ресурсным центром добровольческих и молодежных инициатив ГАУ «Региональное агентство молодежных программ и проектов» была проведена серия интервью со специалистами социально-ориентированных некоммерческих организаций реализующих добровольческие проекты с участием школьников. В рамках интервью специалисты подчеркивали, что в силу отсутствия единых подходов к взаимодействию между школами и НКО, зачастую возникают трудности по вовлечению детей в добровольческие проекты данных организаций.

Также ресурсным центром добровольческих и молодежных инициатив ГАУ «Региональное агентство молодежных программ и проектов» было проведено социологическое исследование на тему «Текущее состояние и потенциал развития добровольческого (волонтерского) движения в общеобразовательных организациях Оренбургской области» возраст респондентов 14–18 лет, количество респондентов 3274 чел. В ходе исследования участникам был задан вопрос о препятствиях, которые, по их мнению, больше всего мешают молодым людям заниматься добровольческой (волонтерской) деятельностью, ответы касавшиеся инфраструктуры добровольчества распределились следующим образом: отсутствие опыта подобной деятельности (26,5%), отсутствие организаций поблизости, которые бы занимались подобной деятельностью (25,5%) и отсутствие информации о возможности заниматься такой деятельностью (23,3%).

Обобщая полученные вышеуказанные данные, проблему можно описать как отсутствие общих подходов к формированию инфраструктуры добровольчества и неравномерность ее развития в школах Оренбургской области.

К инфраструктуре школьного добровольчества в первую очередь необходимо отнести – систему методического сопровождения, нормативно-правовую базу, систему мотивации добровольцев, механизмы информационного сопровождения, механизмы доступа к партнерской базе, а также систему повышения квалификации организаторов школьного добровольчества.

Целевой аудиторией инфраструктуры развития добровольчества являются школьники в возрасте от 8 до 17 лет потенциально готовые включиться в реализацию добровольческих инициатив. Для данной аудитории важно наличие инфраструктуры добровольчества в школах, для эффективного раскрытия собственного потенциала, через добровольческую деятельность. Численность целевой аудитории составляет не менее 200 тысяч человек.

С целью создания условий для решения описанной проблемы в 2023 году в Оренбургской области была реализована практика развитие инфраструктуры поддержки добровольчества «Развитие сети школьных добровольческих (волонтерских) центров в Оренбургской области».

По итогам реализации данной практики была существенно трансформирована нормативно-правовая база, регламентирующая развитие школьного добровольчества в 246 общеобразовательных организациях Оренбуржья. В данных учреждениях утверждены нормативные документы, назначены ответственные сотрудники, курирующие данное направление.

Основам поддержки и организации добровольческой деятельности на базе школ обучены специалисты, их дальнейшая работа подкреплена наличием методических рекомендаций и созданием единого информационного пространства, в рамках которого будут обсуждаться вызовы и успешные алгоритмы их решения.

Руководители школьных добровольческих (волонтерских) центров узнали о деятельности общественных организаций, реализующих добровольческие программы и проекты с участием несовершеннолетних, что в будущем позволило им наладить механизм взаимодействия между ними и использовать ресурсы для совместной деятельности в целях развития добровольчества в школьной среде.

Для руководителей школьных волонтерских центров были проведены индивидуальные консультации по реализации дорожных карт, по реализации выстраивания отношений с партнерами.

Все это позволило вовлечь в добровольческую деятельность 40 000 школьников в возрасте от 8 до 18 лет, что составляет 17% от всех школьников региона.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
  2. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2019 № 657-пп «Об утверждении межведомственной программы «Развитие добровольчества (волонтерства) в Оренбургской области» на 2019–2024 годы».
  3. Указ Губернатора Оренбургской области от 16.05.2018 № 269-ук «О координационном совете по вопросам добровольчества (волонтерства) при Губернаторе Оренбургской области».
  4. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО: учебник / А.П. Метелев, Ю.С. Белановский, Н.И. Горлова и др.; отв. ред. И.В. Мерсиянова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 456 с.: ил. – 1000 экз. – ISBN 978‐5‐7598‐2634‐7 (в пер.). – ISBN 978‐5‐7598‐2435-0 (e-book).
  5. Аналитический отчет о результатах социологического исследования в рамках реализации практик поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) «Регион добрых дел» ООО Исследовательская компания «Лидер», Оренбург 2023.

Поделиться

766

Каюмов Д. И. Разработка основных направлений муниципальной молодежной политики (на примере развития инфраструктуры добровольчества в общеобразовательных организациях Оренбургской области) // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.III.С. 12-14. URL: https://apni.ru/article/9484-razrabotka-osnovnyh-napravlenij-municipalnoj-molodezhnoj-politiki-na-primere-razvitiya-infrastruktury-dobrovolchestva-v-obsheobrazovatelnyh-organizaciyah-orenburgskoj-oblasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря