Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности младших...

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности младших школьников с ОНР III уровня

Рубрика

Психология

Ключевые слова

коммуникативная компетентность
речевое развитие
психолого-педагогические условия
программа развития
младшие школьники
общее нарушение речи
игровое и деловое общение
эмоциональное отношение
лидерство
сотрудничество
взаимодействие
конструктивное поведение
опросник-методика
анализ эффективности

Аннотация статьи

В статье рассматривается развитие коммуникативной компетентности у детей с речевыми нарушениями. Автор анализирует результаты апробации программы развития коммуникативной компетентности у младших школьников с общим нарушением речи 2 и 3 уровня. Программа основана на соблюдении определённых психолого-педагогических условий, таких как формирование умения выстраивать положительное и доброжелательное отношение со сверстниками и взрослыми, развитие конструктивного поведения и бесконфликтного общения, лидерских качеств и сотрудничества.

Текст статьи

Развитие коммуникативной компетентности является ключевым фактором успешного социально-коммуникативного развития детей, обеспечивает результативность коммуникативного взаимодействия [3, с. 45-49]. Особенно это актуально для группы детей с речевыми нарушениями, у которых без целенаправленной помощи взрослого коммуникационная сфера развивается с особой спецификой [2].

Определение психолого-педагогических условий развития коммуникативной компетентности детей с нарушениями речевого развития также представляется необходимым для решения проблемы формирования и развития коммуникативной компетентности детей с нарушениями речевого развития [1, с. 47-52; 4, с. 67-87; 5, с. 45-49].

В данной статье представлены результаты апробации программы развития коммуникативной компетентности младших школьников с общим нарушением речи 2, 3 уровня, в которой соблюдаются следующие психолого-педагогические условия ее эффективности:

  1. Формирование умения выстраивать положительное и доброжелательное отношение со сверстниками и взрослыми;
  2. Формирование конструктивного поведения и без конфликтного общения;
  3. Развитие лидерских качеств, смелости и уверенности в себе, у детей с ОНР;
  4. Развитие совместного сотрудничества и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с ОНР со сверстниками и взрослыми.

В качестве методов исследования использован критерии Вилкоксона, опросник-методика «Незавершённые предложения» (У. Шутц).

В исследовании приняли участие 15 детей 7–8 лет, состояние речевой функции которых квалифицировалось ПМПК как «общее недоразвитие речи» (2, 3 уровень), учащиеся ГБОУ Казанская школа № 61 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ эффективности программы показал следующее.

Обнаружено различие в игровом и деловом мотивах общения, деловой стал более выражен (p≤0,05), тогда как выраженность игрового мотива снизилась(p≤0,05).

Таким образом, общение со сверстниками стало побуждаться потребностью в сотрудничестве – обращение за помощью, согласовании своих действий с действиями других детей, появляются общие интересы среди сверстников. Данный результат подтверждает эффективность программы формирования коммуникативной компетентности.

Различия нами обнаружены в эмоциональном отношении (p≤0,01), при общении детей с речевыми проблемами, до и после реализации программы формирования коммуникативной компетентности: положительное отношение к сверстникам стало преобладать над отрицательным.

Круг общения стал ближе к широкому(p≤0,01). Это показывает эффективность работы над развитием социальных навыков и поддержки общения у детей для того, чтобы помочь им расширить свой круг общения и улучшить социальные взаимодействия с другими детьми.

Значимые различия не обнаруживаются в отношении к лидерству, при этом средние баллы указывают на доминирование положительного отношения вместо отрицательного. Тот факт, что дети пользуются положительным отношением к лидерству, означает, что они готовы брать на себя ответственность к лидерской роли в группе и чаще находят конструктивные решения.

Значимые различия не выявлены, однако по средним баллам видно, что взаимодействие стало больше характеризоваться автономией, чем подчинением. Дети стали учиться конструктивно реагировать и проявлять самостоятельность, независимость в отношениях со сверстниками при взаимодействии.

Характер поведения в случае отвержения у детей с ОНР изменился после реализации программы формирования коммуникативной компетентности (p≤0,001). Изначально преобладало поведение в случае отвержения не конструктивным способом, дети реагировали негативно в случае отвержения сверстниками, не были способны выходить из проблемных ситуаций, были склонны обижаться, могли уйти, либо пожаловаться. После реализации программы коммуникативной компетентности ситуация выглядит иначе, дети проявляют конструктивное поведение при отвержении, они умеют эффективно реагировать и находить решения в таких ситуациях, проявляют конструктивное поведение и умеют находить адекватные решения в ситуациях отвержения. Это подчеркивает важность работы над развитием социальных навыков и поддержки эмоциональной сферы у детей с ОНР, чтобы помочь им более успешно справляться с трудностями и легко адаптироваться в социуме.

Степень активности в общении детей с ОНР стала выше(p≤0,001). Они стали способны занимать активную позицию в общении. Это может быть связано с уровнем уверенности в себе и коммуникативными навыками.

Значимые различия не выявлены в особенностях взаимодействия со взрослым.

Можно сделать вывод о том, что соблюдение обозначенных психолого-педагогических условий позволяет улучшить собственную коммуникативную компетентность у детей с ОНР.

Дети стали общаться не только на игровом уровне, но и на познавательном и деловом уровне. Познание и цель активно включились в их мотивы общения.

Анализ полученных данных показал, что дети после проведения коррекционной работы испытывают меньшее количество коммуникативных трудностей по всем характеристикам. Дети с нарушениями речи третьего уровня стали испытывать меньше трудностей в проявлении эмпатии, стали более ориентированы на сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками, в том числе в ситуациях отвержения. Отношение к совместной деятельности старших дошкольников с ОНР 3 уровня стало более эмоциональным в аспекте удовольствия от сотрудничества, стало преобладать общее положительное отношение к сверстникам. Во взаимоотношениях со взрослым дети стали более ориентированы на сотрудничество и меньше проявляют сопротивление во взаимоотношениях со взрослым.

Одним из основных показателей эффективности программы коррекции уровня коммуникативной компетентности младших школьников с ОНР 3 уровня является широта круга общения. Если до реализации программы преобладали дети, имеющие узкий круг общения, то после ее реализации процентное соотношение детей с широким и узким кругом общения стало одинаковым.

В ходе реализации коррекционно-развивающей изменилось восприятие лидерства у младших школьников с ОНР 3 уровня.

В целом дети стали более автономны, если до коррекционных воздействий преобладали дети со склонностью к подчинению, следованию за другими, то после коррекционных воздействий процентное распределение детей с автономией и подчинением стало равным, то есть возросло число детей с автономным поведением. То же самое можно сказать о таком параметре как позиция в общении. Эффективность коррекционных воздействий проявилась в том, что большее число детей стало проявлять активную позицию в общении.

 Полученные результаты подчеркивают значимость, необходимость поддержки и помощи детям с ОНР в развитии навыков коммуникации и социальных взаимодействий, чтобы улучшить их межличностное отношение и интеграцию в обществе.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование, 2017. С. 47-52.
  2. Дмитриева Е.Е. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская // М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. – 136 с.
  3. Ерышева Н.А. Коммуникативное поведение первоклассников с общим недоразвитием речи как фактор их социализации // Научный журнал Курского государственного университета, 2011. – С. 45-49.
  4. Зайцев И.С. Актуальные вопросы диагностики и коррекции нарушений речи // Территория науки, 2015. С. 67-87.
  5. Зимняя И.А. Коммуникативная компетентность: психологическая характеристика / И.А. Зимняя // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т.1 – М.: Российское психологическое общество, 2012. – С. 45-49.

Поделиться

819

Иванов М. Д. Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности младших школьников с ОНР III уровня // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.III.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/9489-psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-kommunikativnoj-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-s-onr-iii-urovnya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря