Развитие государства напрямую зависит от эффективности работы государственных органов и, следовательно, от способности государственных и муниципальных служащих принимать непосредственное участие в формировании и реализации государственной политики.
Многофакторная система мотивации государственных служащих – это система, включающая в себя стимулы и мотивацию, направленные на повышение эффективности и удовлетворенности государственных служащих рабочими процессами. Многие исследователи в этой области отмечают сложность и многоуровневый характер таких систем, включающих как материальные стимулы (заработная плата, премии, социальные выплаты), так и нематериальные стимулы (признание, возможность профессионального и карьерного роста, обучения и развития, участие в принятии важных решений и т.д.) (рис. 1).
Система служебной мотивации призвана стимулировать эффективную работу государственных служащих и повышать ее привлекательность.
Особенности мотивации государственных служащих связаны со спецификой их работы. Механизм мотивации в государственных органах основан в первую очередь на административно-командных стимулах, связанных с четким регулированием работы государственных служащих, представляющих собой сложную систему социально-экономических отношений между государственными служащими.
Рис. 1. Виды мотивации государственных гражданских служащих. Источник: [Составлено автором]
Интенсивность мотивации состоит из силы мотива и интенсивности актуальной ситуации (рис. 2).
Рис. 2. Структура мотивации. Источник: [Составлено автором]
Не вызывает сомнений тот факт, что уровень мотивации госслужащих недостаточен и это становится существенным препятствием в их профессиональной деятельности.
В то же время мировой опыт содержит интересные и полезные материалы для решения некоторых проблем в этой области.
Изучая зарубежный опыт мотивации государственных служащих, можно отметить, что основными направлениями, стимулирующими работу чиновников, являются повышение их квалификации, а также получение и совершенствование специальных компетенций.
Такие способы мотивации характерны для Японии, Китая, США и ряда европейских стран.
В этих странах относительно стабильная государственная система, заработная плата государственных служащих вполне сопоставима со средней заработной платой специалиста из частного сектора экономики, занимающего должность на аналогичном уровне.
Большое значение в стимулировании труда государственных служащих большое значение уделяется в Японии. Кроме того, что госслужащие имеют социальные гарантии, их мотивация проводится двумя способами: во-первых, это пособия, а во-вторых, это непроизводственные премии. К пособиям относят транспортные, семейные, региональные пособия. Существуют пособия на ведение хозяйства, пособия за особые условия труда и пр.
Германия придерживается этических принципов для стимулирования труда государственных служащих, в этой стране также действует семейное пособие.
Следует отметить, что мотивация к профессиональной самореализации в Германии возникает уже на этапе обучения будущих специалистов, в программе обучения государственных служащих упор делается не только на передачу определенных знаний, но и на формирование конкретных идей и действий должностных лиц соответствующего ранга, о престиже профессии.
Великобританию отличает децентрализованная система поощрений и мотивации для работы государственных служащих. В Великобритании сложилась практика, когда руководитель государственного учреждения отвечает за все вопросы, связанные с кадровой политикой, и уровень выплаты денежного вознаграждения и поощрений во многом зависит от сферы применения труда государственного служащего и сферы его деятельности.
Для многих стран характерна смешанная система мотивации и стимулирования. Смешанные системы получили в мире наибольшее распространение и практикуются также в Италии, Нидерландах, Канаде, Швеции, Финляндии, Дании, Ирландии и других странах.
Также можно отметить, что централизованные системы развиты в Испании, Португалии, Индии, арабских странах, Бразилии, Аргентине, ЮАР и ряде других стран. [3]
Одной из наиболее эффективных и продуманных систем повышения квалификации и переподготовки государственные служащих является система, разработанная во Франции. Для повышения квалификации и переподготовки сотрудников сформирована сеть специальных учебных заведений. Наиболее важной из них является Национальная школа менеджмента, которая готовит государственных и муниципальных служащих высшей категории.
В каждом ведомственном департаменте в США существует своя система оценки эффективности работы сотрудников, которая определяется исходя из миссии учреждения, его целей и задач, а также официальных полномочий сотрудника. Полученная оценка влияет на вознаграждение сотрудника, перспективы его профессионального роста и развития.
Таким образом, система аккредитации, повышения квалификации переподготовки государственных служащих выступает важнейшим стимулом для роста и повышения уровня востребованных знаний, навыков и умений в соответствии с должностным статусом и профессиональными обязанностями. Зарубежный опыт государственного и муниципального управления показывает, что в этой сфере используются различные методы мотивации, эффективность которых определяется историческими условиями развития системы, текущим состоянием и национальными особенностями.
Так или иначе, изучение и обобщение зарубежного опыта позволяет получить представление о методах мотивации государственных служащих, которые наиболее часто и эффективно используются.