Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Зарубежный опыт мотивации государственных гражданских служащих

Зарубежный опыт мотивации государственных гражданских служащих

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

мотивация
государственная гражданская служба
эффективность зарубежный опыт
стимулирование

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу зарубежных систем мотивации государственных служащих. Выявляются их ключевые преимущества, которые следует применить в национальной практике с целью повышения эффективности деятельности государственных гражданских служащих в Российской Федерации.

Текст статьи

Развитие государства напрямую зависит от эффективности работы государственных органов и, следовательно, от способности государственных и муниципальных служащих принимать непосредственное участие в формировании и реализации государственной политики.

Многофакторная система мотивации государственных служащих – это система, включающая в себя стимулы и мотивацию, направленные на повышение эффективности и удовлетворенности государственных служащих рабочими процессами. Многие исследователи в этой области отмечают сложность и многоуровневый характер таких систем, включающих как материальные стимулы (заработная плата, премии, социальные выплаты), так и нематериальные стимулы (признание, возможность профессионального и карьерного роста, обучения и развития, участие в принятии важных решений и т.д.) (рис. 1).

Система служебной мотивации призвана стимулировать эффективную работу государственных служащих и повышать ее привлекательность.

Особенности мотивации государственных служащих связаны со спецификой их работы. Механизм мотивации в государственных органах основан в первую очередь на административно-командных стимулах, связанных с четким регулированием работы государственных служащих, представляющих собой сложную систему социально-экономических отношений между государственными служащими.

Рисунок1.png

Рис. 1. Виды мотивации государственных гражданских служащих. Источник: [Составлено автором]

Интенсивность мотивации состоит из силы мотива и интенсивности актуальной ситуации (рис. 2).

Рисунок2.png

Рис. 2. Структура мотивации. Источник: [Составлено автором]

Не вызывает сомнений тот факт, что уровень мотивации госслужащих недостаточен и это становится существенным препятствием в их профессиональной деятельности.

В то же время мировой опыт содержит интересные и полезные материалы для решения некоторых проблем в этой области.

Изучая зарубежный опыт мотивации государственных служащих, можно отметить, что основными направлениями, стимулирующими работу чиновников, являются повышение их квалификации, а также получение и совершенствование специальных компетенций. 

Такие способы мотивации характерны для Японии, Китая, США и ряда европейских стран.

В этих странах относительно стабильная государственная система, заработная плата государственных служащих вполне сопоставима со средней заработной платой специалиста из частного сектора экономики, занимающего должность на аналогичном уровне.

Большое значение в стимулировании труда государственных служащих большое значение уделяется в Японии. Кроме того, что госслужащие имеют социальные гарантии, их мотивация проводится двумя способами: во-первых, это пособия, а во-вторых, это непроизводственные премии. К пособиям относят транспортные, семейные, региональные пособия. Существуют пособия на ведение хозяйства, пособия за особые условия труда и пр.

Германия придерживается этических принципов для стимулирования труда государственных служащих, в этой стране также действует семейное пособие.

Следует отметить, что мотивация к профессиональной самореализации в Германии возникает уже на этапе обучения будущих специалистов, в программе обучения государственных служащих упор делается не только на передачу определенных знаний, но и на формирование конкретных идей и действий должностных лиц соответствующего ранга, о престиже профессии.

Великобританию отличает децентрализованная система поощрений и мотивации для работы государственных служащих. В Великобритании сложилась практика, когда руководитель государственного учреждения отвечает за все вопросы, связанные с кадровой политикой, и уровень выплаты денежного вознаграждения и поощрений во многом зависит от сферы применения труда государственного служащего и сферы его деятельности.

Для многих стран характерна смешанная система мотивации и стимулирования. Смешанные системы получили в мире наибольшее распространение и практикуются также в Италии, Нидерландах, Канаде, Швеции, Финляндии, Дании, Ирландии и других странах.

Также можно отметить, что централизованные системы развиты в Испании, Португалии, Индии, арабских странах, Бразилии, Аргентине, ЮАР и ряде других стран. [3]

Одной из наиболее эффективных и продуманных систем повышения квалификации и переподготовки государственные служащих является система, разработанная во Франции. Для повышения квалификации и переподготовки сотрудников сформирована сеть специальных учебных заведений. Наиболее важной из них является Национальная школа менеджмента, которая готовит государственных и муниципальных служащих высшей категории.

В каждом ведомственном департаменте в США существует своя система оценки эффективности работы сотрудников, которая определяется исходя из миссии учреждения, его целей и задач, а также официальных полномочий сотрудника. Полученная оценка влияет на вознаграждение сотрудника, перспективы его профессионального роста и развития.

Таким образом, система аккредитации, повышения квалификации переподготовки государственных служащих выступает важнейшим стимулом для роста и повышения уровня востребованных знаний, навыков и умений в соответствии с должностным статусом и профессиональными обязанностями. Зарубежный опыт государственного и муниципального управления показывает, что в этой сфере используются различные методы мотивации, эффективность которых определяется историческими условиями развития системы, текущим состоянием и национальными особенностями. 

Так или иначе, изучение и обобщение зарубежного опыта позволяет получить представление о методах мотивации государственных служащих, которые наиболее часто и эффективно используются.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  2. Закон Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области» (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 7 декабря 2005 года) (с изменениями и дополнениями).
  3. [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-motivatsii-professionalnoy-deyatelnosti-gosudarstvennyh-sluzhaschih 
  4. [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: сайт https://orenburg-gov.ru/ (дата обращения: 31.05.2024).

Поделиться

303

Самохина Т. А. Зарубежный опыт мотивации государственных гражданских служащих // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.III.С. 33-35. URL: https://apni.ru/article/9492-zarubezhnyj-opyt-motivacii-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhashih

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа