Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Теоретико-прикладные аспекты института президентства

Теоретико-прикладные аспекты института президентства

Рубрика

Политология

Ключевые слова

институт
президентство
глава государства
политика

Аннотация статьи

В статье рассмотрена сущность института президента, его интерпретация в различных политических и правовых системах.

Текст статьи

В 21 веке во многих странах мира существует организованное правительство (исполнительный орган). Правительство добивается создания государства всеобщего благосостояния, которое заботится о благосостоянии своих граждан наряду с общим развитием страны. Существенным моментом, однако, является то, что для осуществления этих видов деятельности и функций, каким бы ни был их диапазон, для страны становится важным создать определенные основные органы или инструменты, которые действуют от ее имени и посредством которых государство может функционировать и работать.

Президент – это лидер организации, компании, сообщества, клуба, союза, университета, страны, подразделения или части любого из них или вообще чего-либо еще. Этимологически президент – это тот, кто председательствует [2, с. 44].

Первоначально этот термин относился к председателю церемонии или собрания, но сегодня он чаще относится к должностному лицу. Помимо прочего, «президент» сегодня является общим титулом для глав государств большинства республик, независимо от того, избираются ли они всенародно, законодательным органом или специальной коллегией выборщиков.

Главу государства часто считают церемониальным или символическим лидером своей страны, ответственным за представление нации как на внутренней, так и на международной арене. Во многих странах глава государства является главнокомандующим вооруженными силами, что означает, что он контролирует военные операции и решения, касающиеся войны и мира.

В политике президент обычно является выборным должностным лицом, которое возглавляет республику или страну, управляемую народом. Сейчас в деловом мире президент является основным членом организации, такой как корпорация или учреждение. В обязанности этого президента входит руководство деятельностью организации и проведение ее политики.

Президент – выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления, избираемый на установленный (например, конституцией) срок с ограниченной законом властью. Исполнительной властью здесь является президент, который может наложить вето на акты или законы, принятые парламентом (законодательным органом) [1, с. 29].

В США создание поста президента было одним из великих достижений Конституционного собрания, собравшегося в Филадельфии в 1787 году. Хотя споры между большими и малыми штатами относительно их представительства в Конгрессе были первоочередной задачей, делегаты не стали долго медлить поднимая тему исполнительной власти. Без колебаний они назвали президента, которого они назначили. Конституция называет президентом председателя Сената, но сегодня считается, что это звание принадлежит только главе исполнительной власти Соединенных Штатов. Слово «президентство», обозначающее должность президента, было распространено уже в 1800 году.

Должность президента уже давно была знакома американцам; его использовали в колониях, а затем и в штатах для обозначения главы исполнительной власти или главного магистрата, как его часто называли. Однако к 1800 году во всех штатах титул президента уступил место титулу губернатора. Не казалось примечательным, что с Первого Континентального Конгресса в 1774 году до последней сессии Второго Конгресса в 1789 году председателем был «Президент Конгресса», а согласно Статьям Конфедерации с 1781 года – «Президент Соединённых Штатов в Конгресс собрался». За эти пятнадцать лет этот титул носили четырнадцать мужчин, поскольку срок службы был установлен в один год. Пожалуй, самым запоминающимся из этих первых президентов является Джон Хэнкок, чья знаменитая подпись является украшением Декларации независимости. Однако все они были всего лишь инструментами конгрессов, которые их избрали. Хотя они брали на себя различные административные обязанности, поскольку не было другого органа, способного их выполнять, их полномочия не были определены; как делегаты Конгресса они просто были первыми среди равных. Идея разделения власти между исполнительной и законодательной властью еще не появилась на американском политическом горизонте [3, с. 12].

Функции, которые должны выполнять эти органы, требуют определенных полномочий, санкций или закона, что приводит к необходимости конституционного закона или конституции, определяющей функции, полномочия и структуру различных органов, через которые действуют государства. Конституционные структуры во многих странах принимают различные формы.

Демократия обычно принимает две формы, т. е. парламентскую и президентскую системы. В президентской системе глава правительства является главой исполнительной власти, который избирается прямым голосованием народа, и исполнительная власть не несет ответственности перед законодательной властью. Оба органа являются отдельными, в отличие от парламентской системы, где исполнительная власть ответственна перед законодательной. Все органы государственной власти, то есть законодательная, исполнительная и судебная власти, функционируют отдельно друг от друга и конституционно независимы. Главой правительства является президент, который отвечает за соблюдение законов. Эта система основана Америкой и является прекрасным примером этой системы.

Анализируя сложившиеся в мире подходы к институту президентства, можно выделить основные признаки, присущие президентам практически всех государств:

  • является выборным должностным лицом;
  • выполняет функции главы государства;
  • является главой исполнительной ветви власти, либо участвует в выработке решений исполнительной власти, инициирует принятие законов роль арбитра в системе органов власти;
  • не подчинён и не зависит от других государственных органов;
  • обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством и не нарушать законы;
  • обладает большим политическим влиянием, осуществляя верховное руководство текущими политическими делами государства.

Разделение власти между исполнительной и законодательной властью может иногда приводить в тупик между этими ветвями по любому вопросу. Особенно, когда в законодательном органе не доминирует политическая партия президента, может наблюдаться много стычек, что приводит к неэффективности и пустой трате времени. Этот политический тупик задерживает принятие политики, и электорат, ожидавший быстрых изменений политики, может переключиться на другие партии на следующих выборах. Критики также утверждают, что в таких тупиковых случаях президентская система не в состоянии обеспечить большую подотчетность своим гражданам, как в парламентской системе. Это потому, что Законодательному собранию и президенту легче переложить вину друг на друга.

Фиксированный срок полномочий президента приносит стабильность, которая ведет к жесткости. Это делает систему более жесткой. Становится трудно сместить президента, даже если люди недовольны работой, проводимой им или его партией [1, с. 29].

В парламентской системе исполнительная власть является частью законодательной власти, и обычно партия большинства имеет оплот в парламенте, что облегчает принятие и реализацию законов и политики. В парламентской системе мы видим намного больше координации, чем в президентской, поскольку органы государственной власти строго отделены друг от друга. Возможность споров и конфликтов снижается, поскольку партия имеет большинство в нижней палате.

Парламентская форма правления также известна как «ответственное правительство». В законодательном органе все остальные члены поднимают вопросы, представляющие общественный интерес и национальное значение. В рамках этого процесса могут осуществляться проверки деятельности правительства.

Оппозиция должна быть достаточно сильной, чтобы указывать на ошибки и неэффективность правящей власти, что делает партию большинства подотчетной и, следовательно, ответственной за свои обязанности и действия в целом.

Во многих странах мира живут люди разного происхождения, культуры, религии, расы и пола. Парламентская система лучше всего подходит для размещения всех этих разнообразных групп, поскольку каждая группа представлена в законодательном органе. В этом случае интересы и потребности различных групп могут быть обсуждены на большой площадке, и решение может быть найдено более эффективно. Премьер-министра можно очень легко отстранить от власти по сравнению с президентской системой, в которой президент обычно служит весь срок и может быть заменен только путем импичмента и недееспособности, что требует много времени. Если требования, обещанные правящей партией перед выборами, не будут выполнены, парламент может вынести вотум недоверия и сменить правительство.

В президентской системе мы видим концентрацию власти в первую очередь у президента. Он имеет право выбирать членов кабинета. С другой стороны, в парламентской практике власть разделена между советом министров, и правящая партия не становится всемогущей, правительство может уйти в отставку, если против них будет вынесен вотум недоверия.

В целом, оценивая степень разработанности проблемы института президентства в научной литературе, следует отметить, что в таких странах, как США и Франция, уровень анализа этого политического института достаточно высок. Однако в современной литературе уделяется мало внимания проведению сравнительного анализа статуса и объема полномочий Президента при различных системах правления.

Список литературы

  1. Прокофьев В.Н. Институт президентства и эффективность взаимодействия государственных органов // Государственная служба. – 2019. – № 2 (106). – С. 29.
  2. Хоружий В.В. Институт президентства в современной России: основные тенденции развития // Отечественная юриспруденция. 2019. № 5 (19). С. 44.
  3. Яшкова Т.А. Определение и содержание термина «Институт президентства» // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2019. – № 16. – С. 12.

Поделиться

240

Подлесных Д. А. Теоретико-прикладные аспекты института президентства // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.II.С. 35-37. URL: https://apni.ru/article/9494-teoretiko-prikladnye-aspekty-instituta-prezidentstva

Похожие статьи

Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа