Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Проблема интернет-зависимости у детей и подростков

Проблема интернет-зависимости у детей и подростков

Автор(-ы):

Миндигалеева Альбина Рафкатовна

31 мая 2024

Научный руководитель

Савченков Алексей Викторович

Секция

Психология

Ключевые слова

интернет-зависимость
причины
скрытые признаки
отличие зависимости от увлечения
алгоритм действий для родителей

Аннотация статьи

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема интернет зависимого поведения детей и подростков. Раскрываются причины интернет-зависимости, последствия и решения.

Текст статьи

Проблемы так называемой интернет-зависимости и зависимости от компьютерных игр становятся все более актуальными.

Компьютеры и различные переносные устройства сейчас так плотно проникли в нашу жизнь, что процедуру полного отделения от них произвести невозможно. Речь идет скорее о некотором разумном ограничении, как например, в случае с пищевой зависимостью, когда без еды человек долго не протянет, ограничение в приеме пищи используется в качестве борьбы с перееданием.

Ребенку при знакомстве с интернетом требуется наше сопровождение точно так же, как на улице. В интернете много разного, и ребенку точно непросто во всем разобраться. Поэтому подготовке детей нужно уделить особое внимание. Выходя из дому, мы отлично ориентируемся. Переходить улицу научились еще в детстве. Об интернете такого не скажешь. Здесь взрослым значительно сложнее выполнять свои воспитательные функции. И все же ответственность лежит на нас. Если дети предоставлены сами себе и пытаются в одиночку справиться с вызовами окружающей действительности, они не научатся правильно взаимодействовать с миром, равно как и дети, которые подвергаются чрезмерной опеке, чьи родители еще в зачатке устраняют любую проблемную ситуацию. Любая новая технология требует от родителей новых знаний, умений и навыков.

С какого возраста и на каких сайтах вы разрешили бы своему ребенку общаться с друзьями и играть в игры? И насколько долго? Неважно, идет ли речь об интернете или о мире за его пределами, ответы на подобные вопросы зависят от того, насколько хорошо вы сами знаете то или иное место, насколько вы способны оценить, что там происходит. Насколько вы хотели бы знать те места в Сети, где бывают ваши дети? Как хотели бы подготовить их к посещению того или иного сайта [5]?

Причины возникновения зависимостей

Все зависимости, так или иначе, связаны с опытом переживания успеха, умиротворения, покоя либо приятного возбуждения. Важно понять, от какой проблемы ребенок ищет подобный фантомный путь ухода. Чаще всего, это что-то связанное с болью внутри семьи: избыточная требовательность, недостаток уважения, ощущение заброшенности. Бывает так, что в семье предоставляется много свободы при малом числе реальных связей. Или это может быть конфликтная ситуация между взрослыми членами семьи, личная родительская история, которая заставляет быть излишне строгими. В этом случае Интернет и компьютер – средство побега из дома. Причины могут лежать также вовне, в общении со сверстниками, противоположным полом. К сожалению, эту сферу общения родитель не может компенсировать способствующих освоению новых навыков общения [6].

Отличие зависимости от увлечения.

В случае с компьютерной зависимостью крайне важна правильная диагностика. Типичная ошибка – брать в качестве основного критерия диагностики время. Время – это всего лишь дополнительный критерий. Необходимо помнить: если мы имеем дело с зависимостью, то это всегда парадоксальное нанесение вреда самому себе. При диагностике зависимости крайне важно трезво оценить последствия на трех уровнях:

  • Физическом. Например, если ребенок долго не спит, теряет зрение, имеет проблемы с костной системой, но продолжает играть и сидеть за компьютером;
  • Социальном. Если возникают сложности в школе, с окружением, но ребенок ничего не меняет в жизни;
  • Духовном. Когда жизнь ребенка выстраивается только вокруг одного вида деятельности, а все остальные сферы жизни постепенно начинают отмирать.

Если наблюдается парадоксальное саморазрушение на этих уровнях, то мы можем говорить о зависимости. Если же ребенок здоров физически, поддерживает успеваемость в школе, продолжает ходить к друзьям на дни рождения, посещать секции и получать от этого удовольствие, если ваш ребенок может обсуждать что-то, помимо игр и компьютера, то значит, что мы имеем дело с простым увлечением, которое может пугать родителей, но еще не говорит о зависимости [1, с. 48].

Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка?

Проанализируйте время пребывания вашего ребенка в сети. Не пренебрегает ли он своими домашними обязанностями, выполнением домашних заданий, полноценным питанием, сном и прогулками.

Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете.

Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, показать себя.

Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса.

Постарайтесь узнать, несколько важно для ребенка общение в интернете и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.

Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета.

Возможно проявление таких психических симптомов, как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться.

Из числа физических симптомов выделяют головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потерю аппетита и другие [5].

Если вы обнаружили симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Постарайтесь сохранить (вернуть) контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
  2. Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования. Здесь вам помогут специальные программы родительского контроля, ограничивающие время пребывания в Сети.
  3. Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в Сети.
  4. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
  5. Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например, от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
  6. Предложите ребенку заняться чем-либо вместе, постарайтесь его увлечь этими занятиями. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
  7. Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.
  8. В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалистам, занимающимся заболеваниями данного направления [1, с. 48].

Не оставляйте ребенка наедине с его проблемой!

Необходимо помочь ему, несмотря на его возраст (некоторые родители уверены: если ребенку 12–18 лет, то постоянно находиться у компьютера для него естественно, он так общается, и это безопасно для его психического и физического здоровья).

Необходимо помочь ему, несмотря на его достижения в школе (многие думают, что зависимость не является патологической, если у ребенка нет снижения эффективности в образовательной деятельности).

Необходимо помочь ему, потому что это – ваш ребенок!

Болезнь зависимости не проходит сама! Ее течение усугубляется день ото дня, даже если вы этого не замечаете (сравните изменения в поведении ребенка за три месяца, полгода).

Помогите ребенку – измените традиции вашей семьи, устои и правила, время активности, режим прогулок и время, проводимое вместе, разнообразьте увлечения.

Беседуйте, чаще бывайте вместе, искренне радуйтесь совместному времяпровождению и достижениям, победам членов семьи.

Разговаривайте, обсуждайте, общайтесь, и тогда места виртуальному общению, одинокому пребыванию в Сети, за компьютером, не останется [1, с. 48]!

Список литературы

  1. Егоров, А.Ю., Интернет и компьютерная зависимость: что делать родителям? // Не будь зависим. – 2016 – № 2 С. 48.
  2. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/сост. и ред. А.Е. Войскунский. – Москва: Акрополь, 2009, – 279 с.
  3. Килби, Э. Гаджетомания: как не потерять ребенка в виртуальном мире/Элизабет Килби. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 252 с.
  4. Обжорин, А.М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости школьников: учеб. метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации / А.М. Обжорин Челябинск: Информ. -издат. Учеб. метод. центр «Образование», 2011. – 61 с.
  5. Прайс, К. Оторвись от телефона!: как построить здоровые отношения со смартфоном. – Москва Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 229 с.
  6. Улс, Ялда Т. Добавьте в друзья своих детей: путеводитель по воспитанию в цифровую эпоху / Ялда Т. Улс; пер. с англ. А. Нурматова. – Москва: Эксмо, 2019, – 238 с.
  7. Хансен, А. На цифровой игле: влияние гаджетов на наши привычки, мозг, здоровье / Андерс Хансен; Москва РИПОЛ классик, 2020. – 237с.

Поделиться

164

Миндигалеева А. Р. Проблема интернет-зависимости у детей и подростков // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.III.С. 76-78. URL: https://apni.ru/article/9498-problema-internet-zavisimosti-u-detej-i-podrostkov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля