Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Инновационные технологии обучения чтению на уроках английского языка в младших к...

Инновационные технологии обучения чтению на уроках английского языка в младших классах

Автор(-ы):

Микова Арина Александровна

31 мая 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

английский язык
чтение
иноязычное чтение
читательский навык
инновационные технологии
методика обучения чтению
методы и приемы

Аннотация статьи

В современном образовании и в жизни в целом невозможно обойтись без навыка чтения. Одна из целей чтения – развитие личности и активности каждого учащегося в образовательном процессе.

В обучении английскому языку чтение является основой. После освоения читательского навыка учащиеся с легкостью осваивают остальные виды речевой деятельности. Обучение чтению способствует всестороннему совершенствованию учащегося.

В статье описаны современные методики обучения чтению на уроках английского языка в начальных классах, которые позволяют увеличить и обогатить уровень знаний учащихся.

Текст статьи

В наше время необходимость владения английским языком является необходимым навыком современного человека. Обучение иностранным языкам в школе готовит учащихся к применению языковой коммуникативной компетенции в реальной жизни. Вводятся наиболее эффективные методики и средства обучения, благодаря которым, учащиеся легче вовлекаются в учебный процесс.

Чтение является универсальным видом речевой деятельности, так как позволяет получать новые знания, совершенствовать лексическую, грамматическую стороны речи, расширяет лингвострановедческий и культуроведческий кругозор. Особенно большим потенциалом в этой связи обладает чтение на иностранном языке. Именно тексты являются основным источником иноязычной информации, а чтение, в свою очередь, ведущим видом речевой деятельности, позволяющим совершенствовать другие не менее важные виды речевой деятельности.

Рассмотрим значения термина чтение. Этот навык изучается на протяжении многих лет для того, чтобы разработать эффективные методические материалы для обучения.

Известный психолог А. Н. Леонтьев характеризует процесс чтения как один из видов речевой деятельности наряду со слушанием, говорением и письмом [6].

В словаре методических терминов Э. Г. Азимов и АН. Щукин определяют чтение как один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста [1].

Техника чтения как основного вида речевой деятельности должна быть сформирована на начальном этапе изучения иностранного языка.

Техника чтения – это навыки и умения чтения, которые обеспечивают перцептивную переработку письменного текста, перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы – восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениям [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт в контексте овладения смысловым иноязычным чтением учащимися предъявляет следующие требования:

  • читать вслух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию; 
  • читать про себя и понимать основное содержание учебных и адаптированных аутентичных текстов объемом до 160 слов, содержащих отдельные незнакомые слова, не препятствующие решению коммуникативной задачи; определять тему, главную мысль, назначение текста, извлекать из прочитанного текста запрашиваемую информацию фактического характера (в пределах изученного) [8].

Следует отметить, что на начальных этапах изучения языка чтение вслух занимает главное место.

Так, выделяют три метода обучения чтению:

  1. Звуковой метод, согласно которому учащиеся сначала изучают звуки, а после соотносят его с графемой;
  2. Словесный метод, согласно которому учащиеся сначала учатся читать слова и словосочетания, а после читают предложения;
  3. Фразовый метод, согласно которому учащиеся учатся читать сразу предложения, после изучения букв и буквосочетаний.

По словам отечественного ученого И. А. Зимней, процесс чтения вслух начинается с развития техники чтения – изучают буквы и буквосочетания, затем выполняют много упражнений, направленных на развитие техники чтения. Затем происходит смена чтения вслух на чтение про себя, когда учащиеся овладевают приемами собственно чтения как речевой деятельности [4].

Бредихина И. А. утверждает, что обучение технике чтения разделятся на три этапа:

  1. Первый этап – учащиеся изучают слова и буквосочетания, то есть происходит соотношение звука и графемы. Также учащиеся учатся сначала читать слова за диктором, а затем самостоятельно.
  2. Второй этап – чтение словосочетаний и предложений. Учащиеся смотрят словосочетания и предложения, читают их про себя, стараются понять и воспроизводят.
  3. Третий этап – чтение текстов с правильным соотнесением звуков и графем, а также с правильной интонацией [3].

Согласно учебной программе в начальной школе главным является чтение с полным пониманием (изучающее чтения), с остальными видами чтения, такими как просмотровое, ознакомительное и поисковое чтение, учащиеся начальных классов лишь знакомятся, но не изучают подробно.

Методика обучения навыку чтения, согласно мнению отечественных ученых Е. Н. Солововой, С. Н. Татаринцевой, С. В. Борисовой, включает три этапа работы с текстом:

  • предтекстовый этап;
  • текстовый этап;
  • послетекстовый этап.

Главная цель предтекстового этапа – постановка речевых задач, создание мотивации для прочтения текста, а также снятие языковых барьеров. На этом этапе важно замотивировать учащихся к чтению текста, для этого можно предложить какую-либо другую деятельность – нарисовать, смастерить, разыграть. Например, учащимся предлагается нарисовать картинку к тексту. Но для того, чтобы она подходила к тексту, его нужно прочитать. Также на этом этапе, безусловно, важно, снять языковые трудности. Это, прежде всего, изучение новых слов или грамматических конструкций, либо их повторение [2, с. 64-67].

Цель текстового этапа заключается в контроле понимания прочитанного. Предлагаются различные виды упражнений, например, учащемуся предлагаются высказывания, которые он должен либо идентифицировать, либо опровергнуть с содержанием текста, могут предлагаться вопросы по содержанию текста или такие упражнения, как вставить пропущенные слова в предложения, прочитать текст и найти ошибки в предложениях и другие.

Главная задача послетекстового этапа – контроль прочитанного текста. На данном этапе могут использоваться следующие упражнения, предложенные С. Н. Татаринцевой: выбрать подходящую по содержанию картинку, нарисовать к тексту картинку, разыграть диалог со своим товарищем, закончить историю или пересказать текст [7].

Таким образом, можно утверждать, что процесс обучения чтения должен быть четко структурирован и систематичен. Итогом работы по обучению школьников чтению станет формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Список литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. – 448 с.
  2. Борисова, С.В. Типы упражнений и заданий при обучении чтению на немецком языке в начальной школе / С.В. Борисова // Современные методы и модели в преподавании иностранных языков и культур. – 2010. – № 5–2. – С. 64-67.
  3. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учебное пособие / И.А. Бредихина. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. – 106 с.
  4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: пособие / И.А. Зимняя. – Москва: Просвещение, 1991. – 219 с.
  5. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. – М.: Изд. МГУ, 1986. – 176 с.
  6. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность: учебное пособие / А.А. Леонтьев. – 8-е изд. – Москва: Ленанд, 2014. – 211 с.
  7. Татарницева С.Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие / С.Н. Татарницева. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2021. – 328 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31 мая 2021 г. № 286 // Гарант. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193// (дата обращения: 12.04.2024).

Поделиться

219

Микова А. А. Инновационные технологии обучения чтению на уроках английского языка в младших классах // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.III.С. 60-62. URL: https://apni.ru/article/9501-innovacionnye-tehnologii-obucheniya-chteniyu-na-urokah-anglijskogo-yazyka-v-mladshih-klassah

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля