Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Формирование у младших школьников семейных ценностей при изучении предмета «Окру...

Формирование у младших школьников семейных ценностей при изучении предмета «Окружающий мир»

Автор(-ы):

Головко Елена Вячеславовна

31 мая 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

младший школьник
«Окружающий мир»
традиции
семейные ценности
ценностно-ориентированные тексты

Аннотация статьи

В статье рассматриваются возможности формирования семейных ценностей младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».

Текст статьи

Развитию ценностного отношения к миру уделяется пристальное внимание при изучении всех учебных предметов начальной школы, так как, согласно новому образовательному стандарту, кроме понятия «эмоционально-ценностные отношения» в практику образовательного процесса введено понятие «ценности» (семьи, природы, знаний, здоровья и др.). Ценность – это значимость чего-то (кого-то) для кого-то. Ценность возникает в процессе осмысления, оценки личностью предметов культуры или природы, людей, общества, идей.

Анализ философских определений понятия «ценность» показывает, что в их основе лежит эмоциональное отношение человека к оцениваемым явлениям и предметам окружающей действительности, то есть ценности в определённой степени имеют субъективную значимость. Ценности формируются в социуме, в рамках конкретных отношений и исторических событий. Они не вкладываются в ребёнка извне, а вырабатываются постепенно в процессе социализации. При этом они могут изменяться, так как на них оказывает влияние приобретаемый индивидуальный опыт развивающейся личности.

По мнению В. А. Сухомлинского, семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Именно семья – первичная среда, в которой закладывается отношение к ценностям и, прежде всего, к семейным ценностям. Именно через семейные отношения младший школьник может прочувствовать и осмыслить, почему семья является одной из главных личностных и общественных ценностей.

Семейные ценности многообразны, их можно группировать по внутрисемейным связям, это ценности: родства, супружества, родительства. Есть семейные ценности (традиции, ритуалы), которые передаются из поколения к поколению. В каждой семье есть что-то общее, важное для всех её членов. Для одной семьи – это доверительные отношения, для другой – финансовое благополучие, для третьей – наличие большого количества детей. В разных семьях семейные ценности могут значительно отличаться. При этом существуют неизменные семейные ценности, от наличия которых зависит качественное существование семьи. Это: физический и психологический комфорт, любовь, уважение, доверие, верность, взаимопомощь, здоровье всех членов семьи, забота о близких. Семейная система ценностей характеризуется огромным потенциалом воспитательного влияния на детей. Например, в семье великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского традиционными были домашние чтения. Вечером вся семья усаживалась в гостиной и мать писателя Мария Федоровна – знакомила детей с творчеством Вальтера Скотта, Шекспира, Карамзина, Державина. А няня рассказывала детям сказки. В семье родителей Антона Павловича Чехова очень популярны были музыкальные вечера. Все члены семьи играли на каком-нибудь инструменте. Позже, эту традицию Антон Павлович перенес и в свою семью.

Для младших школьников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников (братьев, сестёр, бабушек и др.), ценность семейной истории и семейных традиций, ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками.

Исследование уровня сформированности у младших школьников семейных ценностей показало, что большинство второклассников имеют представление о семейных ценностях, эмоционально положительно к ним относятся, но при этом они недостаточно реализуют имеющиеся знания в собственном поведении. Например, анкетный опрос их родителей показал, что у большинства детей (75%) средний уровень овладения практическими навыками ведения домашнего хозяйства. Все родители (100%) отметили, что их дети умеют обращаться с бытовыми приборами и имеют обязанности по дому. 50% детей, по мнению родителей, умеют ухаживать за вещами, обувью, делать уборку в квартире; 25% – создают уют и благоустраивают свою комнату по собственной инициативе, несут ответственность за домашних животных, умеют делать уборку в квартире; 17% – принимают участие в ремонте помещения, мебели и т. д., умеют готовить простые блюда, каждую вещь кладут в определенное место; только 8% осознают влияние семейного бюджета в ведении домашнего хозяйства.

В нашей стране законодательно отчётливо обозначен приоритет семьи в формировании личности ребёнка, поэтому согласно ФГОС НОО содержание образования должно быть направленно на формирование у младших школьников семейных ценностей, составляющих культурное и нравственное богатство нашего общества. Одной из задач, на которое направлено содержание учебников по предмету «Окружающий мир», является формирование у младшего школьника уважительного отношения к семье.

В содержание программы и учебников включено: знакомство с терминами ближайшего родства, в том числе на языке народов своего края (дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка, мать, отец, дедушка, бабушка); рассмотрение «волшебных слов» семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.).

Впервые термин «семья» рассматривается в первом классе при изучении темы «Что мы знаем о народах России?». Дети узнают об обычаях, праздниках, национальных костюмах разных народов России. Цель урока – создать условия для осознания детьми ценности многообразия народных культур и, что все народы России объединены в большую семью дружбой и уважением друг к другу. Младшие школьники имеют возможность изучать древние семейные традиции народов России, читать народные былины, предания, посвящённые семье при изучении темы «Моя семья – часть моего народа». На уроках окружающего мира дети учатся понимать смысл пословиц и поговорок о семье, обсуждают ласкательные формы терминов родства, употребляемые в семейном общении (например, бабуля, сыночек, внучок и др.).

Для формирования семейных ценностей при изучении предмета «Окружающий мир» можно, по рекомендации Г. А. Лобановой, использовать не только оценку поступков, пословиц, поговорок, но и задания на возникновение ассоциаций. Задания-ассоциации могут быть следующими: «Мама, какая она для вас? (трудолюбивая, любимая, родная, добрая, заботливая и т. д.)»; «Дом, какой он для вас? (тёплый, родной, уютный, любимый и т. д.)» [1].

Многие учёные отмечают, что информация о семейных ценностях должна предлагаться младшим школьникам в виде специальных «ценностно-ориентированных» текстов, которые обсуждаются в процессе дискуссии. В ценностно-ориентированных текстах, отмечает С. И. Маслов, прямо или опосредованно присутствует ценностная ориентация, которая выражается в оценках событий или поступков. При работе с младшими школьниками можно использовать и «эмоциогенные» тексты, в которых отношение к ценности формируется косвенно, через пробуждение содержанием текста эмпатии, положительных или отрицательных чувств [2].

Учебный предмет «Окружающий мир» позволяет осуществлять ценностную ориентацию младших школьников не только через изучение отдельных тем, но и при выполнении учебных заданий и проектов, предусмотренных программой. Организация проектной деятельности младших школьников активизирует субъектную позицию обучающихся в формировании семейных ценностей. Например, участвуя в первом классе в проекте «Моя семья», дети сначала изучают «семейный альбом» на страницах учебника, где на фотографиях запечатлены семейные события. Школьники обсуждают чувства и мысли людей, изображённых на иллюстрациях, выражая собственное отношение к совместным семейным занятиям. Результатом проекта должен стать фото-рассказ каждого участника проекта о своей семье: традициях и увлечениях её членов. Другая тема «Почему мы любим кошек и собак» также направлена на формирование семейных ценностей. Домашние животные позволяет младшим школьникам понять, что домашние питомцы – это члены семьи, так как живут со своими хозяевами долгие годы, дарят им радость и преданность, а хозяева несут ответственность за их комфорт. На этом уроке у детей формируют такие значимые семейные ценности как чувство долга и ответственности. При работе над проектом «Родословная» обучающиеся с помощью взрослых членов семьи создают генеалогическое древо. Эта работа позволяет через историю отдельной семьи погрузиться в историю страны.

Таким образом, при изучении предмета «Окружающий мир» открываются широкие возможности для формирования семейных ценностей у младших школьников.

Список литературы

  1. Лобанова Г.А. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования (на материале курса «Природоведение» в начальной школе): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Владимир, 2002. 227 c.
  2. Маслов С.И. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании: автореферат дис. канд. пед. наук: М., 2000. 25 с.

Поделиться

206

Головко Е. В. Формирование у младших школьников семейных ценностей при изучении предмета «Окружающий мир» // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.III.С. 57-59. URL: https://apni.ru/article/9503-formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-semejnyh-cennostej-pri-izuchenii-predmeta-okruzhayushij-mir

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля