Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Место криптовалюты в легализации доходов, полученных преступных путем

Место криптовалюты в легализации доходов, полученных преступных путем

Автор(-ы):

Алимбеков Алмаз Фанилевич

31 мая 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

криптовалюта
виртуальные деньги
блокчейн-технология
ПОД/ФТ
правовое регулирование виртуальных активов

Аннотация статьи

В статье подробно рассматривается использование криптовалюты в преступных целях, опираясь на отечественный и мировой опыт. Формулируются причины роста преступлений, направленных на легализацию доходов, полученных преступных путем с помощью криптовалюты. Предлагаются меры для решения актуальных проблем использования криптовалют для отмывания денег.

Текст статьи

Цифровые валюты (криптовалюты) являются одним из продуктов эволюции информационных технологий. Этот новый информационно-валютный феномен очень быстро распространился и стал одним из инструментов для легализации доходов, полученных преступным путем.

Согласно данным ООН, объем операций по легализации денежных средств, полученных преступным путем, во всем мире составляет более 2% от мирового ВВП, то есть порядка 2–5 триллионов долларов США (далее – долларов) ежегодно (ВВП всего мира за 2022 год составляет 101,56 трлн долларов) [4].

По оценке Управления ООН по наркотикам и преступности, властям удается перехватить менее 1% нелегальных финансовых потоков в мире [3].

Согласно данным CoinMarketCap на 1 мая 2023 года:

  • капитализация криптовалюты составляет более 1.12 триллионов долларов, что равно 1 проценту от ВВП всего мира за 2022 год;
  • объем продаж криптовалюты за сутки – более 66 миллиардов долларов.

Рассчитать объем криптовалюты, участвующей в операциях по легализации доходов, полученных преступным путем, точно невозможно. Но результаты анализа судебной практики позволяют констатировать, что криптовалюта все больше используется в преступных целях. Тому есть условия, которые мотивируют преступников использовать виртуальные валюты или криптовалюты для осуществления операций по легализации доходов, полученных преступным путем. В числе основных:

  1. Анонимность владельцев криптовалюты, которая осуществляется за счет того, что владельцы используют псевдонимы и анонимные адреса для совершения транзакций в криптовалютах, их личность не раскрывается в ходе этих транзакций. Кроме того, многие криптовалюты предлагают возможность использования составных транзакций, которые позволяют скрывать информацию о суммах транзакций и адресах отправителя и получателя.
  2. Отсутствие централизованного регулятора для функционирования криптовалюты, что и не требуется. Криптовалюта работает на основе технологии «блокчейн», которая позволяет обеспечить безопасный и прозрачный процесс транзакций между участниками системы без необходимости участия центрального регулятора. Вместо этого, операции с криптовалютой осуществляются через специальные программные приложения (кошельки), которые обеспечивают взаимодействие между пользователями.
  3. Комиссии за переводы криптовалют намного ниже, чем при переводах через банки. Это уменьшает расходы на обработку платежей и позволяет преступникам переводить большие суммы без значительных потерь.
  4. Переводы криптовалют могут осуществляться моментально, что делает их удобными и быстрыми для использования в преступных целях.
  5. Криптовалюты являются как средством взаиморасчетов, так и объектом инвестирования. В этой связи криминальные взаиморасчеты с использованием криптовалют не всегда завершаются выводом средств в фиатные валюты. Криптовалюта может годами накапливаться в определенном цифровом кошельке, «консервируя» преступный доход. Так, правоохранительными органами США в ноябре 2020 года из крипто-кошелька «1HQ3» (по первым символам адреса) даркнет-маркетплейса Silk Road, функционировавшая с 2011 по 2013 года, была конфискована криптовалюта Bitcoin в объеме, эквивалентном 1 млрд долларов (по курсу ноября 2020 г.).

Нормативное правовое регулирование виртуальных активов не только в нашей стране, но и в большинстве стран мира, осуществляется по-прежнему в недостаточном объеме. Данный нормативный правовой вакуум является благоприятным условием для использования преступниками криптовалюты в легализации доходов, полученных преступным, а также в других преступных целях.

Рассмотрим способы, которые используются преступниками, для отмывания доходов, полученных преступным путем.

  1. Обмен криптовалюты на фиатные деньги через криптовалютные биржи: криминальные организации могут использовать криптовалюты для обмена на обычные деньги через биржи, такие как Coinbase или Binance. Этот процесс может помочь им скрыть происхождение денег. Далее использование миксеров или тумблеров, а также анонимные криптовалюты: миксеры или тумблеры позволяют смешивать различные криптовалюты; а некоторые криптовалюты, такие как Monero или Zcash, обеспечивают высокую степень анонимности и конфиденциальности. Криминальные организации могут использовать эти сервисы для обеспечения анонимности своих средств.
  2. Создание легальных криптовалютных бизнесов: преступники могут создавать легальные бизнесы, связанные с криптовалютами, такие как майнинг или торговля, чтобы легализовать свои средства.

    Рассмотрим 4 основных этапа отмывания доходов:

1. Подготовительный этап:

  • Подготовка учетных записей отправителей и получателей виртуальных активов, избегая процедуры KYC (know your customer – дословно «знай своего клиента»);
  • Определение дальнейшего способа перевода виртуальных активов.

2. Размещение:

  • Средства, полученные преступным путем, вводятся в финансовые системы через посредников.

3. Отмывание:

  • Перемещение средств между учетными записями через серию сделок, использование специальных узлов – миксеров (анонимизаторов), в целях сокрытия источника их происхождения.

4. Интеграция:

  • Интеграция денежных средств в легальную экономику, то есть продажа криптовалюты на бирже и вывод средств как наличными деньгами, так и на счета в банки.

Учитывая специфику криптовалют и рекомендации профильных международных организаций, можно обозначить следующие меры решения актуальных проблем использования криптовалют для отмывания денег:

1. Создание кластеров, т. е. групп адресов, которые предположительно контролируются одним и тем же субъектом и последующая их деанонимизация. Именно здесь могут помочь фирмы, занимающиеся анализом блокчейна. За определенную плату (или за счёт государственного обеспечения) они могут анализировать адреса и транзакции для получения важной информации о геолокации или обмене криптовалютами, который производился для покупки монет.

2. Создание единого глобального реестра транзакций криптовалют. Необходимо обязать операторов криптовалютных сервисов передавать друг другу информацию о клиентах, осуществляющих переводы. Эта информация должна включать в себя данные о переводах как в фиатных валютах, так и в криптовалютах. Таким образом данная мера позволит реализовать принцип KYT (Know Your Transaction – «Знай свою транзакцию»), что включает проверку криптовалют клиента на причастность к преступным схемам [1, с. 309].

Создание подобного реестра:

  • обеспечит безопасность и прозрачность транзакций. Регистрирование всех транзакций в едином реестре позволит уменьшить возможность мошенничества и улучшить прозрачность операций.
  • уменьшит время обработки транзакций. Централизованный реестр может сильно уменьшить время обработки транзакций, что станет лучшей альтернативой платежным системам, которые сегодня используются в банках.
  • обеспечит возможностью легального контроля и регулирования.
  • улучшит репутацию криптовалюты в целом. Регистрация транзакций криптовалют может придать криптовалютам статус более доверенных и безопасных способов платежа, что будет способствовать их распространению и использованию.

3. Вовлечение криптовалютных бирж в реализацию международных программ противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а именно:

  • удаление с площадок анонимных криптовалют;
  • организация сотрудничества с аналитическими сервисами, которые облегчают выполнение требований по мониторингу клиентов и транзакций;
  • участие в регулировании отрасли через сотрудничество с национальными финансовыми регуляторами и создание собственных объединений, направленных на формирование общих стандартов международного уровня;
  • усиление взаимодействия с правоохранительными и налоговыми органами [2, с. 70].

4. Криминалистический анализ устройств подозреваемого, направленный на выяснение криптовалютных адресов, которые он контролирует.

Таким образом, для получения максимального результата необходимо усовершенствовать нормативное правовое регулирование операций с виртуальной валютой, разработать единый для правоохранительных органов процесс, направленный на детерминацию и расследование случаев отмывания доходов, полученных преступным путем. Необходимо усовершенствовать программное и техническое обеспечение надзорных органов за контролем движения криптовалют, внедрить новые программы и следить за эффективностью их работы.

Список литературы

  1. Молчанов М.В. Криптовалюта: понятие и проблемы // Science Time. 2014. № 10. С. 300-312.
  2. Санникова Л.В. Легализация криптовалюты в России: проблемы и перспективы // Имущественные отношения в РФ. 2018. № 9. – С. 66-72.
  3. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путём // Российский обзор экономических преступлений за 2021 год, PWC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/assets/recs-ru-final.pdf (Дата обращения: 25.05.2023).
  4. World Economic Outlook database: October 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/October/weo-report (дата обращения: 01.05.2023).

Поделиться

177

Алимбеков А. Ф. Место криптовалюты в легализации доходов, полученных преступных путем // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.II.С. 55-57. URL: https://apni.ru/article/9505-mesto-kriptovalyuty-v-legalizacii-dohodov-poluchennyh-prestupnyh-putem

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля