Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Поколение Z в образовательном процессе

Поколение Z в образовательном процессе

Рубрика

Социология

Ключевые слова

«поколение Z»
образование
обучение
педагогика
учебный процесс

Аннотация статьи

Для педагогов на всех уровнях образовательной системы стоит сложная задача – изменить образовательный процесс так, чтобы он был наиболее эффективным и соответствовал потребностям поколения Z. Важно понимать, что молодежь этого поколения нуждается в инновационном и интерактивном подходе к образованию.

Текст статьи

Широко используемый термин «поколение Z» своим возникновением обязан теории поколений, предложенной в начале 90-х гг. исследователями У. Штраусом и Н. Хоувом.

Поколение Z – это молодежь, которая родилась с 2000 года. Они выросли в цифровую эпоху, где технологии, социальные медиа и информационная свобода играют важную роль в их жизни, из-за этого, представители поколения зетов значительно отличаются от предшествующих поколений.

Современные дети и подростки воспитываются в эпоху цифровой революции, где интернет стал ключевым инструментом обучения и развития. Они обращаются к виртуальным помощникам, таким как Алиса и Siri, уже с детства, чтобы познать мир вокруг себя. У них нет наручных часов или будильников, их надежным спутником является смартфон. Вместо того чтобы брать книги в библиотеке, они предпочитают обратиться к Google, чтобы найти нужную информацию. И даже чтение изменилось: сейчас многие предпочитают смотреть ролики на YouTube вместо чтения книг.

Эта трансформация в образовании и развитии имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, интернет предоставляет огромное количество информации, доступной всего в несколько кликов мыши, обучающиеся могут изучать различные темы, интересующие их, без необходимости полагаться только на учебники. Это позволяет им расширить свои знания и быть более информированными в своих интересах. С другой стороны, существует опасность, что легкодоступная информация в интернете может быть неправильной или искаженной. Без должной критической оценки и способности принимать информированные решения, обучающиеся могут оказаться в заблуждении или использовать ошибочные факты в своих исследовательских работах. Также, чрезмерное использование смартфонов и постоянное подключение к интернету может приводить к зависимости и отвлекать внимание от других важных аспектов жизни, таких как физическая активность или личная коммуникация. Однако, мы должны помнить, что это всего лишь инструмент, и его правильное использование является неотъемлемым фактором для успешного обучения и развития.

Более того, поколение Z ценит свободу выбора и индивидуальный подход к образованию. Они хотят чувствовать себя активными участниками образовательного процесса, иметь возможность самостоятельно исследовать и изучать темы, которые их интересуют. Вместо традиционной лекционной формы обучения, педагоги должны активно использовать групповую работу, проектные задания и обсуждения для стимулирования творческого мышления и самостоятельности обучающихся.

Наконец, поколение Z отличается от своих предшественников предпочтением партнерских, дружеских отношений с педагогами. Они больше ориентированы на сотрудничество и взаимодействие, чем на иерархическую модель отношений. Они ценят свободу выражения своих мыслей и идей и стремятся к созданию комфортной и открытой среды в обучении.

Нами было проведено исследование отношения поколения Z к образовательному процессу, для проведения исследования, распространена анкета при помощи Google Forms. В исследовании приняли участие 461 обучающийся института. 

Проанализировав ответы респондентов на вопрос, связанный с предпочтением формы обучения, мы можем сделать выводы о том, что большинство ответивших выбирают занятия в институте. Об этом свидетельствует максимальное количество положительных ответов на данный вопрос – 70,9% респондентов. Онлайн-урок выбрали 29,1% опрошенных. Более 70% ответили, что им нравится, как преподают в институте и 82% считают достаточными полученные знания.

Ответы на вопрос «Что для Вас важнее: личностные или профессиональные качества преподавателя?» 77,9% респондентов ответили, что в равной степени важны личностные и профессиональные качества преподавателя. Ответы на вопрос «Испытываете ли вы потребность в получении новых знаний (не предусмотренных программой)?» распределились следующим образом: «да» – 56,7%, «нет» – 44,3%. При этом, практически в равных частях ответили, что при выполнении самостоятельной работы предпочитают как лекции, так и онлайн-информацию, и всего 11,3% опрошенных предпочитают пользоваться учебниками.

Ответы на вопрос «От чего Вы получаете наибольшее удовольствие при обучении в АмИЖТ?» (до 3-х ответов) разделились следующим образом: от атмосферы в группе, от учебного процесса, от своих учебных результатов, от взаимоотношений со сверстниками, от возможностей проявить себя, свои способности.

С точки зрения студентов особенность образования современного поколения заключается в использовании современных технологий и в обеспечении самостоятельности у обучающихся.

Чтобы Вы изменили в организации учебного процесса? (выберите, пожалуйста, не более 3-х вариантов)? 69,4% отдали предпочтение практическим занятиям, 63,1% пожелали внести изменения в расписание занятий, 31,2% – в организацию приема экзаменов и зачетов, остальные ответы с разными точками зрения.

Ответы на вопрос «Какие формы обучения Вам были бы интересны?» мнения разделились – 50,1% за экскурсии на предприятия, 26,7% за практические (лабораторные) занятия, 13,7 деловые игры и 9,1% лекционные занятия. «На какие предметы Вы ходите с наибольшим удовольствием?», на данный вопрос однозначного ответа нет, практически все предметы затронуты.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что данная категория респондентов выбирает для себя обучение в институте при непосредственном контакте с преподавателями и одногруппниками и предпочтение отдают практическим занятиям.

В современном мире новое поколение становится все более требовательным к процессу обучения. Они хотят быть активными участниками процесса обучения, а не просто пассивными слушателями. Дж. Коатс предлагает современным педагогам «подсказки», которые помогут выстроить стиль обучения, подходящий для зетов [2]:

  1. Необходимо хорошо структурировать учебный процесс.
  2. Обеспечивайте «обратную связь».
  3. Сделайте учебный материал «ярким и зримым».
  4. Для «Поколения Z» текстовые материалы должны быть простыми для восприятия, структура текста должна соответствовать его содержанию, а ключевые пункты – выделены визуально. Кроме того, для этого поколения очень важно подведение итогов каждого этапа обучения – и почти немедленная постановка задач на следующий этап.
  5. Руководите мудро. Учащиеся не заклеймят Вас презрением, если почувствуют, что их знания в какой-то области более глубоки, чем Ваши.
  6. Помните о важности устной коммуникации. Используйте учебные методики, которые включают устный обмен информацией между обучаемыми: вербализированная информация быстрее и лучше сохраняется в памяти.
  7. Подавайте материал в оптимистичном тоне.
  8. Ваши требования должны быть ясны, а информация, которую Вы сообщаете аудитории – точна.
  9. Используйте время эффективно.
  10. Информация, которую Вы преподносите учащимся, не должна быть «избыточной».
  11. Устная речь очень важна: беседа стимулирует головной мозг.

Очень важно учесть, что это поколение обладает характерным мышлением. Они обучались в цифровой среде, поэтому у них высокая эффективность обработки информации и быстрое переключение между заданиями. Они знают, что надо учиться и так же быстро применять знания на практике, они хотят видеть результаты своих действий. Традиционный образовательный подход, основанный на запоминании фактов и пассивном участии, может не стимулировать их развитие.

Следующим этапом был проведён опрос при помощи Google Forms «Преподаватель глазами студентов» как инструмент регулирования системы взаимодействия педагога и студента в условиях вуза, в опросе приняли участие 452 респондента.

Проанализировав ответы респондентов, 92,7% участников опроса ответили, нравится учиться в институте, 7,3% не нравится. На вопрос «Какого стиля преподавания придерживается большинство преподавателей?» 82,1% ответили демократического, но, к большому сожалению, есть 15% – авторитарного и 2,9% – либерального. Большинство студентов отметило, что важны профессиональные и личностные качества преподавателя и наличия опыта работы по специальности. 47,1% считают, что возраст преподавателя не имеет значения, 25% опрошенных предпочитают от 23–35 лет, 23,5% считают 23–35 лет.

На вопрос «Есть ли среди преподавателей яркие, интересные, запоминающиеся личности?» (Если есть, то напишите, пожалуйста, приблизительно какое число?) Если нет, то напишите «НЕТ» ответ варьировался от 1 до 9, слово «нет» встречалось очень редко. При этом 47,6% ответили, что их устраивает всё в работе преподавателей, но 24,3 % отметили, что слишком скучно излагают материал, 20,1% предъявляют завышенные требования к своему предмету, 15,9% необъективно оценивают работу студента.

«Что в наибольшей степени влияет на формирование Вашего положительного отношения к преподавателю?» (от 1 до 7 вариантов): преобладает доброжелательность, справедливое отношение, справедливость, чувство юмора, эмоциональная уравновешенность.

Таким образом, педагоги оказываются перед сложной задачей приспосабливать образовательный процесс таким образом, чтобы подходить к нуждам и предпочтениям поколения Z. Интеграция цифровых технологий, активное использование интерактивных методов обучения, индивидуальный подход и акцент на глобальные проблемы могут помочь обеспечить эффективное и всестороннее развитие молодежи и их гармоничное существование в современном мире.

Список литературы

  1. Киуру К.В., Попова Е.Е., Маковецкая Ю.Г. Отношение поколения Z к новым формам обучения в условиях цифровизации образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-pokoleniya-z-k-novym-formam-obucheniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 07.04.2024).
  2. Коатс, Д. Поколения и стили обучения / Д. Коатс; Джули Коатс; [пер. с англ. Л.Е. Колбачева]. – Москва: Межгосударственная ассоц. последипломного образования, 2011. – 121 с. – ISBN 978-5-8431-0175-6. – EDN QYMQVZ.
  3. Е.С. Радионцева Поколение Z: эмоциональное вовлечение в процесс обучения.
  4. Ерофеева Н.Е., Чикова И.В. Мониторинг «Преподаватель глазами студентов» как инструмент регулирования профессиональной деятельности педагога и повышения качества обучения в вузе // Вестник евразийской науки. 2015. № 5 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-prepodavatel-glazami-studentov-kak-instrument-regulirovaniya-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-i-povysheniya (дата обращения: 08.04.2024).

Поделиться

830

Дзюба Т. И., Гордельянова Т. П. Поколение Z в образовательном процессе // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.II.С. 72-75. URL: https://apni.ru/article/9508-pokolenie-z-v-obrazovatelnom-processe

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января