В основе жизненных ориентаций и социального поведения граждан лежат экономические, политические, духовно-идеологические факторы, развитие науки и техники, средств массовой коммуникации. Немаловажную роль играют также демографические процессы, система образования и медицинского обслуживания, исторические традиции и природно-климатические условия. Повседневные взаимодействия различных социальных групп и слоев населения, связанные с различиями в интересах, мотивах, ценностях, обусловливают разнородность и неоднозначность их отношения к происходящим процессам в общественной жизни и, как следствие, высокую вероятность возникновения социальных конфликтов.
По мнению известного американского социолога Льюиса Козера, социальные конфликты представляют собой конфликты, происходящие в обществе, связанные с борьбой за ценности и с притязаниями на статус, власть и ресурсы, в ходе этой борьбы оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников [1]. К типичным для современного российского общества причинам социальных конфликтов можно отнести безработицу, социальное расслоение, проблемы межэтнических отношений и миграционных процессов, криминализацию различных сфер общественной жизни, особенности территориально-административного устройства страны, состояние общественного сознания различных социальных групп, противоборство элит, недовольство действиями властей и ряд других.
Конституционными нормами установлено государственное устройство России, предусматривающее осуществление власти народа на трех относительно самостоятельных уровнях публичной власти – Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
Функционирование данной трехуровневой системы власти основано на следующих принципах:
- все три уровня публичной власти являются самостоятельными формами осуществления власти народа. Подчиненность между органами власти различных уровней допускается исключительно в случаях, прямо предусмотренных Конституцией РФ или федеральными законами. Воздействие федеральной власти на региональную и муниципальную, а также региональной власти на муниципальную должно осуществляться через принятие законов, регламентирующих отдельные аспекты функционирования соответствующего уровня власти, а также через действие правовых механизмов государственного контроля законности деятельности соответствующего уровня публичной власти;
- каждый уровень публичной власти обладает собственными законными интересами, которые могут и не совпадать, и даже противоречить интересам иных уровней публичной власти. Все эти интересы признаются равноценными, но отстаивание их должно быть подчинено защите прав и свобод человека и гражданина;
- каждый уровень публичной власти вправе отстаивать собственные интересы, но не вправе в целях защиты собственных интересов вторгаться в компетенцию иного уровня публичной власти. Конфликтные ситуации подлежат разрешению через согласительные процедуры, а при недостижении согласия – в судебном порядке [1].
Факторы внешней (социально-экономические, политические, нормативно-правовые) и внутренней (организационно-управленческие, инфраструктурные, социально-психологические, личностные) среды муниципального образования инициируют возникновение самых различных социальных конфликтов – производственных, трудовых, политических, межэтнических, религиозных, социально-бытовых, финансовых, правовых
К основным направлениям деятельности органов местного самоуправления в сфере регулирования межконфессиональных и межэтнических отношений и профилактики конфликтов можно отнести:
- переговоры, диалог по спорным проблемам, обмен мнениями, стремление решать проблемы мирным путем на основе компромисса, консенсуса (согласия по спорному вопросу, достигнутого в результате дискуссии и сближения позиций). Итогом переговоров должно стать выполнение взаимных обязательств и договоренностей [2];
- вовлечение прогнозируемых участников конфликта в совместную деятельность политического, экономического, религиозного, иного характера (например, обсуждение населением реформ государственной власти). Важным условием должно стать соблюдение принципа справедливости при оценке результатов, достижений, подведении итогов этой деятельности (недопущение обмана, подтасовки);
- кооперирование, создание альянсов, основанных на позитивном потенциале оппонентов, дополнении их положительных качеств и смягчении недостатков. Здесь актуализируются доверительность в отношениях, взаимоуважение оппонентов, недопущение дискриминации противника, сохранение его репутации;
- институционализация, нормирование отношений этическими рамками или правовым полем. Совместные решения и договоренности должны основываться на объективной норме и быть легитимными, принятыми социальным большинством [3].
Управление конфликтностью в регионе не отрицает значимость решения отдельных социальных конфликтов, но рассматривает их как условие для реализации потребностей и интересов социальных субъектов. В связи с этим критерии эффективности управления конфликтностью в регионе должны быть связаны с возможностью конфликторазрешения как ресурса эффективного функционирования самого регионального социума. Таким образом, сущностными характеристиками управления конфликтностью одновременно выступают воздействие на экономические, межэтнические, межкультуральные и т. п. конфликты, а также регулирование взаимодействия всех значимых социальных субъектов в регионе. Процесс регулирования взаимодействия данных субъектов базируется на учете потребностей и интересов членов социума, обеспечивая связь между индивидуальными и социально-групповыми интересами, улучшая социальное благополучие субъектов как важнейший индикатор, определяющий оценку эффективности произведенного управленческого вмешательства, в частности.
Управление конфликтностью имеет многоуровневую структуру, оно определяется как одна из важнейших функций современной системы власти на разных уровнях ее функционирования. Однако оно должно быть сформировано и реализовано не только решениями органов власти, но и другими заинтересованными в нормальном функционировании и развитии субъектами регионального уровня: населением, представителями бизнеса, некоммерческими организациями, что предполагает выстраивание сотрудничества между ними. Поэтому основную задачу органов власти составляет формирование системы взаимодействия субъектов управления напряженностью и конфликтностью, которая будет способствовать максимальному социальному эффекту. Региональный уровень управления способен в рамках всей социальной системы, а не только отдельных элементов, расставлять социальные приоритеты, чем и создавать условия для общественного согласия. В региональном масштабе управление конфликтностью представляется как целенаправленная деятельность органов управления региона по реализации комплексного социального развития региона во взаимодействии с общественными институтами, бизнес-сообществом и населением в целом. Управление включает в себя стадии прогнозирования, диагностики, моделирования, регулирования конфликтными процессами в регионе, проходит как единый процесс, поэтому в ходе него ставятся задачи выявления тех импульсов, механизмов и технологий, которые действенны для каждого конкретного элемента социальной системы [4, с. 46-50].