Автор(-ы):
Гусельникова Татьяна Александровна
2 июня 2024
Секция
Социологические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
Статья посвящена основным вопросам коммуникаций органов местного самоуправления с населением. Выделены основные аспекты такой коммуникации, определены основные мотивы и следствия. Определен методологический подход.
Текст статьи
В основе жизненных ориентаций и социального поведения граждан лежат экономические, политические, духовно-идеологические факторы, развитие науки и техники, средств массовой коммуникации. Немаловажную роль играют также демографические процессы, система образования и медицинского обслуживания, исторические традиции и природно-климатические условия. Повседневные взаимодействия различных социальных групп и слоев населения, связанные с различиями в интересах, мотивах, ценностях, обусловливают разнородность и неоднозначность их отношения к происходящим процессам в общественной жизни и, как следствие, высокую вероятность возникновения социальных конфликтов.
По мнению известного американского социолога Льюиса Козера, социальные конфликты представляют собой конфликты, происходящие в обществе, связанные с борьбой за ценности и с притязаниями на статус, власть и ресурсы, в ходе этой борьбы оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников [1]. К типичным для современного российского общества причинам социальных конфликтов можно отнести безработицу, социальное расслоение, проблемы межэтнических отношений и миграционных процессов, криминализацию различных сфер общественной жизни, особенности территориально-административного устройства страны, состояние общественного сознания различных социальных групп, противоборство элит, недовольство действиями властей и ряд других.
Конституционными нормами установлено государственное устройство России, предусматривающее осуществление власти народа на трех относительно самостоятельных уровнях публичной власти – Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
Функционирование данной трехуровневой системы власти основано на следующих принципах:
Факторы внешней (социально-экономические, политические, нормативно-правовые) и внутренней (организационно-управленческие, инфраструктурные, социально-психологические, личностные) среды муниципального образования инициируют возникновение самых различных социальных конфликтов – производственных, трудовых, политических, межэтнических, религиозных, социально-бытовых, финансовых, правовых
К основным направлениям деятельности органов местного самоуправления в сфере регулирования межконфессиональных и межэтнических отношений и профилактики конфликтов можно отнести:
Управление конфликтностью в регионе не отрицает значимость решения отдельных социальных конфликтов, но рассматривает их как условие для реализации потребностей и интересов социальных субъектов. В связи с этим критерии эффективности управления конфликтностью в регионе должны быть связаны с возможностью конфликторазрешения как ресурса эффективного функционирования самого регионального социума. Таким образом, сущностными характеристиками управления конфликтностью одновременно выступают воздействие на экономические, межэтнические, межкультуральные и т. п. конфликты, а также регулирование взаимодействия всех значимых социальных субъектов в регионе. Процесс регулирования взаимодействия данных субъектов базируется на учете потребностей и интересов членов социума, обеспечивая связь между индивидуальными и социально-групповыми интересами, улучшая социальное благополучие субъектов как важнейший индикатор, определяющий оценку эффективности произведенного управленческого вмешательства, в частности.
Управление конфликтностью имеет многоуровневую структуру, оно определяется как одна из важнейших функций современной системы власти на разных уровнях ее функционирования. Однако оно должно быть сформировано и реализовано не только решениями органов власти, но и другими заинтересованными в нормальном функционировании и развитии субъектами регионального уровня: населением, представителями бизнеса, некоммерческими организациями, что предполагает выстраивание сотрудничества между ними. Поэтому основную задачу органов власти составляет формирование системы взаимодействия субъектов управления напряженностью и конфликтностью, которая будет способствовать максимальному социальному эффекту. Региональный уровень управления способен в рамках всей социальной системы, а не только отдельных элементов, расставлять социальные приоритеты, чем и создавать условия для общественного согласия. В региональном масштабе управление конфликтностью представляется как целенаправленная деятельность органов управления региона по реализации комплексного социального развития региона во взаимодействии с общественными институтами, бизнес-сообществом и населением в целом. Управление включает в себя стадии прогнозирования, диагностики, моделирования, регулирования конфликтными процессами в регионе, проходит как единый процесс, поэтому в ходе него ставятся задачи выявления тех импульсов, механизмов и технологий, которые действенны для каждого конкретного элемента социальной системы [4, с. 46-50].
Список литературы
Поделиться
Гусельникова Т. А. Коммуникации органов местного самоуправления с населением // Научно-технологическое развитие России в условиях новых вызовов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июня 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 55-59. URL: https://apni.ru/article/9511-kommunikacii-organov-mestnogo-samoupravleniya-s-naseleniem