Главная
Конференции
Научно-технологическое развитие России в условиях новых вызовов
Цифровые формы коммуникаций органов местного самоуправления как фактор разрешени...

Цифровые формы коммуникаций органов местного самоуправления как фактор разрешения конфликтов

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

цифровая форма
коммуникация
органы местного самоуправление
конфликты
разрешение конфликта
Каменский район Алтайского края

Аннотация статьи

Статья посвящена основным аспектам цифровых форм коммуникаций органов местного самоуправления как фактора разрешения конфликта в контексте муниципального управления современным сельским поселением.

Текст статьи

Социальные конфликты могут развиваться по-разному. Каждый имеет свои причины, характер, длительность, напряженность, количество участников и движущие силы. Конфликт в развитии проходит определенные стадии или этапы. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии развития: предконфликтная, конфликтная, разрешение конфликта, постконфликтная [1, с. 78-82].

  1. Предконфликтная – это стадия накопления и обострения противоречий из-за расхождения интересов и ценностей субъектов взаимодействия. На этой стадии конфликт существует в латентной форме.
  2. Конфликтная стадия – характеризуется конфликтным поведением, действиями, направленными на противоборство с намерениями, целями, интересами противоположной стороны. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликта, применением ими всех ресурсов борьбы. Однако, на стадии конфликта, может произойти перелом: если произойдет «переоценка ценностей», т. е. изменение представлений об оппоненте, его целях, облике. Тогда «фаза переоценки ценностей» может стать «фазой выбора» программы поведения, состоящей из 3 альтернатив: достижение своих целей за счет другой группы, т. е. доведение конфликта до предела; снижение уровня напряженности за счет частичных уступок, что переведет конфликт в латентную форму; поиски способов полного разрешения конфликта.
  3. Третья стадия конфликта – разрешение конфликта, осуществляется путем изменения объективной ситуации, давшей начало конфликту, а также изменением субъективного образа ситуации в сознании враждующих сторон. Полное разрешение конфликта означает его прекращение на объективном и субъективном уровне, кардинальное решение конфликтной ситуации. При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются мотивы, сдерживаемые временно разумными аргументами, либо санкциями [2, с. 211].
  4. Четвертая стадия (постконфликтная) предполагает устранение противоречий конфликтных интересов, целей, установок, ликвидацию социально-психологической напряженности в обществе. Постконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторных конфликтов на другом уровне с иными участниками.

Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия: своевременное определение причин конфликта; определение деловой зоны конфликта – причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон; взаимное желание сторон преодолеть противоречия; совместный поиск путей к преодолению конфликта.

Социальные конфликты все чаще присутствуют в жизни людей, и с каждым днем все сильнее становятся социальной нормой. Полностью из человеческой жизни их исключить не получится, да и не стоит, ведь «в споре рождает истина». Конфликт неизбежен и нужно научиться, им правильно управлять, стремиться разрешать с наименьшими негативными последствиями для общества. Органы местного самоуправления являются так называемым «мостом» между государством и гражданами, тем самым эффективное решение местных проблем и обеспечении жизни людей, укрепляет единство станы.

Анализ базовых положений теории конфликта позволил выявить, что не бывает бесконфликтного общества. Общество – это система, которая регулярно проходит через всевозможные изменения. Л. Козер в своей работе «Функции социального конфликта» обосновал положительную роль противоборства в обеспечении стабильности социальных систем, т. е. чем больше число конфликтов независимых друг от друга, тем лучше для целостности общества.

В Каменском районе наблюдается высокий уровень конфликтности населения, это подтверждается тем, что граждане многократно обращаются по одному и тому же вопросу, в ответ получают только письменные разъяснения, а проблема на деле не решается. Так же деятельность органов местного самоуправления в работе с обращениями граждан недостаточно освещается на официальном сайте Администрации района и в муниципальных СМИ, что подтверждается данными опроса населения [3, с. 100].

Деятельность органов местного самоуправления Каменского района Алтайского края в области разрешения конфликтов населения заключается в регистрации и рассмотрении обращений граждан, изучение дополнительных материалов и документов по вопросам, специалистами Администрации даются разъяснения по вопросам, содержащимся в обращении, а также проводится личные встречи со сторонами конфликта.

Проведенное нами исследование показало, во-первых, что опрошенные граждане чаще обращаются именно в Администрацию Каменского района. Самыми популярными формами обращений, по мнению респондентов, стали «Электронное обращение (отправленное на электронную почту)» и «Обращение на личном приеме», это говорит о том, что граждане выбрали для себя наиболее удобную форму коммуникации с органами местного самоуправления. Треть опрошенных граждан обратились в органы местного самоуправления «Впервые», четь меньше опрошенных ответили, что обращаются «Редко», эти данные дают нам понять, что граждане обращаются только в самый трудный момент, когда самостоятельно не могут решить свой вопрос [4].

Во-вторых, больше всего обращений поступает в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству (дорожное хозяйство, строительство), так же вопросы земельных отношений и природных ресурсов, и немало важными являются вопросы гражданской защиты. Так как в Комитет ЖКХ входит большой перечень компонентов, поэтому наибольшее количество обращений приходится именно на его долю.

В-третьих, больше половины респондентов ответили, что им не приходилось обращаться повторно по своему вопросу. Так же порядка 70% опрошенных ответили, что их обращения рассматривались в срок, предусмотренный законодательством. Удовлетворенных сроками рассмотрения обращений остались 66% респондентов, что говорит о том, что обращения рассматриваются в самые кратчайшие сроки и даются разъяснения по содержанию проблемы.

В-четвертых, несмотря на удовлетворенность сроками рассмотрения обращений, 46% опрошенных граждан остались «Не удовлетворены» результатом рассмотренная. Это говорит о том, что граждане получили разъяснение или отказ по своей проблеме, а решений по их вопросу не было принято, по большей части получают «Отказ» граждане, проблема которых не входит в компетенции Администрации Каменского района. Тем не менее порядка 73% респондентов оценили полноту и доступность предоставленной в ответе на обращении информации как «Удовлетворительно», а это говорит о том, что было дано разъяснение с конкретным описанием всего содержавшегося в обращении и какие меры принимались и будут приниматься по данному вопросу, если они находятся в компетенции органов местного самоуправления.

Работа с обращениями граждан является одной из важнейших задач для органов местного самоуправления, а то, как рассматриваются обращения и как разрешаются проблемы, в них описанные, формирует имидж, а тем самым и расположение доверия населения к органам власти. Если граждане приходят с просьбами о содействии в своей проблеме, значит, они доверяют органам местного самоуправления рассмотрение и принятие решений по своим проблемам. Для более видимого результата работы граждане должны активно заниматься поиском решением совместно со специалистами и другими представителя местного самоуправления. Так как данная проблема принадлежит именно гражданам, а не местному самоуправлению.

Список литературы

  1. Фогмин, Г.П. Модели конфликтов / Г.П. Фогмин. Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 6. – С. 78-82.
  2. Хасан, Б.Н. Конструктивная психология конфликта. / Б.Н. Хасан. – М.; 2016. – С. 211.
  3. Цветкова, Е.А. Основы информационного анализа и управления социальными конфликтами: учебное пособие для бакалавров направления подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» всех форм обучения / Е.А. Цветкова, Е.И. Скобелева, М.В. Прохорова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «НГТУ им Р.Е. Алексеева». Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им Р.Е. Алексеева, 2020. С. 100.
  4. Цой, Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая: монография. / Л.Н. Цой. – М.: Научное издание, 2001. 233 с.

Поделиться

570

Гусельникова Т. А. Цифровые формы коммуникаций органов местного самоуправления как фактор разрешения конфликтов // Научно-технологическое развитие России в условиях новых вызовов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июня 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 60-64. URL: https://apni.ru/article/9514-cifrovye-formy-kommunikacij-organov-mestnogo-samoupravleniya-kak-faktor-razresheniya-konfliktov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря