Социальные конфликты могут развиваться по-разному. Каждый имеет свои причины, характер, длительность, напряженность, количество участников и движущие силы. Конфликт в развитии проходит определенные стадии или этапы. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии развития: предконфликтная, конфликтная, разрешение конфликта, постконфликтная [1, с. 78-82].
- Предконфликтная – это стадия накопления и обострения противоречий из-за расхождения интересов и ценностей субъектов взаимодействия. На этой стадии конфликт существует в латентной форме.
- Конфликтная стадия – характеризуется конфликтным поведением, действиями, направленными на противоборство с намерениями, целями, интересами противоположной стороны. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликта, применением ими всех ресурсов борьбы. Однако, на стадии конфликта, может произойти перелом: если произойдет «переоценка ценностей», т. е. изменение представлений об оппоненте, его целях, облике. Тогда «фаза переоценки ценностей» может стать «фазой выбора» программы поведения, состоящей из 3 альтернатив: достижение своих целей за счет другой группы, т. е. доведение конфликта до предела; снижение уровня напряженности за счет частичных уступок, что переведет конфликт в латентную форму; поиски способов полного разрешения конфликта.
- Третья стадия конфликта – разрешение конфликта, осуществляется путем изменения объективной ситуации, давшей начало конфликту, а также изменением субъективного образа ситуации в сознании враждующих сторон. Полное разрешение конфликта означает его прекращение на объективном и субъективном уровне, кардинальное решение конфликтной ситуации. При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются мотивы, сдерживаемые временно разумными аргументами, либо санкциями [2, с. 211].
- Четвертая стадия (постконфликтная) предполагает устранение противоречий конфликтных интересов, целей, установок, ликвидацию социально-психологической напряженности в обществе. Постконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторных конфликтов на другом уровне с иными участниками.
Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия: своевременное определение причин конфликта; определение деловой зоны конфликта – причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон; взаимное желание сторон преодолеть противоречия; совместный поиск путей к преодолению конфликта.
Социальные конфликты все чаще присутствуют в жизни людей, и с каждым днем все сильнее становятся социальной нормой. Полностью из человеческой жизни их исключить не получится, да и не стоит, ведь «в споре рождает истина». Конфликт неизбежен и нужно научиться, им правильно управлять, стремиться разрешать с наименьшими негативными последствиями для общества. Органы местного самоуправления являются так называемым «мостом» между государством и гражданами, тем самым эффективное решение местных проблем и обеспечении жизни людей, укрепляет единство станы.
Анализ базовых положений теории конфликта позволил выявить, что не бывает бесконфликтного общества. Общество – это система, которая регулярно проходит через всевозможные изменения. Л. Козер в своей работе «Функции социального конфликта» обосновал положительную роль противоборства в обеспечении стабильности социальных систем, т. е. чем больше число конфликтов независимых друг от друга, тем лучше для целостности общества.
В Каменском районе наблюдается высокий уровень конфликтности населения, это подтверждается тем, что граждане многократно обращаются по одному и тому же вопросу, в ответ получают только письменные разъяснения, а проблема на деле не решается. Так же деятельность органов местного самоуправления в работе с обращениями граждан недостаточно освещается на официальном сайте Администрации района и в муниципальных СМИ, что подтверждается данными опроса населения [3, с. 100].
Деятельность органов местного самоуправления Каменского района Алтайского края в области разрешения конфликтов населения заключается в регистрации и рассмотрении обращений граждан, изучение дополнительных материалов и документов по вопросам, специалистами Администрации даются разъяснения по вопросам, содержащимся в обращении, а также проводится личные встречи со сторонами конфликта.
Проведенное нами исследование показало, во-первых, что опрошенные граждане чаще обращаются именно в Администрацию Каменского района. Самыми популярными формами обращений, по мнению респондентов, стали «Электронное обращение (отправленное на электронную почту)» и «Обращение на личном приеме», это говорит о том, что граждане выбрали для себя наиболее удобную форму коммуникации с органами местного самоуправления. Треть опрошенных граждан обратились в органы местного самоуправления «Впервые», четь меньше опрошенных ответили, что обращаются «Редко», эти данные дают нам понять, что граждане обращаются только в самый трудный момент, когда самостоятельно не могут решить свой вопрос [4].
Во-вторых, больше всего обращений поступает в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству (дорожное хозяйство, строительство), так же вопросы земельных отношений и природных ресурсов, и немало важными являются вопросы гражданской защиты. Так как в Комитет ЖКХ входит большой перечень компонентов, поэтому наибольшее количество обращений приходится именно на его долю.
В-третьих, больше половины респондентов ответили, что им не приходилось обращаться повторно по своему вопросу. Так же порядка 70% опрошенных ответили, что их обращения рассматривались в срок, предусмотренный законодательством. Удовлетворенных сроками рассмотрения обращений остались 66% респондентов, что говорит о том, что обращения рассматриваются в самые кратчайшие сроки и даются разъяснения по содержанию проблемы.
В-четвертых, несмотря на удовлетворенность сроками рассмотрения обращений, 46% опрошенных граждан остались «Не удовлетворены» результатом рассмотренная. Это говорит о том, что граждане получили разъяснение или отказ по своей проблеме, а решений по их вопросу не было принято, по большей части получают «Отказ» граждане, проблема которых не входит в компетенции Администрации Каменского района. Тем не менее порядка 73% респондентов оценили полноту и доступность предоставленной в ответе на обращении информации как «Удовлетворительно», а это говорит о том, что было дано разъяснение с конкретным описанием всего содержавшегося в обращении и какие меры принимались и будут приниматься по данному вопросу, если они находятся в компетенции органов местного самоуправления.
Работа с обращениями граждан является одной из важнейших задач для органов местного самоуправления, а то, как рассматриваются обращения и как разрешаются проблемы, в них описанные, формирует имидж, а тем самым и расположение доверия населения к органам власти. Если граждане приходят с просьбами о содействии в своей проблеме, значит, они доверяют органам местного самоуправления рассмотрение и принятие решений по своим проблемам. Для более видимого результата работы граждане должны активно заниматься поиском решением совместно со специалистами и другими представителя местного самоуправления. Так как данная проблема принадлежит именно гражданам, а не местному самоуправлению.