Исследование типов мышления баскетболистов

Исследование типов мышления баскетболистов

Уровень развития тактического мышления служит одним из критериев оценки технико-тактической подготовленности баскетболистов. Основой для успешного формирования тактического мышления являются предметно-действенный и наглядно-образный типы мышления. В статье описаны результаты исследования ведущих типов мышления баскетболистов.

Аннотация статьи
баскетбол
типы мышления
тактическое мышление
креативность
технико-тактическая подготовка
Ключевые слова

Роль интеллекта и в частности мышления в спорте уже давно доказана многими учеными, но в разных видах спорта она неодинакова. Данный факт связан с разной степенью сложности выдвигаемых этими видами деятельности задач перед спортсменами. Исследователи уверенно заявляют, что «не во всех видах спорта высокий уровень интеллекта благоприятствует достижению высоких спортивных результатов» [2]. При этом специалисты утверждают, что в ряде видов спорта важную роль играют разные виды мышления. В игровых видах спорта отмечена важность наличия у спортсменов оперативного и тактического мышления. Е.П. Ильин отмечает, что в «спортивной литературе имеет место отождествление этих видов мышления, что не совсем правильно» [2]. По его мнению, эти два вида мышления очень близки по характеристикам: имеют непосредственный и образно-действенный характер и связаны с прогнозированием будущей ситуации. Отличие в следующем – «оперативное мышление связано с подготовкой, разработкой плана деятельности, а тактическое мышление – с осуществлением этого плана, то есть фактически является средством реализации» [2, 5].

Каждому человеку свойственен определенный тип мышления, влияющий на способности усваивать и перерабатывать информацию, что в свою очередь влияет на его склонности, интересы и предопределяет профессиональную пригодность. Специалисты выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое и наглядно-образное [3].

Вышеизложенное является основанием для изучения такого процесса, как мышление баскетболистов. В исследовании приняли участие студенты I-IV курсов специализации баскетбол ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» в количестве 35 человек. С целью выявления типа мышления и наличия креативности у студентов-баскетболистов использовали модифицированную методику Г.В. Резапкиной «Тип мышления» [3].

Таблица

Распределение студентов-баскетболистов по уровням развития типов мышления и креативности

Тип мышления и креативность

Уровень развития

Низкий

Средний

Высокий

Предметно-действенное

9%

20%

71%

Абстрактно-символическое

49%

51%

-

Словесно-логическое

37%

12%

51%

Наглядно-образное

6%

28%

66%

Креативность

6%

56%

38%

Следует отметить, что одному человеку может быть свойственно несколько типов мышления, из которых выделяют один или более ведущих типов.

Анализ результатов данного исследования позволил определить, что у юношей, занимающихся баскетболом, преобладают наглядно-образный (71%) и предметно-действенный типы мышления (66%), что согласуется с данными автора этой методики Г.В. Резапкиной, утверждающей, что спортсменам игровых видов спорта присущи именно эти типы мышления. В то же время эти результаты подтверждают результаты исследований Е.Г. Гирьятовича [1] и Е.А. Широбакиной. По их мнению, успешность в соревновательной деятельности баскетбольной команды напрямую связана с наличием определенных типов мышления игроков, каковыми являются предметно-действенный и наглядно-образный. При этом авторы указывают на важность обладания спортсменами-баскетболистами креативности, которая является одной из неотъемлемых составных частей успешной соревновательной деятельности. А именно, «умение творчески решать проблемы, быстро менять действия, освобождаться от влияния закрепленных в прошлом приемов, принимать нетривиальные решения, удивлять неожиданностью ходов, что особенно ценится в ситуациях изменения обстановки, а такие условия – не редкость в спортивной деятельности» [6]. По результатам наших исследований лишь 38% игроков обладают креативностью. Следует отметить, что 51% игроков обладает в качестве ведущего типа словесно-логический, а абстрактно-символический тип как преобладающий у баскетболистов в ходе исследования не выявлен.

Наглядно-образное мышление базируется на необходимости постоянной опоры восприятия окружающего мира. С помощью наглядно-образного мышления создается образ видения предмета с нескольких точек зрения.

Результаты нашего исследования показали, что наглядно-образное мышление характерно для 71% юношей, причем высокий уровень развития зафиксирован у них у всех. Данным спортсменам при решении двигательных задач характерно умение оперировать различными зрительными представлениями и образами. Они могут представить выполнение одного и того же действия в разных условиях. Именно на основе этого типа мышления реализуется такой важный элемент подготовки в спорте, как идеомоторная тренировка [6].

У 66% юношей определен на высоком уровне развития как превалирующий предметно-действенный тип мышления. Следует отметить, что игроки с таким типом мышления непосредственно в процессе выполнения поставленных задач способны сообразно сложившейся игровой ситуации правильно выбрать и осуществить двигательные действия и движения. Они усваивают информацию через движения и, как правило, обладают более хорошей координацией движений.

При этом одновременно ведущими предметно-действенным и наглядно-образным типами мышления обладают 18 юношей (51%). Высокие уровни развития указанных типов мышления являются фундаментом для успешного формирования тактического мышления и как следствие совершенствования технико-тактической подготовленности баскетболистов.

Таким образом, результаты опроса показали, что из общего количества обследованных наглядно-образное мышление характерно для юношей 71 %, у 66% юношей определен как превалирующий предметно-действенный тип мышления. Креативность характерна только 38% игроков. При этом лишь 6 (17%) студентов-баскетболистов обладают одновременно креативностью и предметно-действенным и наглядно-образным типами мышления на высоком уровне.

Нам представляется возможным взять тренерам на заметку проводить диагностику ведущего типа мышления и наличия креативности у студентов-баскетболистов при их отборе в студенческую сборную команду. Подобная практика позволит эффективнее формировать команду и на более высоком уровне осуществлять технико-тактическую подготовку спортсменов к соревновательной деятельности.

Таким образом, предварительное исследование позволило сделать вывод о том, что большинству баскетболистов (от 60% до 91% в зависимости от показателя) свойственны не высокие показатели рассматриваемых признаков, что обосновывает необходимость включения в содержание технико-тактической подготовки баскетболистов средств, направленных на развитие предметно-действенного и наглядно-образного типов мышления. По мнению специалистов, в современных условиях такими средствами могут являться цифровые инструменты [4]. В данном случае цифровой контент позволяет в удаленном режиме опосредованно совершенствовать технико-тактическую подготовленность баскетболистов посредством развития указанных типов мышления, являющихся базой для успешного формирования тактического мышления.

Текст статьи
  1. Гирьятович, Е.Г. Формирование основ тактического мышления у баскетболистов 11-13 лет на этапе начальной специализации / Е.Г. Гирьятович, С.В. Барбашов // Омский научный вестник. – 2006. – № 10-12. – С. 176-179.
  2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – Москва: Питер, 2008. – 351с.
  3. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005 – 208 с.
  4. Стеценко, Н.В. Цифровизация в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса / Н.В. Стеценко, Е.А. Широбакина // Наука и спорт: современные тенденции. – 2019. – №1 (22). – С. 35-41.
  5. Филинберг, И.Н. Оперативное мышление как основа тактической подготовленности в спорте / И.Н. Филинберг, Н.Н. Васильев, Н.В. Дорофеева, Т.Н. Сорокина // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе. – 2015. – Вып.18. – С.144-151.
  6. Широбакина, Е.А. Влияние мышления студентов физкультурных вузов на обучение базовым видам спорта (на примере баскетбола) / Е.А. Широбакина, А.С. Моторин // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2014. – № 2. – С. 91-96.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля