В настоящее время одной из ключевых задач государственной политики является решение проблемы развития локальных территорий. Однако, зачастую государственные и муниципальные органы власти не в состоянии оперативно их решать, в основном из-за удаленности территории.
В связи с этим возрастает роль и значение нового органа власти – территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется на определенных участках муниципалитета.
Как социальная система, оно осуществляет самоуправление граждан для удовлетворения своих потребностей и интересов на территории их проживания. Территориальное общественное самоуправление необходимо гражданам для участия в решении административных проблем, для разъяснения населению направления и перспектив проводимой государственной политики, совместно решаются вопросы регионального значения: информирование населения о своей предвыборной программе депутатами, формирование мнения общественности.
Одним из направлений деятельности организаций территориального общественного самоуправления является осуществление взаимодействия с местными органами власти.
Субъекты территориального общественного самоуправления не являются ни общественным объединением, ни коммерческой организацией, основная цель данных организаций заключена в повышении уровня комфорта жизни населения (рис. 1).
Рис. 1. Направления деятельности организаций территориального общественного самоуправления (Составлено автором)
На сегодняшний день четко прослеживается устойчивая тенденция к увеличению числа организаций территориального общественного самоуправления, что свидетельствует о высоком уровне гражданской активности населения.
Организация территориального общественного самоуправления может быть зарегистрирована как юридическое лицо, так и не иметь государственной регистрации (рис. 2):
Рис. 2. Формы организации территориального общественного самоуправления (Составлено автором)
Безусловно, создание территориального общественного самоуправления как юридического лица имеет ряд существенных преимуществ. Выделяемые средства – это не только собственные средства граждан, но и городской бюджет.
Основанное на принципе «снизу-вверх», территориальное общественное самоуправление является проводником народной инициативы.
Организации территориального общественного самоуправления необходимы для быстрого и эффективного решения местных проблем жителей, которые сложно решить с помощью стандартных механизмов государственного и муниципального управления (например, установка детских площадок, оснащение родников и т. д.).
Жители муниципалитетов решают реальные проблемы, самоорганизуются по принципу добровольчества и при необходимости используют собственные инструменты, технику и оснащение.
В свою очередь, местные власти могут оказать содействие в координации действий участников проекта и предоставить жителям необходимый инвентарь, оборудование, расходные материалы и специалистов для решения выявленных проблем.
Правовую основу организаций территориального общественного самоуправления составляют:
- Конституция Российской Федерации (ст. 130);
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 27);
- Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- муниципальные правовые акты: уставы муниципальных образований, положения представительных органов местного самоуправления;
- Уставы организаций территориального общественного самоуправления.
Можно выделить следующие основные принципы осуществления организациями территориального общественного самоуправления своей деятельности:
- законность;
- гласность и учет общественного мнения;
- выборность и подконтрольность органов территориального общественного самоуправления гражданам;
- активное участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
- взаимодействие с органами местного самоуправления муниципального образования;
- свобода выбора гражданами форм осуществления территориального общественного самоуправления;
- сочетание интересов граждан, проживающих на соответствующей территории с интересами граждан региона.
Таким образом, органы общественного самоуправления территории не обладают закрепленными властными полномочиями, в механизме принятия ими решений не предусмотрена система государственного принуждения.
Решения, принимаемые органами общественного самоуправления, не являются обязательными для всех субъектов, на которых действуют эти органы.
Среди основных проблем, препятствующих внедрению и развитию организаций территориального общественного самоуправления, обычно подчеркивается следующее: низкая осведомленность населения о деятельности институтов данных организаций, недостаточный общественный интерес к институтам территориального общественного самоуправления, низкое финансирование, уровень квалификации персонала.
Часто стремление повысить эффективность институтов территориального общественного самоуправления сталкивается со следующими ограничениями: политическими, правовыми, кадровыми, экономическими, организационными, социальными и др.
Подводя итог, можно сказать, что территориальное общественное самоуправление – это разновидность социальной системы, которая не может функционировать вопреки интересам населения.
В отличие от институтов общественной инициативы, организации территориального общественного самоуправления по своей природе предназначены для решения общественных проблем.