Главная
АИ #23 (205)
Статьи журнала АИ #23 (205)
Территориальное общественное самоуправление: понятие, сущность, принципы

Территориальное общественное самоуправление: понятие, сущность, принципы

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

территориальное общественное самоуправление
муниципальное образование
принципы организации
нормативно-правовая основа

Аннотация статьи

В статье приведен анализ понятия «территориальное общественное самоуправление», его сущности, принципов и механизмов реализации, охарактеризовано территориальное общественное самоуправление на территории Российской Федерации.

Текст статьи

В настоящее время одной из ключевых задач государственной политики является решение проблемы развития локальных территорий. Однако, зачастую государственные и муниципальные органы власти не в состоянии оперативно их решать, в основном из-за удаленности территории.

В связи с этим возрастает роль и значение нового органа власти – территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на определенных участках муниципалитета.

Как социальная система, оно осуществляет самоуправление граждан для удовлетворения своих потребностей и интересов на территории их проживания. Территориальное общественное самоуправление необходимо гражданам для участия в решении административных проблем, для разъяснения населению направления и перспектив проводимой государственной политики, совместно решаются вопросы регионального значения: информирование населения о своей предвыборной программе депутатами, формирование мнения общественности.

Одним из направлений деятельности организаций территориального общественного самоуправления является осуществление взаимодействия с местными органами власти.

Субъекты территориального общественного самоуправления не являются ни общественным объединением, ни коммерческой организацией, основная цель данных организаций заключена в повышении уровня комфорта жизни населения (рис. 1).

image.png

Рис. 1. Направления деятельности организаций территориального общественного самоуправления (Составлено автором)

На сегодняшний день четко прослеживается устойчивая тенденция к увеличению числа организаций территориального общественного самоуправления, что свидетельствует о высоком уровне гражданской активности населения.

Организация территориального общественного самоуправления может быть зарегистрирована как юридическое лицо, так и не иметь государственной регистрации (рис. 2):

image.png

Рис. 2. Формы организации территориального общественного самоуправления (Составлено автором)

Безусловно, создание территориального общественного самоуправления как юридического лица имеет ряд существенных преимуществ. Выделяемые средства – это не только собственные средства граждан, но и городской бюджет.

Основанное на принципе «снизу-вверх», территориальное общественное самоуправление является проводником народной инициативы.

Организации территориального общественного самоуправления необходимы для быстрого и эффективного решения местных проблем жителей, которые сложно решить с помощью стандартных механизмов государственного и муниципального управления (например, установка детских площадок, оснащение родников и т. д.).

Жители муниципалитетов решают реальные проблемы, самоорганизуются по принципу добровольчества и при необходимости используют собственные инструменты, технику и оснащение.

В свою очередь, местные власти могут оказать содействие в координации действий участников проекта и предоставить жителям необходимый инвентарь, оборудование, расходные материалы и специалистов для решения выявленных проблем.

Правовую основу организаций территориального общественного самоуправления составляют:

  • Конституция Российской Федерации (ст. 130);
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 27);
  • Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • муниципальные правовые акты: уставы муниципальных образований, положения представительных органов местного самоуправления;
  • Уставы организаций территориального общественного самоуправления.

Можно выделить следующие основные принципы осуществления организациями территориального общественного самоуправления своей деятельности:

  • законность;
  • гласность и учет общественного мнения;
  • выборность и подконтрольность органов территориального общественного самоуправления гражданам;
  • активное участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
  • взаимодействие с органами местного самоуправления муниципального образования;
  • свобода выбора гражданами форм осуществления территориального общественного самоуправления;
  • сочетание интересов граждан, проживающих на соответствующей территории с интересами граждан региона.

Таким образом, органы общественного самоуправления территории не обладают закрепленными властными полномочиями, в механизме принятия ими решений не предусмотрена система государственного принуждения.

Решения, принимаемые органами общественного самоуправления, не являются обязательными для всех субъектов, на которых действуют эти органы.

Среди основных проблем, препятствующих внедрению и развитию организаций территориального общественного самоуправления, обычно подчеркивается следующее: низкая осведомленность населения о деятельности институтов данных организаций, недостаточный общественный интерес к институтам территориального общественного самоуправления, низкое финансирование, уровень квалификации персонала.

Часто стремление повысить эффективность институтов территориального общественного самоуправления сталкивается со следующими ограничениями: политическими, правовыми, кадровыми, экономическими, организационными, социальными и др.

Подводя итог, можно сказать, что территориальное общественное самоуправление – это разновидность социальной системы, которая не может функционировать вопреки интересам населения.

В отличие от институтов общественной инициативы, организации территориального общественного самоуправления по своей природе предназначены для решения общественных проблем.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (ст. 130).
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 27).
  3. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Поделиться

725

Реймер О. В. Территориальное общественное самоуправление: понятие, сущность, принципы // Актуальные исследования. 2024. №23 (205). Ч.II.С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/9520-territorialnoe-obshestvennoe-samoupravlenie-ponyatie-sushnost-principy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря