В начале XX века разрабатывались первые типовые проекты разработки городского пространства, которые были предназначены для различных целей, и включали как культурные, так и досуговые учреждения. Используя традиции европейского стиля, в таких центрах главным образом появлялись зрительные залы, которые, в свою очередь, были причиной проектирования и остального пространства [2, с. 106].
В уездах СССР создавались избы-читальни для повышения грамотности. В том числе активно создавались драматические, хоровые кружки для культурно-досугового отдыха населения. Особой популярностью пользовались сельскохозяйственные кружки. Были созданы клубы, которые пользовались массовым спросом со стороны как городских, так и сельских жителей.
Использовалось, в частности, типовое проектирование, которое подразумевало тиражирование уже разработанных и готовых к осуществлению архитектурно-планировочных стилей [6, с. 95].
С 1920-х гг. в СССР разворачивалась культурная революция создания рабочих клубов, которые послужили первыми прототипами российского опыта строительства культурных центров. Одним из наиболее заметных в Москве стал Дворец культуры автозавода им. Лихачева (рис. 1). В настоящее время ЗИЛ является объектом культурного наследия, который охраняется государством [6, с. 293].
Рис. 1. Дворец культуры автозавода им. Лихачева
Наиболее ярким примером культурного учреждения является Дворец пионеров на Ленинских горах (рис. 2), созданный в период 1959–1962 гг.
Рис. 2. Дворец пионеров на Ленинских горах
Будучи отличным от предыдущих Дворцов пионеров, данное здание располагало новыми бассейном и стадионом. В настоящее время здание называется Дворец пионеров, который официально представлен как Московский городской дворец пионеров (юношеский). Полифункциональность Дворца пионеров обусловлена наличием таких структурных частей, как спортивный центр, планетарий, библиотека, концертный и выставочный зал, зимний сад [1. с. 42; 4, с. 1295].
В советскую эпоху в 1987 г. был построен Дворец пионеров и школьников в г. Пензе (рис. 3), на примере которого можно рассмотреть особенности региональной архитектуры культурных центров. Здание было построено А. В. Щегловым. Функциональная характеристика Дворца первоначально задумывалась как развлекательная (наличие стрелкового тира), культурно-досуговая (музейная часть), учебно-воспитательная (большое количество кружков разного типа, лекционный зал, обсерватория и планетарий), культурно-зрелищная (наличие зрительного зала для представлений), спортивная (спортивный зал, секции) [3, с. 4].
Рис. 3. Дворец пионеров и школьников в г. Пензе
В России строительство современных культурных центров в качестве программы Минстроя РФ началось с 2007 г. Формат строительства полифункциональных культурных центров изменился за последние годы, потому что культурные центры стали использовать зональную планировку, чтобы проводить выставки, кинопоказы, фестивали, а также размещать внутри мастерские, небольшие кофейни и магазины [5, с. 2].
Таким образом, можно сделать вывод, что в России XX–XXI вв. активно создавались учреждения культуры, а в современной России строительство полифункциональных культурных центров стало приоритетом с 2013 г. В первую очередь, они предназначены для предоставления гражданам разнообразных услуг, предусматривающих соответствующую разработку городского пространства.