Историческая городская среда в России XX–XXI вв.

Секция

Искусствоведение и культурология

Ключевые слова

архитектура
городская среда
культурные учреждения
типовое строительство
городское пространство

Аннотация статьи

Первостепенная задача архитектуры заключается в создании всех необходимых условий для жизнедеятельности человека, помогая решать задачи социального характера, выраженные в сохранении и развитии культурно-ценностных ориентиров поколений. В статье исследуется историческая городская среда в России XX–XXI вв. на примере учреждений культуры.

Текст статьи

В начале XX века разрабатывались первые типовые проекты разработки городского пространства, которые были предназначены для различных целей, и включали как культурные, так и досуговые учреждения. Используя традиции европейского стиля, в таких центрах главным образом появлялись зрительные залы, которые, в свою очередь, были причиной проектирования и остального пространства [2, с. 106].

В уездах СССР создавались избы-читальни для повышения грамотности. В том числе активно создавались драматические, хоровые кружки для культурно-досугового отдыха населения. Особой популярностью пользовались сельскохозяйственные кружки. Были созданы клубы, которые пользовались массовым спросом со стороны как городских, так и сельских жителей.

Использовалось, в частности, типовое проектирование, которое подразумевало тиражирование уже разработанных и готовых к осуществлению архитектурно-планировочных стилей [6, с. 95].

С 1920-х гг. в СССР разворачивалась культурная революция создания рабочих клубов, которые послужили первыми прототипами российского опыта строительства культурных центров. Одним из наиболее заметных в Москве стал Дворец культуры автозавода им. Лихачева (рис. 1). В настоящее время ЗИЛ является объектом культурного наследия, который охраняется государством [6, с. 293].

image.png

Рис. 1. Дворец культуры автозавода им. Лихачева

Наиболее ярким примером культурного учреждения является Дворец пионеров на Ленинских горах (рис. 2), созданный в период 1959–1962 гг.

image.png

Рис. 2. Дворец пионеров на Ленинских горах

Будучи отличным от предыдущих Дворцов пионеров, данное здание располагало новыми бассейном и стадионом. В настоящее время здание называется Дворец пионеров, который официально представлен как Московский городской дворец пионеров (юношеский). Полифункциональность Дворца пионеров обусловлена наличием таких структурных частей, как спортивный центр, планетарий, библиотека, концертный и выставочный зал, зимний сад [1. с. 42; 4, с. 1295].

В советскую эпоху в 1987 г. был построен Дворец пионеров и школьников в г. Пензе (рис. 3), на примере которого можно рассмотреть особенности региональной архитектуры культурных центров. Здание было построено А. В. Щегловым. Функциональная характеристика Дворца первоначально задумывалась как развлекательная (наличие стрелкового тира), культурно-досуговая (музейная часть), учебно-воспитательная (большое количество кружков разного типа, лекционный зал, обсерватория и планетарий), культурно-зрелищная (наличие зрительного зала для представлений), спортивная (спортивный зал, секции) [3, с. 4].

image.png

Рис. 3. Дворец пионеров и школьников в г. Пензе

В России строительство современных культурных центров в качестве программы Минстроя РФ началось с 2007 г. Формат строительства полифункциональных культурных центров изменился за последние годы, потому что культурные центры стали использовать зональную планировку, чтобы проводить выставки, кинопоказы, фестивали, а также размещать внутри мастерские, небольшие кофейни и магазины [5, с. 2].

Таким образом, можно сделать вывод, что в России XX–XXI вв. активно создавались учреждения культуры, а в современной России строительство полифункциональных культурных центров стало приоритетом с 2013 г. В первую очередь, они предназначены для предоставления гражданам разнообразных услуг, предусматривающих соответствующую разработку городского пространства.

Список литературы

  1. Боженко И.А. Тенденции развития полифункциональных общественных центров в мегаполисах / Боженко И.А. // Стройкомплекс Среднего Урала. Екатеринбург. 2008 № 7–8 (120). С. 28-33.
  2. Сайко Э.В. Город как социокультурное явление исторического процесса / [Отв. ред. и авт. введ. Э. В. Сайко]. 260 с.
  3. Ильвицкая С.В., Смирнов А.В. Культурно-досуговый центр как архитектурный ориентир в пространстве современного российского города // Жилищное строительство. 2011. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-dosugovyy-tsentr-kak-arhitekturnyy-orientir-v-prostranstve-sovremennogo-rossiyskogo-goroda (дата обращения: 04.12.2023).
  4. Князева И.В., Сапрыкина А.Н. Формирование комплексного подхода к организации многофункциональных культурных центров в малых городах / И.В. Князева, А.Н. Сапрыкина // Креативная экономика. – 2015. – № 9(10). – С. 1291-1308. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/305096605_Formirovanie_kompleksnogo_podhoda_k_organizacii_mnogofunkcionalnyh_kulturnyh_centrov_v_malyh_gorodah (дата обращения 05.12.2023).
  5. Попова Н.А. Инновационная концепция реконструкции и реставрации историко-архитектурного наследия края в исследованиях и проектах // Вестник СГТУ. 2011. № 3 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsmonnaya-kontseptsiya-rekonstruktsii-i-restavratsii-istoriko-arhitekturnogo-naslediya-kraya-v-issledovaniyah-i-proektah (дата обращения: 04.12.2023).
  6. Цапенко М.П. О реалистических основах советской архитектуры. – М.:1952.

Поделиться

540

Прудникова В. А., Малая Е. В. Историческая городская среда в России XX–XXI вв. // Научно-технологическое развитие России в условиях новых вызовов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июня 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 47-50. URL: https://apni.ru/article/9526-istoricheskaya-gorodskaya-sreda-v-rossii-xx-xxi-vv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря