Главная
АИ #23 (205)
Статьи журнала АИ #23 (205)
Развитие системы боевой подготовки

Развитие системы боевой подготовки

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

слаживание подразделений и воинских частей
обучение военнослужащих
воспитание военнослужащих

Аннотация статьи

В данной статье раскрывается необходимость комплекса боевой подготовки подразделений, воинских частей, соединений для поддержания и совершенствования уровня боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Текст статьи

Боевая подготовка является основным содержанием повседневной деятельности командиров, органов управления и войск. Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями государства в качественно подготовленных военнослужащих, подразделениях, воинских частях и соединениях, способных успешно выполнять возложенные на них задачи.

Боевая подготовка представляет собой комплекс спланированных, организованных и систематически проводимых мероприятий по воинскому обучению и воспитанию личного состава, боевому слаживанию подразделений, воинских частей, соединений для выполнения боевых и других задач в соответствии с предназначением.

Произошедшее в начале 90-х годов прошлого века изменение экономических основ российского общества повлекло за собой сокращение бюджетных возможностей государства по финансированию Вооруженных Сил, в связи с этим появились существенные проблемы в организации и проведения мероприятий боевой подготовки в войсках. Все это негативно сказывалось на количестве и содержании учений и практических занятий по вождению, стрельбе и остальным предметам боевой подготовки, которые в значительной мере были сокращены.

Современная российская армия сделала качественный скачок в оснащении вооружением, военной и специальной техникой. Принципиально изменились приемы и способы ведения боевых действий в условиях применения высокоточного оружия, новых средств разведки и поражения, а также применения беспилотных летательных аппаратов. Качественно улучшились характеристики авиации, ракетно-артиллерийского вооружения, бронетанковой техники. Значительно усовершенствована экипировка военнослужащих. Появились новые средства вооруженной борьбы.

Все это наряду с процессами автоматизации управления войсками, внедрением тренажерной подготовки и компьютерных средств обучения нашло отражение в существующей сегодня системе боевой подготовки.

Боевая подготовка на сегодняшний день представляет собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания военнослужащих, слаживания подразделений, кораблей, летных экипажей, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения боевых задач совместно с приданными и взаимодействующими соединениями (воинскими частями и подразделениями) и обеспечения боевых действий в соответствии с предназначением.

В условиях ведения специальной военной операции, нестабильной военно-политической обстановки, роста напряженности в отношениях между странами, усиления опасности и количества угроз со стороны международного терроризма боевая подготовка стала безусловным приоритетом для Вооруженных Сил Российской Федерации.

B соответствии c необходимостью создания современных эффективных, боеспособных Вооруженных Сил мероприятия боевой подготовки проводятся круглогодично, в любых погодных условиях, на всех возможных театрах военных действий, днем и ночью. При этом ее важным элементом стал принцип состязательности, выведший процесс обучения личного состава на совершенно новый уровень.

Подтверждением этому являлись ежегодно проводимые Армейские международные игры, предшественниками которых стали всеармейские соревнования экипажей танков «Танковый биатлон» и конкурс воздушной выучки летных экипажей «Авиадартс».

Оба этих конкурса впервые проведены в 2013 году в рамках мероприятий по совершенствованию форм боевой подготовки войск, повышению состязательности и объективности в оценке лучших подразделений в различных видах и родах войск.

В настоящее время Армейские международные игры - одно из самых значимых событий современного этапа развития международного военного сотрудничества.

Конкурсы проходили одновременно на 29 полигонах пяти стран: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Узбекистана и России, в том числе в акваториях Каспийского, Балтийского и Черного морей.

Сборная России принимала участие во всех 30 конкурсах игр, проявила мастерство высочайшего класса, мужество и стойкость, безграничную волю к победе и заслуженно заняла первое место в общекомандном зачете.

Основная цель проведения АрМИ заключается не только в совершенствовании профессиональной выучки военнослужащих, укреплении доверительных отношений и международного военного сотрудничества оборонных ведомств стран-участниц, но и в патриотическом воспитании молодежи, повышении престижа военной службы.

Важным направлением деятельности органов управления боевой подготовкой войск (сил) является и организация плановой деятельности окружных и видовых центров боевой подготовки, созданных с целью сокращения продолжительности обучения личного состава, проверки готовности и подготовки соединений и воинских частей к выполнению задач по предназначению. Особенностью таких центров является объединение компьютерных классов со средствами подготовки органов управления, тренажерных комплексов вооружения, военной и специальной техники, учебно-тактических полей и полигонного оборудования в единое информационное пространство.

В ходе проводимых на базе центров боевой подготовки тактических (командно-штабных) учений, в том числе с помощью компьютеров на виртуальном поле боя проверяются слаженность отделений, служб, штабов и управлений соединений (подразделений) в целом, умения и навыки личного состава в выполнении своих обязанностей и взаимозаменяемости, а также уровень профессиональной подготовленности офицеров к реальной работе в условиях, приближенных к боевой обстановке.

Особое внимание обращается на организованность и слаженность, умелое обнаружение противника и организацию сбора данных, правильную оценку обстановки, своевременное принятие решений, четкую и полную постановку задач подчиненным, приданным подразделениям, штабную культуру и планирование боя, непрерывность ведения разведки, выполнение мероприятий радиоэлектронной борьбы, недопущение случаев потери связи и управления в условиях радиопомех, создаваемых противником.

Обеспечивая синхронизацию процессов обучения с планами поставок в Вооруженные Силы новых образцов вооружения, военной и специальной техники, непрерывно анализируя и обобщая опыт современных вооруженных конфликтов, контртеррористических и миротворческих операций, в том числе в Сирийской Арабской Республике, Нагорном Карабахе и Специальной военной операции на Украине, современные органы управления боевой подготовкой продолжают внедрять новые подходы к подготовке подразделений, наращивают интенсивность боевой учебы и количество мероприятий межвидовой (совместной) подготовки.

Деятельность высокопрофессиональных инструкторов и преподавателей, в сочетании с ответственностью и целеустремленностью обучаемого ими личного состава, позволяет Вооруженным Силам Российской Федерации достичь уровня боевой готовности и боеспособности ведущих армий мира и превзойти их.

Список литературы

  1. Наставление по боевой подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации.
  2. Тактика и оперативное искусство. Учебное пособие. – СПБ.: ВА MTO 2020 г.

Поделиться

693

Келипов С. И., Захаров М. Ю. Развитие системы боевой подготовки // Актуальные исследования. 2024. №23 (205). Ч.I.С. 24-26. URL: https://apni.ru/article/9527-razvitie-sistemy-boevoj-podgotovki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января