Главная
Конференции
Научно-технологическое развитие России в условиях новых вызовов
Педагогические условия патриотического воспитания школьников средствами ознакомл...

Педагогические условия патриотического воспитания школьников средствами ознакомления с родным краем

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

общество
патриотическое воспитание
традиции
знания
родной край
школьники

Аннотация статьи

В данной работе авторы считают, что в настоящее время перед обществом все чаще встает проблема воспитания и особенно, проблема патриотического воспитания школьников. Отмечается, что образовательные организации уделяют внимание данному вопросу, но уважение и любовь к родному краю должны прививаться и в семье.

Текст статьи

Прежде всего стоит напомнить, что под педагогическими условиями понимается совокупность внешних факторов, таких как материально-пространственная среда, меры, методы, средства, формы, возможности педагогической деятельности и внутренних условий личностных, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности, эффективное функционирование и развитие педагогической системы» [1, с. 10].

В педагогическом словаре-справочнике, при рассмотрении условий учебной деятельности, условия определяются как совокупность внешних обстоятельств, факторов, способствующих или препятствующих успешности учебной деятельности» [4, с. 6]. В настоящее время педагогические условия патриотического воспитания делятся на общие и частные условия.

Считаем, что процесс патриотического воспитания младших школьников средствами ознакомления с родным краем будет наиболее успешным при реализации некоторых педагогических условий:

  • активном участии в досуговой, внеурочной деятельности (выставки, концерты, тематические вечера, представления и т. д.);
  • взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (учащиеся – педагоги-родители) и т. п.

Важно знать не только историю своего государства, стран зарубежья, также необходимо знать и свой родной край, его историю, природу. Понимание необыкновенности, неповторимости своего края побуждает беречь свою малую Родину, сохранять народные традиции. Знание истории своего края способствует лучше понять его настоящее, предвидеть будущее.

Ознакомление с историей родного края, с его культурой является важным шагом на пути к развитию истинного патриота. Изучение истории родной земли, традиций, устоев народа считается важнейшим направлением в развитии патриотических чувств. Для того чтобы ребенок научился любить все это, необходимо воспитывать эти чувства с раннего возраста. Именно начальная школа имеет огромное значение в развитии этих чувств.

Рассмотрим подробнее первое педагогическое условие – активное участие в досуговой, внеурочной деятельности. Патриотическое воспитание осуществляется на основе применения различных форм и методов. Выделяют основные формы работы по патриотическому воспитанию: беседы, родительские собрания, индивидуальные занятия, различные мероприятия, конкурсы, игры, тестирования, праздники, классные часы, диспуты, викторины, экскурсии, презентации, проекты, утренники.

Классный час как форма воспитательной работы способствует формированию у младших школьников системы отношений к окружающему миру. Выделяют три основных функции классного часа: просветительская, ориентирующая, направляющая. Обычно классный час одновременно имеет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Экскурсия – самая действенная форма воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. На экскурсии ребенок знакомится с реальными объектами нашего мира. На ней происходит активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, оказывает большее воздействие на детей. Эта форма работы расширяет кругозор школьников, помогают им ощутить себя частью чего-то важного. В русле патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.

«Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта» [6, с. 92].

Народные и календарные праздники помогают детям почувствовать себя частицей своего народа, узнать о его традициях, нравах, обычаях, воспитывая бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего народа, родному языку.

Семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению.

В педагогической литературе представлено множество средств и методов патриотического воспитания (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Т. А. Ильина, И. Т. Огородников, И. С. Марьенко). На наш взгляд, можно выделить три основные группы методов:

  • методы формирования сознания личности;
  • методы организации деятельности информирования опыта поведения;
  • методы стимулирования поведения и деятельности.

Полагаем, что наиболее эффективными формами и методами патриотического воспитания средствами ознакомления с родным краем младших школьников можно считать:

  • экскурсии и походы по родному краю;
  • коллективные творческие дела;
  • праздники, посвященные памятным датам;
  • выставки рисунков и поделок;
  • викторины и конкурсы;
  • акции;
  • конкурсно-игровые программы;
  • круглый стол и т. д.

Данные формы воспитательной работы определяют у младших школьников свою роль и место в обществе, развивают любовь к Родине, истории своей Родины.

Рассмотрим следующее педагогическое условие – взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Процесс патриотического воспитания младших школьников осуществляется эффективнее при включении в воспитательную систему школы гражданско-патриотического направления. Процесс патриотического воспитания должен быть равнозначен урочной системе занятий.

В современное время значительно вырос статус патриотического воспитания, который требует более новых и активных мер. Общество нуждается в новом уровне сотрудничества в деле воспитания детей и молодежи государства, семьи, церкви и других традиционных религиозных организаций народов России, политических партий, общественных объединений, средств массовой информации.

В патриотическом воспитании младших школьников важна мотивация, особенно со стороны учителя. Мотивами, побуждающими к патриотическому воспитанию в младшем школьном возрасте, являются – чувство единства с семьей, ответственность перед родителями, учителями, друзьями, стремление проявлять заботу об окружающих.

Самое важное взаимодействие в процессе патриотического воспитания младших школьников занимает «учитель – ученик», которое включает в себя:

  • обмен опытом, ценностями во внеурочное время;
  • приобщение младших школьников к ценностям общества.

Семья является первым и главным воспитательным институтом, с которым каждый человек имеет связь на протяжении всей жизни. В семье у ребенка формируется базовое представление о социальной роли в жизни каждого человека и понятия о социальной адаптации. Именно семья вкладывает в ребенка личностные качества, основы нравственности, поведения в обществе, нормы, морали, желание сделать что-то полезное для общества, любовь к малой Родине, интерес к истории своей родины.

Очень важно, чтобы патриотическим воспитанием занималась и школа, и семья. Нужно, чтобы семья вносила свой вклад, а школа поддерживала полученные знания. Младшие школьники берут пример с родителей, поэтому очень важно в этом возрасте разговаривать с ребенком как со взрослым, о серьезных вещах, которые происходят в нашем мире. Только совместная, целенаправленная работа всех социальных институтов может дать желаемый результат в патриотическом воспитании детей в младшем школьном возрасте.

Напомним, что «патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [2, с. 10].

Самое главное качество, которое должен приобрести каждый человек с младшего школьного возраста – это вера в себя, чувство собственного достоинства. Педагог должен создать благоприятную атмосферу в классе для формирования творческой, активной личности каждого младшего школьника. Школа должна давать возможность для развития духовно-патриотического воспитания, но важно, чтобы каждая семья, воспитывая своего ребенка, делала акцент на патриотическом воспитании.

Считаем, что педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании будет более эффективным при соблюдении данного алгоритма:

  • определение потенциала семьи в воспитании детей;
  • постановка конкретных воспитательных задач и выбор способов их реализации;
  • разработка программы совместных действий семьи и школы по направлениям;
  • практическое осуществление этой программы в воспитательном процессе.

Подводя итог, отметим, что в свое время К. Д. Ушинский обращал внимание взрослых на такой факт, что «если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития» [3, с. 210].

Список литературы

  1. Конасова Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку / Конасова, Н.Ю. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 17 с.
  2. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе / Микрюков, В.Ю. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 467 с.
  3. Побединская Л.А. Дни воинской славы России: сценарии праздников в школе. / Побединская, Л.А. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 167 с.
  4. Тюшкевич С.А. Негасимое пламя Великой Победы. / Тюшкевич, С.А. 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 525 с.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 22.05.2024).
  6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / Харламов, И.Ф. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 264 с.

Поделиться

600

Чуева Е. Ю., Щуров Р. Н. Педагогические условия патриотического воспитания школьников средствами ознакомления с родным краем // Научно-технологическое развитие России в условиях новых вызовов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июня 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 92-97. URL: https://apni.ru/article/9529-pedagogicheskie-usloviya-patrioticheskogo-vospitaniya-shkolnikov-sredstvami-oznakomleniya-s-rodnym-kraem

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря