Особенности формирования познавательной самостоятельности студентов педагогического колледжа средствами информационно-коммуникационных технологий

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

познавательная самостоятельность
информационные технологии

Аннотация статьи

В статье на основе анализа понятия самостоятельность в педагогической литературе формулируются требования к организации процесса формирования познавательной самостоятельности студентов-будущих учителей с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Текст статьи

Самостоятельность человека – это черта характера, отражающая стремление и способность поступать соответственно собственным взглядам и убеждениям, независимо от внешних явлений. В психологии самостоятельность – стержневое качество личности, которое проявляется в процессе выполнения познавательных и практических задач. Психологами установлено взаимодействие разных видов и уровней этого качества человека. Возрастая при выполнении какой-либо работы, самостоятельность обретает тенденцию переноса на другие родственные виды деятельности. Впоследствии познавательная самостоятельность стала трактоваться как качество личности.

Существует множество определений данного понятия, но мы считаем наиболее полно отражающим суть познавательной самостоятельности определение Н.П. Половниковой. «Познавательная самостоятельность человека, согласно этому определению, – это свойство личности, характеризующееся стремлением и умением без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающей действительности».

Иначе говоря, это готовность (способность и стремление) своими силами продвигаться в овладении знаниями. То есть это качество формируется главным образом в процессе обучения в школе, в колледже, в институте, и прежде всего на занятиях, поэтому надо уяснить его сущность, чтобы четко представлять себе, что конкретно формировать и как это делать на разных этапах занятия. В процессе обучения в педагогическом колледже должны добиваться такого проявления познавательной самостоятельности, которое не обуславливается непосредственными обстоятельствами, а является устойчивой духовной потребностью студента. Лишь в этом случае наш воспитанник не эпизодически, а в течение всей своей жизни будет самостоятельной активной личностью, стремящейся к творческому решению встающих перед ним задач. Принято считать, что по мере накопления знаний и умений возрастает и самостоятельность учащегося. Суммируя все вышесказанное, мы можем определить познавательную самостоятельность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается особым образом в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Показателями познавательной самостоятельности можно назвать: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д. Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося – это динамический, изменяющийся показатель.

Таким образом, преподаватель по степени активности в учебном процессе занимает лидирующую позицию, выступая в основном в роли ретранслятора и контролёра знаний. Наиболее полно умственная самостоятельность студентов и школьников проявляется в различных формах самостоятельной работы, доля которой в учебных планах во всех типах учебных заведений в перспективе должна и будет увеличиваться. Идеальным результатом обучения считается достижение такого уровня развития познавательной деятельности учащихся, когда они могут самостоятельно ставить задачу, находить способы ее решения, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности, а затем формулировать следующие задачи, т.е. когда ученики овладевают всеми компонентами рационально организованной структуры познавательной деятельности, характерной для самообразования.

Традиционная форма обучения не может в полной мере решить задачу формирования познавательной самостоятельности. Необходимы новые формы, виды, средства, методы обучения, которые давали бы новое «качество» образования. Информационные технологии служат актуальным средством привлечения студентов к самостоятельной работе. Сегодня новые информационные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Информатизация образования является одним их приоритетных направлений программы развития образования. При этом очевидно, что задачу информатизации школьного и вузовского образования нельзя свести только к задаче насыщения школьных классов современной вычислительной техникой. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Информационные технологии раскрывают материал так, как это невозможно сделать при помощи традиционных технологий. Системное, эффективное формирование познавательной самостоятельности для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. Успешность намеченных в ПОО преобразований во многом зависит от их применения. Информатизация – это важнейшее направление модернизации системы образования.

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, интенсифицировать занятия, а главное – совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как педагога, так и студентов. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления и усвоения информации за счет реализации принципа мультимодальности. В соответствии с этим принципом, в процессе обучения должны быть задействованы различные каналы восприятия и переработки информации - аудиальный, визуальный, кинестетический. Кроме того, информационные технологии позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью информационных технологий их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать, прогнозировать развитие событий и проверять свои гипотезы.

Применение информационных технологий в процессе обучения студентов сначала может носить внешний характер, но при соответствующем подборе содержания и организации их деятельности (которая во многом задается компьютерными программами) оно может перерасти во внутреннюю. Информационные технологии влияют на развитие самостоятельности, самоконтроля, рефлексии, а так же они помогают осуществлять текущий контроль и самоконтроль. Выполнение заданий в режиме тренинга не ограничивается во времени, есть возможность использовать помощь, неверный ответ не «встает» на место. Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы: 1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные варианты методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени); 2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

Как и любой метод обучения, самостоятельная работа - многомерное явление. Ее основу составляют те средства обучения, которые являются, в сущности, источником деятельности, ее предметной основой. Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать студенту в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, т.е. создает условия для самостоятельного приобретения ими знаний.

Поделиться

3761

Матвеева Д. А., Калашникова Н. И., Кононыхина Л. Н., Трухачёва Л. В. Особенности формирования познавательной самостоятельности студентов педагогического колледжа средствами информационно-коммуникационных технологий // Конструктивный потенциал современных гуманитарных и социально-экономических наук: проблемы наращивания и реализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 июня 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 78-81. URL: https://apni.ru/article/953-osobennosti-formirovaniya-poznavatelnoj-samost

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января