Главная
АИ #23 (205)
Статьи журнала АИ #23 (205)
Понятие правового статуса прокуратуры

Понятие правового статуса прокуратуры

Автор(-ы):

Кузьминых Елена Сергеевна

5 июня 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

прокуратура
государство
разделение властей

Аннотация статьи

В статье анализируется правовой статус прокуратуры в системе органов государственной власти. Исследована обусловленность отнесения прокуратуры к определенной ветви власти функциональной направленностью ее деятельности. Рассмотрен вопрос взаимоотношений между прокуратурой и органом власти Российской Федерации.

Текст статьи

Прокуратура в Российской Федерации представляет собой централизованную систему органов, которая осуществляет от имени государства надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Место прокуратуры в системе государственных органов предопределено ее конституционно-правовым статусом. Поправка 2014 года к Конституции Российской Федерации, изменила название главы на «Судебная власть и Прокуратура». Данный факт можно рассматривать как доказательство теории о том, что прокуратура существует отдельно от трех ветвей власти [3, с. 228].

Рассматривая вопрос определения места прокуратуры в механизме страны, мы полностью согласны с суждением Л. А. Исаевой, которая полагает, что «…прокуратура относится к нетипичным ветвям власти и входит в надзорную ветвь государственной власти, так как она обладает своей организационной структурой, характеризуется не подчиненностью иным ветвям государственной власти, осуществляет властные полномочия в процессе своей профессиональной деятельности, обладает своими методами, формами и процедурами деятельности» [5, с. 633].

Не примыкая ни к одной из ветвей власти, прокуратура, исторически обладая особыми полномочиями, безусловно, является специфическим органом обеспечения законности. Система органов государственной власти по обеспечению законности представлена внушительным кругом компетентных структур. В этой системе, на наш взгляд, следует выделить подсистемы государственных органов, целью деятельности которых является обеспечение законности в разных сферах общественных отношений.

Таким образом, прокуратура Российской Федерации, относится к федеральным органам государственной власти с особым статусом.

Статья 129 Конституции Российской Федерации определяет прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [1]. Этот закон определил задачи прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, порядок назначения прокуроров, их компетенцию, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры. Как и любому другому виду правоохранительных органов, прокуратуре свойственен ряд характерных признаков, отличающих ее от других государственных органов:

  • наличие полномочий осуществления правоохранительной деятельности, возложенных специальным законом;
  • осуществление правоохранительной деятельности в строгом соответствии с установленными законом правилами и процедурами;
  • наличие права применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушения;
  • обязанность исполнения решений, принятых правоохранительными органами, должностными лицами и гражданами.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратур за рубежом зависят от места и выполняемой роли прокуратуры в системе органов государственной власти. По этим признакам страны разделены на четыре группы:

  1. Страны, где прокуратура входит в состав министерства юстиции, может относиться к органам правосудия и действовать при судах, а прокуроры принадлежат к судейскому корпусу («магистратуре»). В эту группу относятся США, Франция, Страны Бенилюкса, Израиль, Япония и т. п.;
  2. Страны, где прокуратура полностью включена в состав судебной системы, находится при судах, может пользоваться административной автономией. Среди стран, использующих такую систему, можно выделить Испанию, Колумбию, Болгарию и др.;
  3. Страны, где прокуратура выделена в самостоятельную систему и подотчетна парламенту или главе государства. Такая система применяется в КНР, Вьетнаме, КНДР, Кубе и Лаосе.
  4. Страны, где прокуратуры или аналогичных ей органов вообще нет – Великобритания [6, с. 163].

При сравнительном анализе различных современных правовых систем, следует отметить, институт прокуратуры присущ романо-германской правовой системе.

В англо-американской правовой семье основным источником права является судебный прецедент. В странах, относящихся к данной правовой семье, не было условий для формирования прокуратуры как надзорного органа, вследствие чего данный орган здесь относится к исполнительной власти.

Уникальность прокуратуры в связи с универсальностью ее деятельности состоит в том, что ей в совокупности присущи признаки всех видов государственной службы, при приоритетном значении прокурорской и следственной службы. В главе 7 Конституции Российской Федерации наряду с судебными органами статьей 129 статус прокуроры закреплен в общих чертах и указано, что она составляет централизованную систему, деятельность которой определяется федеральным законом.

По Федеральному закону «О прокуратуре» [1] служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре» [1] являются государственными гражданскими служащими органов прокуратуры.

Под гражданским служащим понимается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Государственные гражданские служащие, занимая ту или иную должность, сосредоточены на осуществлении задач и функций государства в различных сферах общественных отношений.

Следует отметить, что ранее, в Российской империи, в СССР и в Российской Федерации до середины 90-х годов 20 столетия государственная гражданская служба «также включала в себя трудовую деятельность людей, которая выражалась в выполнении административных (организаторских, управленческих функций), а также в оказании услуг в материальной и социально-культурной сфере» [4, с. 10].

С ростом числа государственных служащих в губерниях – субъектах Российской империи, государственные гражданские «штатские служащие» в конце XVIII в. были «выходцами из трех сословий: дворян, представителей духовного звания и из обер-офицерских детей» [2, с. 14]. К середине XIX на государственную службу принимались «дети подьячих, приказных и канцелярских служителей», которые затем создали касту потомственных государственных служащих на уровне губерний.

Деление государственных служащих, помимо того, которое обусловлено дифференциацией видов государственной службы, возможно также по видам органов государственной власти можно различать служащих органов законодательной, исполнительной и судебной власти, и иных органов, не входящих ни в одну из ветвей государственной власти. Это служащие, например, органов прокуратуры. Закон о прокуратуре по объему прав и обязанностей разграничивает четыре группы прокурорских работников, относящихся к государственным служащим органов прокуратуры.

Гражданский служащий органов прокуратуры – физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном Законом о прокуратуре порядке и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных прав и обязанностей.

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного служащего субъекта Российской Федерации – субъект Российской Федерации.

При поступлении гражданина на государственную службу ему, в зависимости от замещаемой должности, делегируется выполнение определенных функций и задач государства. При этом его государственно-служебная деятельность регулируется как в рамках общего правового статуса государственного служащего, присущего и идентичного для абсолютно любого государственного служащего соответствующего вида, так и в рамках специального правового статуса, то есть в рамках совокупности прав и обязанностей (полномочий) государственных служащих, обусловленных замещаемой им должностью.

Содержание службы в органах и учреждениях прокуратуры определяется совокупностью условий, действий и процедур, характеризующих особенности этой службы, которые, прежде всего, подчинены интересам оптимального выполнения прокурорскими работниками задач и функций прокуратуры.

Возвращаясь к вопросу определения места прокуратуры в механизме страны, мы полностью согласны с суждениями тех ученых, которые полагают, что прокуратура относится к нетипичным ветвям власти и входит в надзорную ветвь государственной власти, так как она обладает своей организационной структурой, характеризуется неподчиненностью иным ветвям государственной власти, осуществляет властные полномочия в процессе своей профессиональной деятельности, обладает методами, формами и процедурами деятельности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
  2. Вакилев Т.Р. Провинциальное чиновничество в системе государственного управления во второй четверти XIX века: на материалах Пензенской губернии: Т.Р. Вакилев. – автореф дисс. канд. ист. наук. – ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». – Пенза. – 2017 – 370с.
  3. Григорьева О.О. Место правоохранительной службы в системе государственной службы Российской Федерации // Успехи современной науки 2019, Том 6, № 4 – С. 228.
  4. Жукова С.М. Государственная гражданская служба в Российской Федерации: монография / С.М. Жукова. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. – С. 10.
  5. Исаева Л.А. Место прокуратуры в системе разделения властей // Журнал «Аллея науки. издательство: ИП Шелистов Денис Александрович (Издательский центр «Quantum»). – ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет. – Уфа. – 2018. – том 2 – № 17. – С. 633.
  6. Настольная книга государственного служащих / Отв. ред. В.И. Шкатулла. – М.: Рос. Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2020. – 1076 с.

Поделиться

229

Кузьминых Е. С. Понятие правового статуса прокуратуры // Актуальные исследования. 2024. №23 (205). Ч.II.С. 15-17. URL: https://apni.ru/article/9535-ponyatie-pravovogo-statusa-prokuratury

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля