Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса в профессиональном образовании существенно возрастает роль преподавателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других – реализация ведущих педагогических процессов остается за преподавателями. С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель все более осваивает функции консультанта, советчика. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, т.к. в профессиональной деятельности педагога реализуются не только специальные, предметные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.
Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий, сегодня концентрируются в информационной сфере. Считается, что ХХI век будет веком информатики, а современный этап характеризуется как телекоммуникационный. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Учиться всю жизнь, совмещая это с работой? Именно такая потребность, а также появление информационных и компьютерных технологий привели к созданию дистанционного обучения.
В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. Оно берёт начало в Европе в конце XVIII века с появлением регулярной и доступной почтовой связи, когда возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века. Появление в начале XX века телеграфа, телефона, а затем радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи на советском телевидении, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток – у учащегося не было обратной связи. В XXI веке доступность персональных компьютеров и Интернета появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать аудио- и видеотрансляции, аудио- и видеоконференции, интернет-конференции, интернет-трансляции, а также онлайн-симуляторы и игры-менеджеры, имитирующие процессы обучения, дающие базовые навыки.
Дистанционное обучение – совокупность информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также контроль за усвоением материала в виде сдачи тестов, логических схем, тест-тренингов, зачётов и экзаменов.
Основными компонентами ДО являются: интерактивная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов информационно-поисковой деятельности и методического обеспечения, а также контроля результатов усвоения учебного материала. Средствами дистанционного образования являются все виды информационных технологий, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д. Задача преподавателя – помочь организовать обучающий процесс, в случае возникновения затруднений, всегда можно получить у него консультацию. Весь учебный процесс в ДО представлен набором дисциплин. Каждая дисциплина состоит из модулей – логически завершенными блоками информации, которые по содержанию адекватны определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Лекционный материал предоставлен слушателям в цифровом формате в виде слайд-лекций, которые оформлены с использованием педагогического дизайна, что способствует активизации внимания обучающегося и повышает уровень усвоения изучаемого материала. Вся необходимая и полезная информация в учебном процессе объединена, систематизирована и изложена простым и понятным языком. После прослушивания каждой лекции сдаётся тест. После изучения каждого модуля по нему сдаётся модульный тест, без сдачи которого дальнейшее обучение невозможно. После сдачи всех модулей открывается итоговый тест зачёта или экзамена по данной дисциплине. Дистанционное обучение можно разделить на следующие секторы:
- Корпоративный – учреждения создают в своих структурах центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки своего персонала, а сотрудники проходят необходимые тренинги, переподготовку и переобучение в пределах своей организации, а часто даже не покидая своих рабочих мест, что существенно снижает уровень затрат на корпоративное обучение.
- Образовательный – в системе высшего и среднего образования расширяет возможности получения профессионального, дополнительного и послевузовского образования, повышения квалификации;
- Управленческий – в органах государственного и местного управления позволяет проводить повышение квалификации и переподготовку кадров.
Рассмотрим преимущества ДО для студентов:
- Доступность – можно учиться в любом месте, где есть компьютер с доступом в Интернет (дома, на работе, с ноутбуком в поезде) и не зависит от местоположения учебного центра.
- Социальность – снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания, материальных условий, возраста и состояния здоровья.
- Качественность – позволяет обучаться и консультироваться у высококвалифицированных преподавателей, постоянный мониторинг усвоения знаний, осуществлять постоянный контакт с другими студентами, а значит, могут быть реализованы групповые работы (например, курсовые), что дает студентам так необходимый сейчас всем навык командной работы.
- Индивидуальность – позволяет реализовать для студента индивидуальную учебную программу, индивидуальный учебный план, индивидуальный график занятий и последовательность изучения предметов и темп из изучения, особенно для работающих, а также для молодых мам и инвалидов
- Объективность – система оценки знаний объективна и независима от преподавателя; здесь невозможно поставить оценку «с пристрастием».
- Инновационность – использование самых современных информационных технологий, позволяет слушателям их осваивать и применять.
- Экономичность – значительная экономия затрат на помещения и их аренду, транспортных расходов и времени, все необходимые учебные материалы студент получает сразу при зачислении на электронных носителях, не придется тратить время на переписывание конспектов, можно слушать и смотреть видеолекции столько раз, сколько необходимо.
- Непрерывность – освоив один уровень, можно с лёгкостью перейти к освоению программы следующего уровня.
- Мобильность – информация корректируется преподавателем каждый день, а значит, студент изучает актуальный материал, становится профессионалом.
Таким образом, дистанционное образование открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.