Становление ᴎ развитие высококачественных исторических знаний представляет собой наиважнейшую задачу для общеобразовательной организации. Эти знания не только лежат в основе мировоззрения каждого индивида, но также служат фундаментом для его гражданской активности и патриотизма. Историческое знание представлено в виде исторических терминов и представлений, которые тесно связаны между собой. Исторические представления представляют собой образы объектов (фактов) прошлого, сохраненные в памяти и локализованные во времени и пространстве. Важно отметить, что освоение исторических фактов и закономерностей только на основе определений, без конкретных образов, может привести к возникновению вербализма и отдалению исторического знания от живого опыта каждого индивида [6].
Исторические знания, в основном, формируются в процессе изучения истории, однако приобретение культурного и исторического сознания определенной социальной или этнической группы, к которой принадлежит человек, также существенно способствует этому процессу [1, с. 99-105; 4, с. 13-17]. Исследования показывают, что исторические знания и идеи традиционно присутствуют в культуре любого народа, ярко отражая национальное понимание исторического опыта и передаваемые через устную и письменную традиции [2, с. 113-126; 3, с. 79-87].
Исторические представления являются важной формой познания исторической реальности, с которой начинается процесс формирования исторических знаний и в которой он уже на завершающем этапе находит свое выражение после рационального осмысления информации.
Четкость исторических представлений является наименьшей в группе молодых людей, что говорит о необходимости совершенствования процесса исторического образования в современной школе.
Преподавание истории в школе должно быть основано на сочетании восприятия ярких образов исторических событий и рационального их осмысления, использования проектной и поисковой деятельности обучающихся, информационно-коммуникационных технологий, материалов художественной литературы и кинематографа.
Для формирования представлений необходимо использовать методы, направленные на активное восприятие образов исторических явлений со стороны обучающихся. В качестве источников для формирования исторических представлений могут служить наглядные пособия, которые имеют изобразительный и частично схематический характер, повествовательные и описательные элементы рассказов преподавателя, тексты учебников и исторические документы, а также художественная литература. При устном изложении материала важно использовать живописные приемы описания и повествования с яркими деталями исторической обстановки, быта, одежды, внешности людей, их инструментов, оружия и т. д., которые могут быть взяты из исторических документов, научно-популярной и художественной литературы, основанные на сохраненных в памяти представлениях учеников. Один из эффективных методов, способствующих формированию ярких образов в устной речи, – это прием персонификации или олицетворения (например, описывать москвичей, как будто они делают что-то вместе – гончарная мастерская). Персонификация может быть дополнена методом драматизации, когда вводится прямая речь и диалоги, например, между Дмитрием Донским и Боброком, или Александром Невским и новгородцами. Еще одним полезным методом является воображаемое путешествие в древность с помощью наглядных пособий, позволяющее представить торговые центры поселений того времени.
Приемы презентации материала включают использование ярких образов в рассказах, интересных и характерных деталей из художественной литературы и исторических документов. Например, отрывки из хроник.
Сочетание слова и изображения, созданное путем сочетания словесной презентации с наглядным пособием, имеет большое значение.
Для создания представлений большое значение имеет не только восприятие, но и воспроизведение обучающимися исторических образов, как устных, так и письменных, а также визуальных – рисование, лепка (День русского мальчика в XXI веке - для описания и зарисовки одного из моментов жизни).
Методы, способы и приемы создания исторических представлений:
- Выберите несколько исторических справочных материалов, которые ярко отражают явление или событие;
- При составлении исторических представлений учитывайте возрастные особенности учащихся;
- Необходимо широко использовать визуальные методы обучения;
- Живая речь учителя (вербальные методы обучения);
- Представление об историческом времени. Они начинают формироваться при получении начального общего ᴎ основного общего образований, лента времени играет особую роль в наглядности;
- Они формируют пространственные представления с помощью карты;
- Задача формирования исторических представлений;
- Исторические термины (формы мышления), движение от неполного к более полному и глубокому знанию. Обучающиеся узнают об основных существенных характеристиках исторических фактов.
Интерес к тому, что они видят и слышат, мобилизует внимание обучающихся, помогает им выделять и запоминать важные детали. В формировании представлений участвуют не только память, чувства и воображение, но и мыслительная деятельность учеников. Учитель должен руководить этим уроком, т. е. не просто показывать картинку, вести рассказ, читать документ, но подчеркивать интонацией ключевые моменты в рассказе, анализировать картинку с обучающимися, выделять в ней наиболее важные элементы, отмечать определенные моменты в документе и т. д.
Этапы деятельности учителя по формированию исторических представлений:
- отбор фактов для построения системы представлений о конкретном историческом событии. Для понимания сущности явления, периода и создания основы для усвоения отношений выбираются один основной и 2–3 эталонных образа;
- выберите или запустите визуализации для создания изображений, соответствующих эпохе;
- выбор методов и приемов изложения фактов;
- использование цифрового материала и соотнесение его с опытом учеников (высота конструкций по сравнению с многоэтажными зданиями, ширина – с размером аудитории, вес – с весом учащихся и т. д.);
- воспроизведение обучающимися изученного материала.
Формирование исторических знаний начинается именно в форме представлений. Начинать этот процесс следует в дошкольном детстве и младшем школьном возрасте, закладывая в сознание ребенка представления о ярких и героических страницах истории своей страны, об истории родного края, о быте и культуре народов России. При этом нужно использовать яркие описания, сопровождаемые наглядными изображениями, а также включать детей в поиск информации об истории своей семьи, родного края, в продуктивную деятельность, выполнение проектов [5, с. 23-24].
Систематическое изучение истории, начинающееся в подростковом возрасте, также должно быть ярким, основанным на наглядных и эмоционально-насыщенных образах конкретных людей и событий. Но для подростков и юношества важно не только формирование наглядного, эмоционально-насыщенного образа исторических деятелей и событий, но и самостоятельный анализ проблемного поля, связанного с их осмыслением, сопоставление различных точек зрения и позиций, имеющихся в науке. Научить самостоятельно мыслить, анализировать исторические процессы и события, деятельность тех или иных исторических деятелей – важнейшая задача учителя. Необходимо, чтобы обучающиеся поняли, что изучение истории – это не столько запоминание имен и дат, сколько самостоятельное размышление, в котором невозможно достижение однозначной истины. В исторической науке всегда будет много противоречивых теорий и позиций по большинству вопросов, и это говорит о том, что наука живет и развивается. Обучение самостоятельному анализу и формированию своей аргументированной точки зрения – сложная задача. Но только так можно сформировать крепкие знания и яркие, но при этом обобщенные, выделяющие самые существенные стороны людей и событий, исторические представления.
Четкие и обобщенные исторические представления будут сформированы у обучающихся, только если удастся сопрягать наглядность образа с глубиной анализа, тогда представления обретут глубину, обобщенность. Богатство мысли не обедняет, а, напротив, обогащает образ. С психологической точки зрения можно говорить об этапах познания действительности человеком, в котором чувственное познание (восприятие, представление) начинает процесс, затем действует в паре с рациональным осмыслением при ведущей роли последнего, а на завершающем этапе именно чувственное познание как бы подводит итог, создавая более или менее наглядный, обобщенный, абстрагированный образ изучаемого, который содержит концентрированный итог познания в целостной форме.
Основываясь на вышесказанном, сделаем выводы о том, что исторические представления являются важной формой знаний об исторической реальности; именно с них начинается процесс формирования исторических знаний и именно в них он потом находит свое концентрированное выражение на заключительном этапе после глубокого рационального осмысления.